Как снимали фильм «Служили два товарища» и почему оставили лишь треть сцен с Владимиром Высоцким
Почему в фильме «Служили два товарища» осталась лишь треть снятых с Владимиром Высоцким сцен? Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
1920 год. Красноармеец Андрей Некрасов, в прошлом фотограф, получает задание снять с аэроплана расположение вражеских орудий и подразделений в районе Перекопа с помощью кинокамеры. Разжалованный командир роты Иван Карякин должен ему помогать и одновременно присматривать, так как Некрасов рос в семье чуждого элемента — священника.
Во время выполнения задания аэроплан терпит крушение. Герои попадают в плен то к махновцам, то к красным. И те, и другие хотят их расстрелять. Однако случай позволяет им вернуться в свою часть. Отснятый материал оказывается бракованным. Тогда Некрасов по памяти рисует вражеский бастион. Но предстоит проверить правдивость его информации.
Параллельно в ленте развивается линия белогвардейца Брусенцова, который пытается уехать из России после разгромного сражения на Перекопе. Во время бегства он видит колонну красноармейцев и решает использовать последний патрон. На мушке случайно оказывается Некрасов.
С человеческим лицом
В советское время существовала традиция приурочивать премьеру тематического фильма к какому-либо масштабному историческому юбилею. «Служили два товарища» готовили к 50-й годовщине Октябрьской революции. Поскольку октябрь 1917-го неразрывно связан с последующей Гражданской войной, режиссер Евгений Карелов решил посвятить кино наступательной операции войск Южного фронта РККА против армии генерала Врангеля. Штурм Перекопа стал последним крупным сражением Гражданской войны, привел к занятию Крыма Красной армией в 1920-м. В связи с тем, что сценарий писали люди с богатой школой жизни, 10 лет проведшие в ГУЛАГе, признанные и свободно мыслящие авторы Юлий Дунский и Валерий Фрид, кино получилось совсем не о красных и белых, а о соотечественниках, оказавшихся по разные стороны баррикад. А главное — о дружбе персонажей Олега Янковского и Ролана Быкова. Нетипичная история для советских кинокартин, в которой есть трагизм и юмор одновременно.
Если в литературе, например у Михаила Булгакова, многомерно изображены судьбы офицеров царской армии, то в советском кино до определенного периода их рисовали карикатурными негодяями. А в сценарии Дунского и Фрида поручик Александр Брусенцов в исполнении Владимира Высоцкого — человек смелый, умный, вояка, лишившийся Родины. Это смущало цензоров и сказалось на финальном монтаже ленты.
Большая удача
Актера тогда еще Саратовского театра драмы Олега Янковского с его аристократической внешностью сначала пригласили на роль Брусенцова. Но когда режиссер увидел его воочию, сказал: «Этого мы Врангелю не отдадим, сыграет Андрея Некрасова». Брат Олега, Ростислав, актер минского театра имени М. Горького, исполнил роль белогвардейского полковника. Ролан Быков попал в картину без кастинга. Хотя в его внешности не видели ничего героического, режиссеру удалось его отстоять. Все знали, что с образом Карякина он справится, и понимали: поможет начинающему Янковскому, которому на деле улыбнулась удача. Первая его роль в кино — холеный Генрих Шварцкопф в фильме Владимира Басова «Щит и меч». А в этой ленте он в совсем другом амплуа.
Владимира Высоцкого на роль Брусенцова утверждали мучительно долго. Многие считали, что зрители, давно слушавшие голос кумира на магнитной ленте, решат, что в кино прозвучат его песни, их ожидания будут обмануты, и картина от этого проиграет. Евгений Карелов отстаивал актера перед каждым начальником в отдельности. В результате попросил помочь известного мэтра Михаила Ромма, и всё получилось.
Благодаря Высоцкому первую свою роль в кино в этой ленте получил Вениамин Смехов. Владимир Семенович пригласил сценаристов в Театр на Таганке, а после спектакля во время беседы сказал: «Вот со стороны красных есть два товарища, а у меня, беляка, товарища нет! Надо бы прописать!» В этот момент рядом появился Смехов. Высоцкий продолжил: «Вот Веня его и сыграет». Так в сценарии появился персонаж барон Краузе. В ленте есть еще одна актриса театра на Таганке — Алла Демидова, ставшая в кадре внутренне надломленным комиссаром.
В роли командира полка внес в фильм комедийные нотки Анатолий Папанов.
Ия Саввина сыграла кроткую сестру милосердия Сашу, нашедшую в лице Брусенцова родственную душу.
Все, кто смотрел фильм, помнят маленький эпизод, где пьяный офицер в исполнении Николая Бурляева гордо проходит по коридорам гостиницы, распахивает дверь номера и получает пулю в лоб. Ради эпизода актер не собирался ехать на съемки, но узнав, что на площадке встретится с Высоцким, согласился сниматься.
Поучаствовал в кинопроцессе и сценарист Валерий Фрид. Сыграл полкового доктора. На деле он попытался сыграть собственного отца, который в Гражданскую был военврачом, а потом возглавил Белорусский институт микробиологии и эпидемиологии.
Печаль кумира
Киносъемки начались в поселке Суворово Одесской области. Потом группа выехала на Азовское побережье Крыма, где татаро-турецкая крепость, названная Арбатской, в кадре стала перекопскими укреплениями. Там по сюжету оборонялись войска Врангеля во время штурма красноармейцев. Рядом в тех же краях сняли сцену гибели Некрасова.
Алла Демидова в эпизоде атаки не справлялась с отдачей оружия и в одном из дублей, упав спиной на камни, получила травму. А ее коллега по театру Вениамин Смехов вынужден был два раза сняться в своей роли. Вначале ему наклеили пышные усы. Вдобавок у актера на носу заметная горбинка. Когда пробы отсматривали в Москве, кто-то из руководства сказал, что это не барон Краузе, а какой-то Вано Краузидзе. А это не предусмотрено сценарием. Смехову пришлось повторно ехать в Крым и сниматься заново без усов.
В один из вечеров сценаристы рассказали Высоцкому, что имя его персонажа не случайно. Был у них в лагере товарищ, бывший лейтенант, смелый парень Александр Никитич Брусенцов. Назвав так героя в сценарии, они хотели подать ему знак, надеялись, что откликнется, если жив. Но позже выяснилось, что парень сгинул в тюрьмах.
Отвернулась удача и от Владимира Семеновича. Он отдавал всего себя роли. Даже отказался от дублера. Сам падал с корабля в ледяную воду в сцене самоубийства. Тщательно готовился к эпизоду объяснения в любви персонажу Ии Саввиной, который был снят на крупных планах и получился пронзительным до мурашек. Но эту сцену и многие другие, где его герой характеризуется с положительной стороны, безжалостно вырезали из фильма. Цензоры сочли, что, оставь они их, белогвардейский поручик в исполнении барда — кумира миллионов — вызвал бы не меньшую симпатию, чем Некрасов. Поэт был глубоко уязвлен тем, что режиссер не отстоял отснятый с его участием материал. Кроме того, Карелов часто отсутствовал на обсуждениях, так как параллельно снимал другое кино — глуповатую комедию «Семь стариков и одна девушка». Высоцкий с грустью говорил, что в фильме осталась только треть кадров с ним, надеясь, что по этим крохам можно сделать вывод о том, что его герой был патриотом.
К юбилею Октябрьской революции картину не успели доработать. Премьера состоялась спустя год, осенью 1968-го. И благодаря актерскому тандему и попытке показать будни Гражданской войны без прикрас смотрится и сегодня на одном дыхании.
Еще материалы рубрики:
«Дайте жалобную книгу». Почему безобидный фильм 15 лет пролежал на полке
Почему съемки фильма «Старший сын» запретили, и как киногруппа обошла препоны
«Приступить к ликвидации». Почему Георгий Юматов едва не сорвал съемки фильма после поездки в Вену
«Набрали высоту, и вдруг самолет стал резко падать». Что происходило на съемках фильма «Старшина»
Снимая фильм «Соломенная шляпка», режиссер балагурил, думая, что делает однодневку