Как минчанка Ирина Метлицкая стала известной благодаря киноленте «Палач»
В 1990 году на экраны вышел фильм «Палач». В нем снялась минчанка Ирина Метлицкая, которая после исполнения роли главной героини стала известной. Также на съемочной площадке оказался тогда еще юный Дмитрий Нагиев. Подробности — в материале корреспондента газеты «Минский курьер».
О чем кино
Трое благополучных мужчин (врач, скульптор и метрдотель), развлекаясь на даче, вводят журналистке Ольге наркотик, насилуют ее. Придя в себя, девушка не обращается в милицию, а решает отомстить другим способом. Продает фамильные драгоценности и просит криминального авторитета Вольдемара наказать обидчиков.
Когда неизвестные затянули в подвал дочь метрдотеля и сделали с ней то же, что ее отец с Ольгой, остальные пробуют откупиться от мстительницы. Посылают к ней с деньгами Андрея, который тоже присутствовал на даче, но в надругательстве не участвовал. Увидев парня, Ольга с порога ранит его ножом. Потом начинает выхаживать молодого человека, возникает взаимная симпатия.
Тем временем при загадочных обстоятельствах погибают скульптор и доктор. Маховик мщения запущен, обратного пути нет. Девушка понимает: за Андреем тоже придут, ведь он в списке для Вольдемара.
В лучших традициях
Режиссер Виктор Сергеев и сценарист Сергей Белошников на рубеже 1980–1990-х годов в альянсе сделали три потрясающие ленты: «Палач», «Гений», «Странные мужчины Семеновой Екатерины». К авторству на большом экране каждый шел долгим путем.
Виктор учился на факультете журналистики ленинградского университета. Но в 1960-м начал работать не по специальности — отправился в Минск, устроился ассистентом режиссера на «Беларусьфильм». Спустя пять лет перебрался на ленинградскую студию на ту же должность. Свою первую ленту — «Клад» — снял лишь в 1988 году, когда ему исполнилось 50 лет.
С. Белошников по профессии художник. Некоторое время руководил художественной школой в городе на Неве. Первый самостоятельный сценарий создал в 1987-м, когда ему было уже далеко за 30.
Это как раз тот случай, когда двое одаренных людей с богатым жизненным опытом, с собственным пониманием кинематографических жанров смогли выплеснуть на экран уникальную для своего времени ленту. На первый взгляд кажется, что «Палач» — боевик и триллер, сделанный людьми, которые насмотрелись западного кино. Но в фильме — русская философия и даже атмосфера произведений Достоевского. Получилась трагедия, показывающая, что месть работает совсем не так, как в картинах Голливуда с торжеством справедливости в финале. За каждое решение Ольге приходится ответить. Палач и жертва парадоксально уживаются в одном человеке. Надо отдать должное создателям: они не пошли по пути современников, оставили за кадром сцены насилия и обнажения. Зато гнев и сострадание очень натуральны.
Снялся за компанию
Роль Ольги предложили актрисе театра «Современник» Ирине Метлицкой. Будущая звезда провела детство и юность в Минске. В 1978-м еще десятиклассницей сыграла хладнокровную Катю Шумейко в картине Игоря Добролюбова «Расписание на послезавтра». Как и ее героиня из белорусского фильма, Ирина училась в математической школе, поступила на физмат БГУ. Но раскрывшийся во время съемок актерский дар начал вести ее по жизни. И через год она стала студенткой первого курса театрального училища имени Б. Щукина.
Интересны и актеры, сыгравшие насильников, которых в определенный момент становится жалко. Например, Сергей Газаров, исполнивший роль метрдотеля, на момент съемок уже несколько лет был законным супругом Метлицкой.
Борис Галкин, которого все привыкли видеть в образах бесстрашных офицеров, в этой картине — скульптор, один из обидчиков Ольги.
Станислав Садальский убедительно сыграл доктора. Его подручные Вольдемара похитили и сделали наркоманом. Словом, авторы соблюли правило Дона Корлеоне из романа «Крестный отец» (1969): «Месть — это блюдо, которое нужно подавать холодным».
Спортсмен, комсомолец и просто красавец артист Андрей Соколов стал на экране тем самым положительным Андреем. В 1988 году исполнитель проснулся знаменитым после премьеры фильма «Маленькая Вера».
Ларисе Гузеевой всегда удавались роли коварных женщин. В «Палаче» она сыграла знакомую Ольги Свету, с подачи которой последняя оказалась на злополучной даче. Также эта героиня свела Ольгу с криминальным авторитетом, устроившим вендетту.
В эпизоде молодой студент Д. Нагиев перевоплотился в бармена. Как он сам признавался публично, у него тогда случился короткий роман с Гузеевой, и он поехал сниматься с ней за компанию.
Трагедия и ремейк
Ленту запечатлели на улицах Ленинграда и в съемных квартирах. Загородные сцены — в Комарово, где расположены дачи творческой и научной интеллигенции. Там по сюжету Ольга прячет Андрея от убийц в доме своего деда-академика. После последнего убийства в этот коттедж победоносно является мафиози Вольдемар. По советской традиции негодяя сыграл прибалтийский актер Альгис Матулёнис. Его герой получил пулю от Ольги. Так авторы закольцевали повествование.
Несмотря на то что дачные сцены напряженные, группа весело проводила время после работы. Ведь в поселке много домов известных ленинградских артистов, в гостях у которых было приятно поужинать по приглашению.
После премьеры Ирина получила широкую известность. И, несмотря на кризис в кино, снималась каждый год. В 1994-м даже сыграла революционерку-террористку Землячку… А в 1995-м ей поставили страшный диагноз «лейкемия». Но она работала над своей, как оказалось, последней картиной «Черная вуаль». Сергей Маковецкий, партнер Метлицкой по кадру, не мог понять, зачем молодой женщине столько грима и накладных локонов. Только потом узнал: своих шикарных волос у Ирины давно не осталось, как и здорового цвета лица. Актриса ушла из жизни в 1997 году в возрасте 35 лет.
В 2006-м, выступив в качестве режиссера, сценарист С. Белошников снял четырехсерийный ремейк фильма, в котором роль Ольги исполнила Ирина Апексимова. Но произведение прошло почти незамеченным.
Фото из интернета
Еще материалы рубрики:
Улетевший с каскадером вертолет и любовный треугольник за кадром. Как снимали «Шла собака по роялю»
Прокат продлился недолго: почему запретили фильм «Семья Януш»
Огонь, вода и медные трубы. Почему не пропускали в телеэфир фильм «Приключения Петрова и Васечкина»
Как Асанова снимала честное кино про советских подростков, и какие эпизоды все же вырезали