Как работает столичный санаторный детский сад, и чем он отличается от обычного
Дошколята расслабляются в сауне, занимаются рисованием, ходят на ЛФК и посещают медицинские процедуры. За нескучной терапией ребят понаблюдала корреспондент агентства «Минск-Новости».
С легким паром!
Шестилетний Марк не может усидеть на месте и хочет непременно попасть в камеру нашего фотокорреспондента. Мальчишка, как и его одногруппники по санаторному детскому саду № 559, только побывал в сауне и теперь отдыхает, попивая ромашковый отвар. Скоро ребят ждет второй заход в обогревочную камеру, а далее — закаливающие процедуры в бассейне.
— Веничком в парной не бьете? — спрашиваю у руководителя физического воспитания Татьяны Сухой.
— Нет, — улыбается она. — Это щадящая сауна с сухим теплом без пара и относительно невысокой температурой. Например, теперь в обогревочной камере около +55 °C. Детям комфортно.
Попарились, попили травяного чая из фитобара, поплескались в бассейне — освобождайте место следующим. Раз в неделю каждый воспитанник садика при желании и отсутствии противопоказаний проходит подобные укрепляющие процедуры.
— Наш детский сад открылся в декабре 1992-го, в прошлом году мы отмечали 30-летие, — рассказывает заведующая Наталия Габелко. — В то время в Сухарево проживали переселенцы из Чернобыля, садик посещали ослабленные, часто болеющие дети. Главной задачей коллектива стало сохранение и укрепление их здоровья. В 2005-м в учреждении появились первые санаторные группы, а с 2009 года мы получили статус санаторных яслей-сада. К этому времени была создана неплохая лечебно-оздоровительная база.
Рисуем весну
— На листочке для каждого я изобразила вазу с цветами, нужно их раскрасить, — объясняет ребятам задачу воспитатель Лилия Синицкая. — Ваза может быть любого цвета. Вода, кисточка и краски перед вами. Того, у кого получится самая красивая, запишем в художники. Миша, ты умница, только кисточку правильно держи.
Детям перспектива попасть «в художники» понравилась, а педагог направляет: «Помните, как я учила? Набираем краску на кисточку. Цвета можно и поярче взять — весна же наступила». Ребята слушают и берутся за дело. В этой специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи исключительно мужская компания — девчонок нет. Таких групп здесь две. После рисования некоторые воспитанники отправятся на индивидуальные занятия или занятия в подгруппах к учителю-дефектологу либо к психологу: все, как прописано в рекомендациях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и отражено в индивидуальном маршруте развития подопечного.
— Работа нашего учреждения направлена на поддержание психического и психологического здоровья в том числе, — добавляет заведующая. — Поэтому в нашем коррекционном центре мы оборудовали кабинеты учителя-дефектолога и педагога-психолога. Психолог Диана Затирка готова помочь любому ребенку садика. Например, если у кого-то заметили проблемы с коммуникацией или поступил иной запрос от родителей. Два раза в год специалист проводит диагностику выпускников на предмет готовности к школе, ребятам средних или младших групп оказывает иную требующуюся поддержку. Другими словами, психолог содействует развитию личности детей через воспитание, обучение и социализацию.
Расслабляемся и дышим
Тем временем на массаж уже собралась компания симпатичных молодых людей. Вначале четырехлетки пересмотрели пакеты друг друга, в которые их мамы сложили все необходимое для процедуры, а пока медсестра занята с их «коллегой», можно и поболтать. «Мне здесь всегда щекотно», — сообщает другу Матвей. Собеседник понимающе кивает и признается: «Тоже еле терплю, чтобы не засмеяться». Примерно по 2–3 раза в год курс общеукрепляющего массажа получают все ребята садика, больше — по назначению врача.
Чтобы поддержать ребенка и не дать разыграться болезни либо укрепить организм после перенесенного заболевания, в кабинете физиотерапии медсестра проводит требуемые медицинские процедуры: биоптрон-терапию, ингаляции, УФО носоглотки, магнитотерапию. Назначение может выписать как врач дошкольного учреждения, так и педиатр из поликлиники.
— Эмилия, тяни правую руку назад! Ева, у тебя все получается, молодец, — в соседнем кабинете хвалит за старание инструктор ЛФК Лилия Репина. — Отдохнули, а теперь поднимаем руки и натягиваем эластичные ленты. Спинку ровно держим! Растянули, подняли. Молодцы, мои хорошие!
Подобные занятия проводят с воспитанниками, которым показана лечебная физкультура, и с ребятами со специальной медицинской группой. А вот руководитель физического воспитания Мария Ярашевич ждет на зарядку всех без исключения. Каждое утро по расписанию дети удерживают равновесие на балансире, расслабляются на фитболе или ходят по массажным ортопедическим коврикам. Сегодня для них подготовили комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки. Если какие-то движения нужно повторить для лучшего усвоения, руководитель дает рекомендации воспитателю. На прогулке в подвижных играх закрепляется результат. Для ребят из групп с тяжелыми нарушениями речи педагоги подключают, например, логоритмику. Так работает преемственность всех специалистов садика.
Не навреди
— Сегодня в нашем учреждении образования 12 групп с общей численностью воспитанников более 170 человек, — говорит Н. Габелко. — Как правило, к нам попадают дети с соматическими патологиями. Есть и с другими особенностями, например после оперативных вмешательств, с сахарным диабетом или пороками сердца. Поэтому главное правило в работе — не навредить!
Медицинское сопровождение в дошкольном учреждении осуществляют работники 14-й городской детской клинической поликлиники.
— На протяжении нескольких лет мы сравниваем, с какой группой здоровья детки приходят к нам и с какой динамикой покидают дошкольное учреждение. Понятно, что все зависит от изначального диагноза ребенка, но, если говорить о патологии органов дыхания, результативность у нас около 90 %. Это стало возможно благодаря слаженной работе коллектива, в котором каждый на своем месте и понимает, что от него требуется и какую ответственность он несет. Особенность работы в санаторном дошкольном учреждении — в каждой группе будут ребята, за которыми нужно более внимательно наблюдать в силу их физического состояния. Только работая сообща, мы получаем достойный результат. Например, медсестра измерит уровень глюкозы крови у ребенка, страдающего сахарным диабетом, или разработает комплекс закаливающих процедур. Учитель-дефектолог передаст воспитателю рекомендации, какие навыки стоит закрепить конкретному ребенку, а психолог объяснит родителям, что нужно подтянуть выпускнику к школе. Итогами своей деятельности мы довольны.
Фото Алексея Столярова