1200 90

Как снимали «Три тополя на Плющихе» и почему Пахмутова не давала согласие на использование в фильме ее песни

Для съемок крупных планов лиц актеров в автомобиле ГАЗ-21 «Волга» машину распилили на две части. Интересные подробности о съемках легендарного советского фильма «Три тополя на Плющихе» читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

12345

О чем кино

В Москву для продажи на рынке домашней ветчины приезжает мать двоих детей замужняя Нюра. Знакомство с таксистом Сашей, который вез ее на Плющиху к родственникам, заставляет Нюру посмотреть на свою жизнь критически, по-новому. Между ними возникает искра влюбленности. Он приглашает пассажирку в кино на вечерний сеанс, приезжает за ней. Нюра мечется в противоречиях, но так и не решается выйти. К тому же куда-то делись ключи…

Конфликт с композитором

pahmutova

Александра Пахмутова

Это тот редкий случай, когда не фильм вдохновил композитора и поэта на создание музыкального произведения, а, наоборот, мелодия сподвигла режиссера Татьяну Лиознову искать сценарий, по которому в картине мог бы прозвучать хит. Конечно, речь идет о песне Александры Пахмутовой и поэтов Николая Добронравова и Сергея Гребенникова «Нежность». Она была написана в 1965-м, за три года до выхода ленты, и посвящена женам космонавтов, ожидающих мужей из полетов. Помните строчки: «Только пусто на Земле одной без тебя, а ты, ты летишь, и тебе дарят звезды свою нежность»? Очевидно, речь не о таксисте!

Однажды режиссер прочла рассказ Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке» и поняла, что заложенная в нем драматургия может хорошо соединиться с шедевром Пахмутовой. Литератор легко согласился заменить Шаболовку на Плющиху, так как первая у всей страны давно уже ассоциировалась с телецентром. Неясно другое: Лиознова начала снимать фильм, в котором песня играет одну из главных ролей, однако разговор с композитором отложила на потом. Вероятно, потому, что лучшие мелодисты страны не отказывали киношникам и считали большой удачей услышать свою музыку в полном метре. Татьяне Михайловне, видимо, и в голову не приходило, что ей могут сказать нет.

Когда часть картины уже отсняли, режиссер все же позвонила Александре Николаевне, сообщила, что ее произведение прозвучит в новой ленте, и выслала маэстро сценарий. После его прочтения Пахмутова не просто категорически запретила использовать ее музыку, но и оскорбилась в связи с тем, что хит, посвященный женам космонавтов, хотят вставить в кино о деревенской торговке.

Лиознова понимала: без этой музыки картины не будет. Тщетно пробовала через общих знакомых уговорить композитора. Наконец, ей удалось убедить Александру Николаевну прийти в просмотровый зал «Мосфильма». Автору музыки показали ту самую сцену, в которой в минуты сильного ливня Доронина в машине поет «Нежность», а Ефремов с пронзительным взглядом смотрит на капли на стекле, опершись ладонями на руль. Сердце Пахмутовой растаяло, она дала согласие. Потом даже написала вариации мелодии в разном темпе, чтобы композиция проходила через все кино. Правда, ее обвиняли в плагиате. Говорили, что все музыкальное творение нота в ноту позаимствовано из «Простой симфонии» британского дирижера Бенджамина Бриттена, написанной в 1934 г. На это маэстро отвечала, что взяла оттуда одну музыкальную фразу, которой дала развитие!

1 2

Вопреки привычному амплуа

Кинопроб как таковых не проводили. Правда, режиссер намеревалась позвать на роль Нюры Нонну Мордюкову, однако актера, способного убедительно сыграть с ней в паре влюбленность, постановщик не нашла.

Пригласив на разговор Татьяну Доронину, Лиознова кратко обрисовала ей свое видение будущей картины и предложила выучить песню, затем прийти и исполнить композицию. Актриса усмехнулась, сказав, что готова сделать это прямо сейчас. После исполнения ее утвердили, хотя у самой Татьяны Васильевны оставались сомнения.

liozonova

Татьяна Лиозонова

В те годы персонаж, торгующий на базаре, рассматривался исключительно в негативном ключе, несмотря на то что Нюра не являлась перекупщицей и ветчину изготовила сама. В итоге актриса дала согласие. Ей хотелось поработать с Олегом Ефремовым.

Вместо него в этом фильме мы могли увидеть Николая Рыбникова. К счастью многих, этого не случилось. Объективно роль таксиста Саши — одна из лучших работ актера и режиссера в кино, хотя он разрывался между съемочной площадкой и театром. Во время пауз в кинопроцессе шел спать за декорации.

Вячеслав Шалевич сыграл Григория, мужа Нюры. К роли приступил не сразу. В театре он привык к образам аристократов, а здесь надо было перевоплотиться в какого-то бакенщика. Дал добро в качестве эксперимента. К слову, его семья из Минска. Мать, когда была беременна, гостила в Москве у сестры, там будущий актер и появился на свет. Его отец служил офицером госбезопасности, возглавлял районные отделы НКВД в столице БССР, Полоцке, Мозыре. В 1937 г. его арестовали. Со слов матери Вячеслав считал, что папа погиб на советско-финской войне. Правду узнал в 38 лет. В 1972 году на гастролях в Бийске (Алтай) к нему подошел пожилой мужчина и назвался отцом. Рассказал о своей судьбе.

Дайте другой финал!

Фильм снимали вовсе не на Плющихе. Дом, куда Саша привозит Нюру, находится на Ростовской набережной. Во дворе построили декорации кафе «Три тополя». Отсюда и название ленты. Станцию, с которой героиня уезжает в Москву, запечатлели в Зарайске, недалеко от столицы. Деревенские сцены — в селе Смедово, сразу за кольцевой дорогой.

До съемок Ефремов не умел водить машину, не имел водительских прав. Пришлось пройти ускоренные курсы вождения. Кстати, легковушка, на которой актер ездит в кадре, легендарная. Ею управляли Папанов в «Бриллиантовой руке» и Миронов в «Берегись автомобиля».

Режиссер требовала от оператора-постановщика Петра Катаева много крупных планов в салоне машины. Миникамер, снимающих в высоком разрешении, тогда не существовало — вся кинотехника была громоздкой. Поэтому нужно было добиться у руководства студии покупки второй «Волги» ГАЗ-21, которую распилили в районе лобового стекла, и только таким образом лица героев оказались перед объективом. Если требовалось снять крупные планы в движении, распиленную «Волгу» грузили на прицепную платформу, которую тягач возил по Москве, а оператор снимал сидевших в ней актеров!

Кстати, Петр Катаев трудился над всеми последующими картинами Лиозновой, включая «Семнадцать мгновений весны», и умер на ее глазах в 1986 г. Это случилось на съемочной площадке во время работы над фильмом «Конец света с последующим симпозиумом». Он был сыном Евгения Петрова, соавтора Ильи Ильфа.

semki

Лиознова, несмотря на рост 1,5 м, обладала железным характером и взрывным темпераментом. Однако с Дорониной вела себя сдержанно, так как Татьяна Васильевна тоже была не подарок и могла ответить.

В сцене, где ее героиню провожают в столицу, она покупает возчику мороженое. По сценарию, Нюре следовало купить лакомство и себе, но актриса заявила: мороженого не ест. От него полнеют. Режиссер промолчала.

Премьера ленты состоялась весной 1968-го. Картина имела большой успех. Вячеслав Шалевич рассказывал: многие зрители ходили на сеансы по нескольку раз в надежде, что авторы по многочисленным просьбам трудящихся пересняли финал и Нюра все же найдет ключи и выйдет к ожидающему ее таксисту Саше! В 1969 году фильм получил первую премию на кинофестивале в Мар-дель-Плате (Аргентина), а в 1970-м стал обладателем приза на Всесоюзном кинофестивале в Минске.

Еще материалы рубрики:

Почему во время съемок фильма «Сорок первый» Извицкой и Стриженову приходилось бродить в ледяной воде

«Урок литературы». Почему этот фильм режиссера «Большой перемены» на 20 лет положили на полку

Из-за чего не ладили на съемочной площадке фильма «Легкая жизнь» советские звезды Раневская, Плятт и Марецкая

«Вооружен и очень опасен». Как создавался фильм

Через запрет министра культуры и насмешки коллег. Как создавался фильм «Белый Бим Черное Ухо»

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Должны внести вклад в важное для страны дело. В Октябрьском прошел пикет с участием волонтеров БРСМ

На ул. Жуковского прошел пикет по сбору подписей в поддержку выдвигающихся в кандидаты на пост Президента, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

004a7189 kopiya

По закону, осуществлять сбор подписей могут только члены инициативной группы на пикетах (в местах, не запрещенных местными исполнительными и распорядительными органами), а также по месту жительства, работы избирателей.

Все проходит весьма спокойно. Мы следуем распорядку. Человеку, желающему поставить подпись, необходимо иметь с собой паспорт. Нам нужен идентификационный номер, чтобы все было зафиксировано, — рассказали представители инициативной группы.

004a7161 kopiya

004a7207 kopiya

004a7168 kopiya

В этой части Минска пикетная точка расположилась на улице около продуктового магазина. Несмотря на холод, волонтеры БРСМ с энтузиазмом общались со всеми прохожими и отвечали на их вопросы.

Мы должны внести свой вклад в это важное для страны дело. Инициативная группа выполняет работу исключительно на своей гражданской сознательности, — добавили они.

Волонтеры БРСМ также расположились недалеко от инициативной группы и вели разъяснительную работу среди прохожих, раздавали информационные листовки, на которых подробно объяснялось предстоящее политическое событие.

004a7165 kopiya

004a7177 kopiya

004a7260 kopiya

Фото Сергея Пожоги

Арт-объект «Будущее Беларуси в твоих руках» подарили жителям Могилёва в рамках «Марафона единства»

Торжественное открытие арт-объекта «Будущее Беларуси в твоих руках» состоялось на «Марафоне единства» в Могилёве 23 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

politika marafon edinstva mural stolyarov 18 kopiya

Новый арт-объект украсил фасад жилого дома по ул. Фатина, 4е. Он уникален своими масштабами и новым элементом: теперь, помимо контура Беларуси в руках, над изображением парит аист.

«Марафон единства» добрался до Могилёва, моей родины. Я счастлив, что сегодня первый снег мы встречаем именно здесь. У нас есть новшество: по желанию молодых людей над традиционным изображением появился аист. Это птица, которая символизирует мудрость, миролюбие, хозяйство. И где бы ни была эта птица, она всегда возвращается на Родину. Мы поздравляем всех могилевчан. Уверены, этот мурал будет ярким архитектурным изображением, которое дополнит палитру прекрасного города на Днепре, — отметил первый секретарь ЦК БРСМ, член Совета Республики Александр Лукьянов.

politika marafon edinstva mural stolyarov 17 kopiya

politika marafon edinstva mural stolyarov 11 kopiya

politika marafon edinstva mural stolyarov 10 kopiya

На открытии собралась не только инициативная молодежь, но и горожане, которые живут рядом. Для них мурал стал прекрасным подарком, который будет поднимать настроение.

Ехал мимо, узнал, что будет открытие, решили посетить его вместе с сыном. Живем рядом к тому же. Могилёв очень ждал «Марафон единства», очень готовился. Улицы украшали. Могу сказать, что город очень похорошел, — отметил местный житель Антон Гриневецкий.

— Живу в этом районе рядышком. Пришла сюда, потому что хочется привить дочери любовь к своему городу, чтобы она замечала вот такие красивые арт-объекты и относилась к этому настолько же патриотично, насколько и я. Для меня единство — это дружба, понимание, принятие. Мы каждый день строим свою страну и пытаемся ее улучшить для того, чтобы наши дети росли в самых хороших условиях, — сказала могилевчанка Анастасия Редингер, пришедшая на открытие вместе с дочерью Александрой.

Фото Алексея Столярова