Как развить интерес ребенка к исследованию природы и путешествиям
В Минском государственном туристско-экологическом центре детей и молодежи активно представлены различные направления: туризм, спортивное ориентирование, краеведение, музееведение, экология и охрана природы, туристско-экскурсионная деятельность. Как стать частью команды путешественников и поучаствовать в веб-квесте — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Проект «ЭКОДАР»
Он начался в сентябре 2023-го.
Его участники — 20 учреждений образования столицы (19 школ и 1 центр дополнительного образования детей и молодежи). В нем задействованы более 5 000 учащихся. Ребята участвуют в конкурсах и акциях, посещают экологические тренинги.
— За время существования проекта провели восемь городских конкурсов и акций. Например, акцию «Поможем ботаническому саду», фоточеллендж «Поможем пернатому другу», турнир юных экологов. Участники разработали логотипы для своих учреждений образования, также создали сайт. На школьных каникулах ребята посетили агроусадьбу «Эколенд», где для них провели экскурсию по интерактивному центру и организовали развлекательную программу. Проект «ЭКОДАР» рассчитан на весь учебный год. В мае подведем итоги фестивалем «Эко-ДА!», на котором представят проекты и отчеты о проделанной работе, — рассказала директор туристско-экологического центра детей и молодежи Светлана Кравчук.
Своим ходом
Еще один проект, в котором участвует центр, — конкурс «Столичный веломаршрут». Информационно-туристский центр «Минск» предложил перечень экскурсионных объектов для каждого района столицы. На его основе ребята совместно с педагогами создают велопешеходный маршрут по знаковым историческим местам района, на территории которого находится их учреждение образования. Приветствуется использование квестов, QR-кодов, интерактивных заданий. Но главное условие — написать контрольный текст об экскурсии и составить технологическую карту с указанием времени на переезд от объекта к объекту и прохождения всего путешествия.
— На конкурс «Столичный веломаршрут» поступают по три работы от района, однако победит только одна. В дальнейшем она станет основой одной из экскурсий по Минску, — пояснила специалист по туризму Екатерина Милько.
Знакомство с центром продолжилось в спортивном зале, где проходят практические занятия по технике пешеходного туризма.
— Наши воспитанники учатся преодолевать дистанции, используя различное специальное страховочное снаряжение — веревки, карабины, спусковое устройство «восьмерка» и другое. Дети отрабатывают индивидуальные навыки, которые потом применяют в команде. Мы обучаем и школьников, и студентов, — отметил заведующий отделом организационно-массовой работы и спортивного ориентирования Сергей Лавренович.
Активный туризм в центре представлен байдарочными сплавами, пешими и лыжными походами, непродолжительными путешествиями, которые чаще всего проводят по выходным дням или во время каникул.
— Дети выезжают в лес и проходят туристскую полосу препятствий. На каждом этапе их ждут различные мини-испытания. Например, разжечь костер, поставить палатку. Новичкам помогают опытные ребята и педагоги, — подчеркнула Е. Милько.
Память живет
Музей боевой славы 31-й армии открыли в здании центра в 1985-м — в год 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, а в 2004-м в нем провели реконструкцию.
— Здесь наряду с экскурсиями проходят занятия (в шестой школьный день и во время каникул) и тематические кинолектории, — познакомила с деятельностью музея методист отдела краеведения Галина Якшук. — Все экспонаты нам дороги. Но есть те, на которых делаем акцент во время экскурсии. Например, планшет участника Великой Отечественной Михаила Евтукова с надписью «Мы победили! 9 мая 1945», фрагменты его записной книжки. Кроме того, особо обращаем внимание учащихся на письма и рисунки с фронта старшего лейтенанта Николая Кузнецова, а также на работы художника Александра Демарина. Помимо этого, у нас представлены предметы военной археологии — ключ, патроны, шлем красноармейца, найденные ребятами во время туристических экспедиций по местам боевых действий 31-й армии.
Методист рассказала и о проектах, которые реализуют совместно с кинотеатром «Беларусь»:
— Мы разработали культурно-образовательные программы — «История моей страны — моя история» и «Народный календарь». Перед киносеансом учащихся средних школ знакомят с музеями учреждений образования определенного района столицы.
Прогулочным шагом
В центре разработали веб-квест «4 сезона в «Городе птиц» — познавательное путешествие по экотропе, расположенной в урочище Серебряный лог в Ленинском районе. Педагог дополнительного образования Минского государственного туристско-экологического центра детей и молодежи, руководитель объединения «Экогид» Римма Федоринчик рассказала об особенностях прохождения квеста:
— Для начала необходимо ознакомиться с правилами на стенде у входа на экотропу. Далее нужно, гуляя по тропе, находить QR-коды (зимой они голубые, летом — зеленые) и выполнять задания, размещенные на онлайн-сервисе LearningApps. Например, соотнести характеристику животного с его названием или найти дерево, сфотографироваться на его фоне и отправить снимок по указанному в афише номеру. Затем я проверяю задания. Тем, кто все выполнил правильно, выдают призы — познавательные закладки (с информацией о птицах и животных — обитателях экотропы), разработанные воспитанниками объединения, а детям младшего школьного возраста — конфеты.
В «Экогиде» ребята учатся проводить экскурсии: летом — велопутешествия, зимой — лыжные прогулки.
Справочно
Минский государственный туристско-экологический центр детей и молодежи расположен по адресу: ул. Воронянского, 31. Основные направления работы — экология, биология, туризм, краеведение. В объединениях центра занимаются более 1 500 человек.
Фото Сергея Пожоги