Как отмечали Рождество в прошлом веке
Почему Новый год затмил Рождество и стал любимейшим зимним праздником минчан, выяснял корреспондент агентства «Минск-Новости».
Затишье перед бурей
Дореволюционный Минск жил по законам Российской империи. Рождество считалось одним из главных государственных праздников и отмечалось с огромным размахом. Этому правилу подчинялись все подданные империи, невзирая на вероисповедание. Страна жила по юлианскому календарю и не обращала внимания на весь остальной мир, перешедший на григорианский. Рождество в империи отмечали 25 декабря по юлианскому календарю, а в Европе в этот день уже было 7 января.
Подготовка к явлению в свет Спасителя начиналась в первый день церковного поста. На несколько недель торговля и различного рода увеселительные заведения уходили во временную спячку. Многие православные минчане отказывались от посещения ресторанов, кино, театров, балаганов. Представители иных конфессий старались не устраивать заметных всем гуляний и мероприятий, чтобы не искушать окружающих, соблюдающих пост. Тем более что большинство чиновников и влиятельных горожан придерживалось установленных церковью ограничений.
Торговцы в этот час затишья времени зря не теряли. Они успевали распродать старые запасы, объявив «скидки и дешевки», а освободившееся место заполнить новыми товарами. Неделя перед праздником всегда превращалась в настоящий марафон закупок. Минчане, от самых бедных до богачей, тратили припасенные на рождественские угощения деньги. Неудивительно, что городские власти пытались сбить предпраздничный ажиотаж. Неделю перед Рождеством официально разрешалось в будние продлить время работы лавок и магазинчиков, ремесленных мастерских на 2 часа, а рабочий день их продавцов и служащих увеличить с 12 до 14 часов в сутки. В Сочельник (24 декабря) торговать разрешалось, как в обычный будний день, а в день Рождества Христова (25 декабря) — вовсе запрещалось открывать магазины. На следующий день, 26 декабря, продавать товары разрешалось всего пять часов.
Зимние празднования начинались с 25 декабря, когда заканчивался Рождественский пост, и растягивались на несколько недель — обычно до Крещения. В начале прошлого века в Российской империи была распространена шутка, что если в Рождество встретишь трезвого человека, то это кто-то из ревнителей нового летоисчисления. Он уже отгулял праздники с Европой заранее и теперь отдыхает.
Правилом хорошего тона на Рождество считалось принять участие в различных благотворительных акциях: концертах, балах, елках и гуляньях. Все средства, вырученные за входные билеты, во время лотерей, аукционов и пожертвований, направлялись на благотворительность. Каждый мог выбрать, сходить на вечер в пользу богадельни или на аукцион, устроенный для воспитанников приюта.
Распространены среди обеспеченных минчан были званые вечера. Многие для развлечения гостей приглашали артистов, музыкантов, цирковых артистов, под конец вечера устраивали красочный фейерверк.
От пережитка прошлого до выходного
Все изменилось после революции. Первый шаг по вытеснению Рождества молодое советское правительство сделало 24 января 1918 г. В тот день Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». По нему страна перешла на общеевропейский григорианский календарь. Люди уснули 31 января, а проснулись сразу 14 февраля. С введением нового календаря возникли противоречия с православными праздниками, отмечаемыми по юлианскому календарю. Православное Рождество оказалось в гражданском календаре после Нового года. Это было выгодно новой власти, считавшей религию опиумом для народа. В первые годы советской власти в Минске официального запрета на Рождество не было. Мало того, это был официальный выходной для христиан, праздновавших явление Сына Божьего. В 1921–1923 гг. ими были 7 и 8 января, а кое-где по решению местных Советов нерабочим днем было и 6 января — канун Рождества. С 1924 г. нерабочее Рождество сместили в соответствии с новым календарем и праздновали в течение двух дней, 25 и 26 декабря. А 7 января стал обычным рабочим днем.
Правда, празднование Рождества в СССР не поощрялось. Газеты призывали отказаться от дня отдыха именно 25 декабря и перенести выходной на любой другой день. Многие пошли дальше и стали убеждать, что Новый год тоже пережиток буржуазного прошлого.
В 1929 г. Рождество и Новый год оказались под запретом. Та же участь постигла главную героиню зимних праздников — рождественскую елку. Правда, людская память оказалась сильнее. Все продолжали отмечать начало нового года. Тем более что традиция подводить итоги очередного года и достижения социалистической жизни прочно вошла в обиход практически во всех сферах хозяйствования. Неудивительно, что власти пытались заменить Новый год на подходящий революционный праздник. Идеальным решением стало проводить 1 января День рождения БССР! Город украшали к торжеству гирляндами из еловых лапок, плакатами и транспарантами, зажигали иллюминацию. Особенно торжественно отмечали юбилейные даты.
28 декабря 1935 г. стал настоящим официальным днем рождения новогодней елки и выходом Нового года из подполья. В газете «Правда» в этот день была опубликована статья советского государственного и партийного деятеля Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». В ней он призывал, чтобы «в школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек». 31 декабря 1935 г. елка вновь вошла в дома минчан уже как непременный атрибут новогодних торжеств. Правда, еще долгих 14 лет советские граждане отмечали этот праздник в тихой семейной обстановке, ведь рано утром 1 января нужно было идти на работу.
Настоящим всенародно любимым праздником Новый год стал только в 1949-м. Первый день этого года был объявлен нерабочим днем, и люди смогли встретить приход 1949-го звоном бокалов под бой часов.
Смотрите также: