Как под Минском осваивали тракторы из США, и зачем сожгли останки Гитлера. Этот день в истории: 5 апреля
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 5 апреля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1895 год. Английский писатель, драматург и критик Оскар Уайльд приговаривается к двум годам каторжных работ
«Единственный способ избавиться от искушения — это поддаться ему», — говорил Уайльд. Увы, его гомосексуальная связь с лордом Альфредом Дугласом, сыном маркиза Куинсберри, привела к одному из самых шумных процессов XIX века.
Уайльд состоял в любовной связи с сыном маркиза с 1891 года, но, когда возмущенный маркиз обвинил его в гомосексуализме, Уайльд подал на него в суд за клевету. Однако он проиграл дело, когда доказательства убедительно подтвердили наблюдения маркиза.
Дуглас не собирался скрывать свою связь с «блистательным Оскаром» и время от времени требовал не только тайных встреч, но и у всех на виду. В то время гомосексуальность считалась преступлением в Англии, и Уайльд был арестован, признан виновным и приговорен к двум годам тяжелых работ. При этом Дуглас к суду даже не привлекался. Привычный мир писателя, находившегося в зените славы и уже создавшего свои лучшие произведения, включая роман «Портрет Дориана Грея», рухнул в одночасье. Большинство друзей от него отвернулось.
Тюрьма полностью сломила Уайльда. Плохое питание, физический труд и тяжелые условия сильно ослабили его здоровье.
Свой срок Уайльд отбывал сначала в Пентонвилле и Уандсворте — тюрьмах, предназначенных для совершивших особо тяжкие преступления и рецидивистов, а затем, 20 ноября 1895 года, был переведен в тюрьму в Рединге, где находился полтора года. В часовне в Уандсворте Уайльд упал и повредил барабанную перепонку правого уха, что через годы привело к хронической болезни и смерти писателя.
Освободившись в 1897 году, Уайльд уехал в Париж. Он вовсе не искал встречи с Дугласом, который ни разу не навестил его в тюрьме. Все это время бывший любовник жил за границей, ни в чем себе не отказывая и закладывая вещи, подаренные писателем. Дуглас объявился сам. Как всегда, ему нужны были деньги. Об этой встрече Уайльд с горечью писал: «Он вообразил, будто я в состоянии добывать деньги для нас обоих. Я действительно добыл 120 фунтов. На них Бози жил, не зная забот. Но, когда я потребовал с него его долю, он тут же сделался ужасен, зол, низок и скуп во всем, что не касалось его собственных удовольствий, и, когда мои деньги кончились, он уехал».
Уайльд умер от острого менингита, вызванного ушной инфекцией, в 1900 году. Ему было 46 лет.
1920 год. Родился Артур Хейли, один из основоположников производственного романа, поднявший этот жанр на невероятную высоту
Англичанин по рождению, а с 1952 года гражданин Канады, Хейли, тем не менее, считается писателем США, поскольку все его крупные произведения основаны на американском материале и впервые опубликованы в Соединенных Штатах Америки.
Дебютировав как телесценарист и драматург, Хейли обрел известность благодаря своим остросюжетным романам. Его наиболее удавшиеся книги отличает сочетание занимательности с обсуждением социальных вопросов, не связанных с какой-либо серьезной критикой жизни общества. Таковы романы «Окончательный диагноз» и «Сильное лекарство» — о недостатках американского здравоохранения, «Отель» и «Колеса» — о расовой дискриминации, «Аэропорт» — о техническом прогрессе и росте преступности.
Именно роман «Аэропорт» — четвертая книга Хейли — принес ему международную известность, проведя 30 недель под первым номером в списке бестселлеров американской ежедневной газеты The New York Times. Экранизация произведения с участием актеров Берта Ланкастера и Дина Мартина была номинирована на десять премий «Оскар».
Критики хвалили романы Хейли, подчеркивая, что недостаток литературного изящества в них искупается безошибочным и исчерпывающим знанием предмета, о котором он пишет. Страсть к проработке технических деталей всегда выделяла Хейли из числа других американских писателей.
Так, работая над черновиком «Вечерних новостей», Хейли, которому тогда было уже 66 лет, прошел в Англии специальный курс противодействия терроризму: он выступал в роли заложника, ел змей на уроках выживания, принимал участие в тренировках по обезоруживанию противника и бою в закрытом помещении. После этого писатель почти год составлял план книги, разрабатывал характеры героев и структурировал собранный материал. И еще год ушел у него на процесс работы над текстом.
Знаменитый романист скончался в 2004 году в своем доме на Багамских островах, где провел последние 40 лет жизни из отпущенных ему 84.
1930 год. Первая партия американских тракторов «Джон Дир» прибывает в Белорусскую ССР на Койдановскую машинно-тракторную станцию
Организованная 18 февраля 1930 года в местечке Койданово (ныне Дзержинск) машинно-тракторная станция стала первой МТС в БССР. Сразу же были организованы курсы механизаторов. Первый выпуск курсантов составил 128 человек, из них 35 — девушки. Для них и прибыла заокеанская техника.
11 апреля 33 трактора «Джон Дир» были готовы к полевым работам. Уже на следующий день перед отправкой их в колхозы Койдановского района на усадьбе МТС состоялся многолюдный митинг. Десять тракторов направили в колхозы пограничной Погорельской зоны.
Прибытие колонны техники встречали с энтузиазмом. Молодых механизаторов приветствовали в деревнях Колодники, Мельковичи, Мостище и других населенных пунктах. Крестьяне смотрели на тракторы, как на своих избавителей от бедности, и, воочию убедившись в преимуществе механизированной обработки земли, прямо в поле на крыле трактора писали заявления о вступлении в колхоз.
Определенные трудности возникли в связи с тем, что вся документация на американские машины «Джон Дир» была на английском языке. Однако выйти из положения зачастую помогала славянская смекалка. Любопытно, что наибольшую ответственность демонстрировали молодые трактористки. Газеты рассказывали, например, что после того, как трактор Надежды Громович увяз в болоте, женщина отказалась оставлять машину без присмотра и сторожила ее всю ночь. А Надежда Лойко, потеряв пробку от бензобака, не успокоилась, пока не исходила все поле и не нашла пропажу, причем помогли ей в этом подруги-комсомолки.
И, хотя молодым трактористам их сверстники завидовали белой завистью, работать на технике тех лет было ой как непросто. Тракторы в то время не имели кабины, и, отработав смену при палящем солнце или холодном ветре, тракторист был весь в пыли и копоти от выхлопных газов, белели только зубы.
1970 год. По решению руководства СССР эксгумированные тела Адольфа Гитлера и Евы Браун уничтожаются путем кремации
Документы из архивов КГБ СССР, проясняющие эти события, были рассекречены лишь в 2007 году. А до этого мир знал только, что останки фюрера находятся у русских. А как они от них избавились и избавились ли, было неведомо.
Из рассекреченных документов следует, что тела Гитлера, его жены, а также Йозефа Геббельса и его семьи были эксгумированы 4 апреля 1970 года в Магдебурге, ГДР. На следующий день была проведена кремация: в районе Шенбекка, в 11 км от Магдебурга. Пепел вместе с углями были перемешаны до состояния однородной массы, которая была собрана и высыпана в воды реки Бидериц. «Режиссером» этого драматического и мрачного эпилога Второй мировой войны был Юрий Андропов, тогда еще глава КГБ. Секретное мероприятие под названием «Архив» проводилось по его инициативе.
Исполнение акции было непосредственно возложено на трех офицеров армейской разведки из особого отдела 3-й армии: Владимира Широкова, Николая Коваленко и Владимира Гуменюка. Последний вспоминает:
«Для обеспечения скрытности операции мое хобби — рыбалка — очень пригодилось. Ведь скрывать ее надо было абсолютно от всех, кроме нашей тройки! Маскировка под выезд на рыбалку в выходной подходила как нельзя лучше. Но никто не видел, что вместе с удочками в машину я положил автоматы с запасом патронов: если бы вдруг оказались ненужные свидетели, пришлось бы пойти на крайние меры. К счастью, я выбрал такое место, где посторонних глаз не оказалось. Останки Гитлера были закопаны на территории особого отдела 3-й армии. Это самый центр Магдебурга — Кляузерштрассе, 36. Днем мы поставили над местом захоронения палатку — якобы для того, чтобы в ней провести плановую проверку противогазов. А в ночь с 4 на 5 апреля при свете карманных фонариков извлекли останки, уложенные в полусгнившие ящики из-под снарядов. Я сел за руль, и втроем мы вывезли их в одну из заранее выбранных точек. Если бы там оказались люди, мы бы переместились на запасную площадку. Но там чужих не было. Осмотрели останки. Кости детей Геббельса сохранились лучше других. У черепа Гитлера не было челюстей, от него воняло чем-тo противным, ядовитым. Я облил останки бензином. Жгли, пока все кости не обратились в прах. Пепел тщательно собрали лопатой в солдатский вещмешок. Затем поехали в другое место, за несколько десятков километров от «погребального костра». Остановились на мосту через один канал. Я быстро вышел из машины и высыпал прах в воду».
Необходимость операции по уничтожению останков фюрера Гуменюк объяснял так: «Гитлер опасен для нормальных людей даже после своей смерти. Опасен не только идеями о превосходстве одной расы над другой, но и своей могилой, которая может стать местом «паломничества» для новоявленных нацистов».
1975 год. Впервые в истории мировой космонавтики критическую перегрузку в 21,3 g переживают советские космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров
Корабль «Союз-18-1», стартовавший с космодрома Байконур 5 апреля, должен был доставить экипаж в составе Героев Советского Союза летчиков-космонавтов СССР Василия Лазарева (командир) и Олега Макарова (бортинженер) на станцию «Салют-4». Однако из-за аварии носителя, который отказал, не доставив космонавтов до расчетной орбиты, впервые в истории космонавтики сработала система аварийного спасения экипажа. Был сброшен головной обтекатель, произошло разделение отсеков корабля, и спускаемый аппарат начал аварийный спуск на Землю с высоты примерно 170–200 км.
Авария ракеты на такой высоте приводит к самому сложному спуску с опасной для человеческой жизни перегрузкой около 19 g. Это означает, что вес тела космонавта увеличивается в 19 раз! Такие значения перегрузки вызваны тем, что космический корабль, набрав только половину от заданной скорости, начинает неожиданно спускаться вниз по очень крутой баллистической траектории, буквально «зарываясь» в атмосферу.
Для снижения этой критической перегрузки конструкторами был предусмотрен специальный режим Kmax, при котором двигатели ориентации спускаемого аппарата должны удерживать его в наиболее выгодном баллистическом положении и снизить перегрузку на 2 g, до 17-кратной. Однако что-то пошло не так, и нагрузка, наоборот, возросла — на те же 2 g. В этот момент у обоих космонавтов была зафиксирована непродолжительная потеря зрения и кратковременная остановка сердца.
«На космодроме, разбирая телеметрию, поняли, что перегрузка могла нас и задушить, — вспоминал Лазарев. — Вот тогда и остановились у нас с Олегом сердца, а потом снова затикали».
Второй раз за этот полет космонавты избежали смерти, когда спускаемая капсула «Союза», приземлившаяся в Алтае в труднодоступной заснеженной местности на высоте около 1 200 метров на обрывистом склоне горы, лишь чудом не свалилась в пропасть — зацепилась парашютом за дерево. После приземления парашют нужно отстреливать, но Лазарев, повинуясь какому-то шестому чувству, не стал этого делать.
И, пока в труднодоступный район Алтая добиралась спасательная бригада, космонавты, самостоятельно выбравшиеся из капсулы, развели в снегу костер, в котором уничтожали документацию. Они понятия не имели, где находятся, и, следуя инструкции, избавлялись от всего, что касалось запланированных на орбите экспериментов.
Экстремальный полет оказал сильное влияние на весь дальнейший путь героев: Лазарев больше никогда не летал в космос и умер в 1990 году; Макаров же слетал на орбиту еще дважды, но в итоге, проведя 20 лет в клиниках, ушел из жизни в 2003-м, не перенеся четвертого инфаркта.