Как снимали «Три тополя на Плющихе» и почему Пахмутова не давала согласие на использование в фильме ее песни
Для съемок крупных планов лиц актеров в автомобиле ГАЗ-21 «Волга» машину распилили на две части. Интересные подробности о съемках легендарного советского фильма «Три тополя на Плющихе» читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
В Москву для продажи на рынке домашней ветчины приезжает мать двоих детей замужняя Нюра. Знакомство с таксистом Сашей, который вез ее на Плющиху к родственникам, заставляет Нюру посмотреть на свою жизнь критически, по-новому. Между ними возникает искра влюбленности. Он приглашает пассажирку в кино на вечерний сеанс, приезжает за ней. Нюра мечется в противоречиях, но так и не решается выйти. К тому же куда-то делись ключи…
Конфликт с композитором
Это тот редкий случай, когда не фильм вдохновил композитора и поэта на создание музыкального произведения, а, наоборот, мелодия сподвигла режиссера Татьяну Лиознову искать сценарий, по которому в картине мог бы прозвучать хит. Конечно, речь идет о песне Александры Пахмутовой и поэтов Николая Добронравова и Сергея Гребенникова «Нежность». Она была написана в 1965-м, за три года до выхода ленты, и посвящена женам космонавтов, ожидающих мужей из полетов. Помните строчки: «Только пусто на Земле одной без тебя, а ты, ты летишь, и тебе дарят звезды свою нежность»? Очевидно, речь не о таксисте!
Однажды режиссер прочла рассказ Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке» и поняла, что заложенная в нем драматургия может хорошо соединиться с шедевром Пахмутовой. Литератор легко согласился заменить Шаболовку на Плющиху, так как первая у всей страны давно уже ассоциировалась с телецентром. Неясно другое: Лиознова начала снимать фильм, в котором песня играет одну из главных ролей, однако разговор с композитором отложила на потом. Вероятно, потому, что лучшие мелодисты страны не отказывали киношникам и считали большой удачей услышать свою музыку в полном метре. Татьяне Михайловне, видимо, и в голову не приходило, что ей могут сказать нет.
Когда часть картины уже отсняли, режиссер все же позвонила Александре Николаевне, сообщила, что ее произведение прозвучит в новой ленте, и выслала маэстро сценарий. После его прочтения Пахмутова не просто категорически запретила использовать ее музыку, но и оскорбилась в связи с тем, что хит, посвященный женам космонавтов, хотят вставить в кино о деревенской торговке.
Лиознова понимала: без этой музыки картины не будет. Тщетно пробовала через общих знакомых уговорить композитора. Наконец, ей удалось убедить Александру Николаевну прийти в просмотровый зал «Мосфильма». Автору музыки показали ту самую сцену, в которой в минуты сильного ливня Доронина в машине поет «Нежность», а Ефремов с пронзительным взглядом смотрит на капли на стекле, опершись ладонями на руль. Сердце Пахмутовой растаяло, она дала согласие. Потом даже написала вариации мелодии в разном темпе, чтобы композиция проходила через все кино. Правда, ее обвиняли в плагиате. Говорили, что все музыкальное творение нота в ноту позаимствовано из «Простой симфонии» британского дирижера Бенджамина Бриттена, написанной в 1934 г. На это маэстро отвечала, что взяла оттуда одну музыкальную фразу, которой дала развитие!
Вопреки привычному амплуа
Кинопроб как таковых не проводили. Правда, режиссер намеревалась позвать на роль Нюры Нонну Мордюкову, однако актера, способного убедительно сыграть с ней в паре влюбленность, постановщик не нашла.
Пригласив на разговор Татьяну Доронину, Лиознова кратко обрисовала ей свое видение будущей картины и предложила выучить песню, затем прийти и исполнить композицию. Актриса усмехнулась, сказав, что готова сделать это прямо сейчас. После исполнения ее утвердили, хотя у самой Татьяны Васильевны оставались сомнения.
В те годы персонаж, торгующий на базаре, рассматривался исключительно в негативном ключе, несмотря на то что Нюра не являлась перекупщицей и ветчину изготовила сама. В итоге актриса дала согласие. Ей хотелось поработать с Олегом Ефремовым.
Вместо него в этом фильме мы могли увидеть Николая Рыбникова. К счастью многих, этого не случилось. Объективно роль таксиста Саши — одна из лучших работ актера и режиссера в кино, хотя он разрывался между съемочной площадкой и театром. Во время пауз в кинопроцессе шел спать за декорации.
Вячеслав Шалевич сыграл Григория, мужа Нюры. К роли приступил не сразу. В театре он привык к образам аристократов, а здесь надо было перевоплотиться в какого-то бакенщика. Дал добро в качестве эксперимента. К слову, его семья из Минска. Мать, когда была беременна, гостила в Москве у сестры, там будущий актер и появился на свет. Его отец служил офицером госбезопасности, возглавлял районные отделы НКВД в столице БССР, Полоцке, Мозыре. В 1937 г. его арестовали. Со слов матери Вячеслав считал, что папа погиб на советско-финской войне. Правду узнал в 38 лет. В 1972 году на гастролях в Бийске (Алтай) к нему подошел пожилой мужчина и назвался отцом. Рассказал о своей судьбе.
Дайте другой финал!
Фильм снимали вовсе не на Плющихе. Дом, куда Саша привозит Нюру, находится на Ростовской набережной. Во дворе построили декорации кафе «Три тополя». Отсюда и название ленты. Станцию, с которой героиня уезжает в Москву, запечатлели в Зарайске, недалеко от столицы. Деревенские сцены — в селе Смедово, сразу за кольцевой дорогой.
До съемок Ефремов не умел водить машину, не имел водительских прав. Пришлось пройти ускоренные курсы вождения. Кстати, легковушка, на которой актер ездит в кадре, легендарная. Ею управляли Папанов в «Бриллиантовой руке» и Миронов в «Берегись автомобиля».
Режиссер требовала от оператора-постановщика Петра Катаева много крупных планов в салоне машины. Миникамер, снимающих в высоком разрешении, тогда не существовало — вся кинотехника была громоздкой. Поэтому нужно было добиться у руководства студии покупки второй «Волги» ГАЗ-21, которую распилили в районе лобового стекла, и только таким образом лица героев оказались перед объективом. Если требовалось снять крупные планы в движении, распиленную «Волгу» грузили на прицепную платформу, которую тягач возил по Москве, а оператор снимал сидевших в ней актеров!
Кстати, Петр Катаев трудился над всеми последующими картинами Лиозновой, включая «Семнадцать мгновений весны», и умер на ее глазах в 1986 г. Это случилось на съемочной площадке во время работы над фильмом «Конец света с последующим симпозиумом». Он был сыном Евгения Петрова, соавтора Ильи Ильфа.
Лиознова, несмотря на рост 1,5 м, обладала железным характером и взрывным темпераментом. Однако с Дорониной вела себя сдержанно, так как Татьяна Васильевна тоже была не подарок и могла ответить.
В сцене, где ее героиню провожают в столицу, она покупает возчику мороженое. По сценарию, Нюре следовало купить лакомство и себе, но актриса заявила: мороженого не ест. От него полнеют. Режиссер промолчала.
Премьера ленты состоялась весной 1968-го. Картина имела большой успех. Вячеслав Шалевич рассказывал: многие зрители ходили на сеансы по нескольку раз в надежде, что авторы по многочисленным просьбам трудящихся пересняли финал и Нюра все же найдет ключи и выйдет к ожидающему ее таксисту Саше! В 1969 году фильм получил первую премию на кинофестивале в Мар-дель-Плате (Аргентина), а в 1970-м стал обладателем приза на Всесоюзном кинофестивале в Минске.
Еще материалы рубрики:
«Урок литературы». Почему этот фильм режиссера «Большой перемены» на 20 лет положили на полку
«Вооружен и очень опасен». Как создавался фильм
Через запрет министра культуры и насмешки коллег. Как создавался фильм «Белый Бим Черное Ухо»