Как снимали фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки»: Г. Милляр называл себя стариком Похабычем и пил тройной одеколон
Георгий Милляр называл себя стариком Похабычем и после ледяной проруби согревался тройным одеколоном. Как снимали фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки» — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Чтобы добиться руки Оксаны, дочери богатого казака Чуба, кузнец Вакула седлает черта, летит на нем в Санкт-Петербург и добывает для возлюбленной черевички самой царицы.
Высмеять всё
В 1920-е в Москве существовала киношкола имени… Чайковского. Вникнув, понимаешь, что речь идет об однофамильце композитора — режиссере Борисе Чайковском. Это учебное заведение и окончил будущий киносказочник Александр Роу и стал работать вторым режиссером на всех картинах Якова Протазанова: «Праздник святого Иоргена» (1930), «Марионетки» (1934), «Бесприданница» (1936).
В 1938-м режиссеру удалось самостоятельно поставить свой первый фильм-сказку «По щучьему веленью». Сценарист Елизавета Тараховская объединила в одном сюжете несколько русских народных сказок. Кино получилось удачным. Поэтому до начала войны Роу ежегодно выпускал новые картины для детей: «Василиса Прекрасная» (1939), «Конёк-горбунок» (1941). После Победы он продолжил начатое. В 1945-м вышла его лента «Кащей Бессмертный». Главного отрицательного героя этого фильма и его войско принято было ассоциировать с фашистскими захватчиками, а богатыря Никиту Кожемяку — с воином армии-победительницы. В 2014 году черно-белое кино колоризировали. В цвете оно перестало быть таким мрачным.
Помимо народных сказок другим направлением творчества Роу стали экранизации классических произведений, связанных с мистикой и колдовством. Впервые к прозе Гоголя режиссер обратился в 1952-м. На экраны вышло кино по одноименному произведению «Майская ночь, или Утопленница». В 1950-е Александр Артурович вернулся к довоенному режиму производства и выпускал в год по ленте. В 1960-м настало время осуществить давнюю задумку — экранизировать гоголевскую «Ночь перед Рождеством». Тут встрепенулись чиновники. В названии советского фильма не может быть слова «Рождество». Роу тут же предложил взять название первого сборника Николая Васильевича — «Вечера на хуторе близ Диканьки». Но этого было мало. Идеологи указывали на то, что повесть кишит религиозными обрядами, чего допустить нельзя. Режиссер пообещал высмеять всё, что не соответствует социалистической морали. И сделать это в том числе с помощью мультипликации. И ему поверили. Кстати, художником-мультипликатором в съемочной группе стал наш земляк Григорий Козлов. Всё, что нарисовано в фильме, его рук дело.
Старая гвардия
У Роу существовал постоянный актерский состав, игравший злодеев с самой первой его картины. Это Георгий Милляр, Анатолий Кубацкий, Сергей Мартинсон. Они сыграли черта, кума Панаса и дьяка Осипа соответственно.
Людмилу Хитяеву на роль Солохи Роу тоже позвал без кинопроб. Правда, накануне съемок, катаясь на лыжах, она сломала нос и сочла это проклятием за согласие сыграть ведьму. Но режиссер ее успокоил. Даже отложил начало съемок, чтобы актриса восстановилась.
Вопреки мнению, что славяне однотипны, Александр Артурович считал: в классическом образе украинской селянки есть особая специфика. Такой типаж в Москве он искать не хотел. Несмотря на то что картина снималась студией имени Горького, группа поехала в Киев для проб актеров на роли главных героев — Оксаны и Вакулы. 5 тысяч девушек прошли то, что сейчас называют кастингом. Однажды режиссер шел по коридору киевской студии имени Довженко и увидел 19-летнюю Людмилу Мызникову. Как потом рассказывала актриса, она испугалась, когда к ней подошел лысый мужчина с непропорционально большой головой и произнес: «Ах ты, моя Оксаночка, пойдем со мной». Девушка хотела убежать. Но всё выяснилось. На роль ее утвердили.
Вакулой на экране стал студент Киевского театрального института Юрий Тавров. Это была первая и последняя его большая работа в кино. Он снимался в эпизодах, потом переквалифицировался в строители.
Высотные трюки
Изначально задумали снимать под Полтавой, в тех местах, которые описал Гоголь. Но подготовительный период растянулся до марта, снег там растаял. Решили делать кино там, где он есть, — на Кольском полуострове. В Мурманской области, неподалеку от поселка 13-й километр под Кировском, декораторы быстро построили деревню с хатами, церквушкой и плетнями. Для съемок массовых сцен набрали местную молодежь. Веселые парубки, колядующие девчата — это рабочие-горняки и студентки медучилища. 3 рубля в день были хорошим приработком.
31-летняя Хитяева на момент съемок имела изящную фигуру и мало была похожа на украинку, у которой взрослый сын-кузнец. Ей подкладывали толщинки под юбку, так она выглядела женщиной внушительных форм. Заставляли чаще опускать голову, чтобы сымитировать наличие второго подбородка.
Иллюзия и мистификация присутствуют в картине почти в каждой сцене. Это делалось не только с помощью комбинированных съемок. Например, там, где Пацюку сами в рот залетают вареники, игравший его Николай Яковченко их выплевывал. На монтаже кадры запустили в обратной перемотке. То же самое с высоко подпрыгивающим чертом. Дублер прыгал с высоты. На экране полет демонстрировали в обратном порядке.
Больше всех в процессе работы натерпелся 58-летний Георгий Милляр. Сперва ему сшили меховую шкуру черта, чтобы не мерз. Однако она сковывала движения, и актер упросил заменить ее на что-то более тонкое. Гримировали его ежедневно по много часов. Сцену, где он оказывается в проруби, хотели перенести в павильон, но исполнитель настоял, чтобы его погружение в ледяную воду снимали при лютом морозе. Было два дубля. Георгий Францевич не заболел. У него был свой рецепт. Водке он с довоенных времен предпочитал тройной одеколон. В то время его изготавливали на чистом спирте. Им и грелся.
Невезение сопутствовало актеру на протяжении всей картины. Когда в павильоне требовалось на большой высоте раскачиваться на трапеции, изображая небесный полет, дублер-акробат сломал ногу. Милляр сам исполнил все трюки, переборов боязнь высоты. Надевая костюм черта, повторял: «Господи, прости за хулиганство!» Он не унывал и хохмил, как ребенок, называя актера, сыгравшего Панаса, поносом, а себя — стариком Похабычем. Все знали, что постоянный исполнитель ролей нечисти, несмотря на возраст, продолжал жить с мамой. Когда его шутки начинали мешать режиссеру, он выкрикивал: «Гоша, я пожалуюсь твоей маме!»
Первый показ фильма решили устроить в городе, рядом с которым снимали, — в Кировске, 15 декабря 1961 года в Доме культуры комбината «Апатит». По фойе бегали дети из местной театральной студии, переодетые в чертиков, и бросали во всех снежки из ваты. Зрителям было весело и нестрашно.
Читайте также:
- Цензура от «Мосфильма» и угрозы увольнением. Как снимался фильм «Охота на лис»
- Подвиг Сусанина, дневники Толстого и кратер по имени Гюльчатай. Этот день в истории: 30 марта
- «Повесили» саму Шендрикову». Как снимали фильм «Король Лир»
- Когда в СССР разрешили аборты, и как снимали «Три толстяка». Этот день в истории: 18 ноября
- Как смерть танцора вдохновила сценаристов на создание фильма «Зимний вечер в Гаграх»