Как снимали «Вам и не снилось…», и почему коллеги подшучивали над исполнительницей главной роли Татьяной Аксютой
Как снимали фильм «Вам и не снилось…»? Коллеги по театру подшучивали над исполнительницей главной роли, что ее могут привлечь за совращение малолетнего. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Ученица старших классов Катя Шевченко с мамой и отчимом переезжает в новый район. Теперь у нее новая школа. Она знакомится с одноклассником Ромой Лавочкиным. Между ними завязывается дружба, которая перерастает в любовь. Но родители, учителя и все окружающие против их отношений и всеми способами пытаются разлучить подростков.
Из личного опыта
Сын-десятиклассник писательницы Галины Щербаковой однажды полез по водосточной трубе на шестой этаж, чтобы оставить послание возлюбленной, сорвался, упал, но все обошлось без серьезных травм. Случай вдохновил маму-литератора на написание повести о несчастной любви двух подростков. Произведение она назвала «Роман и Юлька», по примеру «Ромео и Джульетта». Отсылки к Шекспиру были не только в названии. В первой версии парень по-настоящему погибал, выпав из окна. По этой причине повесть пролежала три года в редакции журнала «Юность», не публиковалась. Ее придерживали еще и потому, что в СССР не могло быть и речи о пылкой любви школьников. Они должны были учиться, заниматься общественной работой, шефской помощью ветеранам, а не целоваться в подворотнях.
Уже отчаявшись, Щербакова отправила произведение на студию им. Горького лично мэтру советского кино Сергею Герасимову. Через несколько дней позвонила его супруга и соратница Тамара Макарова. Она прочла историю взахлеб и пообещала сделать все для экранизации.
От ленты и сегодня веет юностью, свежестью, весной. Поэтому вдвойне трудно поверить, что ее снял режиссер Илья Фрэз, которому на момент работы над фильмом было за 70 лет. Он родился в 1909-м, с 1927-го работал в Бегоскино ассистентом киноклассиков, потом вторым режиссером на всех первых белорусских картинах. В начале 1930-х перешел на «Ленфильм». Позже его амплуа стали детские фильмы, такие как «Васек Трубачев и его товарищи» (1955), «Я купил папу» (1962). Наверное, впервые в карьере он решил сделать кино не только для детей, но и одновременно для взрослых. Не зря писали, что получилась прежде всего драма о взаимоотношениях между родителями и детьми, а уж потом история любви подростков.
Редколлегия студии выдвинула требование: не убивать главного героя в финале, а сделать так, чтобы он выжил после падения. Аргументом стало то, что фильм может стать плохим примером для склонных к самоубийству подростков. Конечно, пожелание исполнили. В тот же период в редакции «Юности» узнали о подготовке к съемкам, повесть опубликовали с тем же исправленным финалом. Поменяли и название на ныне существующее, использовали новые имена героев.
Трагическая судьба
Режиссер отсмотрел сотни школьников и юных актеров. Татьяну Аксюту на роль Кати утвердили почти сразу, несмотря на то что девушке было 23 года. Она окончила театральный вуз. К тому же была замужем за будущим руководителем дирекции музыкального и развлекательного вещания Первого канала Юрием Аксютой. В то же время выглядела совсем юной девушкой. Такова фактура. Никиту Михайловского на роль Ромы нашли в Ленинграде. Ему было 16 лет, он учился в школе и был на 7 лет младше своей партнерши по фильму, о чем ему долго не сообщали. Коллеги по театру подшучивали над Аксютой, что ее могут привлечь за совращение малолетнего. Не говорили о возрасте актрисы и экранным одноклассникам, чтобы не создавать психологических барьеров.
Михайловский покорял своей естественностью и чистотой. В картине есть его фраза о смерти: «Зачем тебе умирать, если на это есть я?». Слова эти стали пророческими для актера. После «Вам и не снилось…» он много снимался, рисовал и даже выставлял картины в Лондоне. На вырученные от их продажи деньги оказывал помощь детям, больным онкологией. В 27 лет скончался от лейкоза.
Когда Ирине Мирошниченко предложили сыграть маму подростка Кати, она оскорбилась: неужто пришло время играть мамаш и роли молодых красоток остались в прошлом? Но, прочтя сценарий, пошутила, что согласилась бы исполнить роль даже бабушки вместо Татьяны Пельтцер.
Лидия Федосеева-Шукшина с интересом отнеслась к образу мамы Романа. Как рассказывала актриса, ей хотелось исследовать женщин с подобной психологией.
В картине Фрэза подобрался звездный состав: Альберт Филозов, Татьяна Пельтцер, Евгений Герасимов, Елена Майорова. Это еще одна причина, по которой лента получилась столь яркой.
Плакали в США
Фильм снимали на юго-западе Москвы и в Ленинграде. Забавно, что в последней сцене Рома Лавочкин выпадает из бабушкиного окна по адресу: г. Ленинград, ул. Рубинштейна, 17, а приземляется во дворе дома № 34 на Спиридоновке в Москве. Магия кино!
Несмотря на профессиональное образование Аксюты, Никита Михайловский лучше справлялся с ролью, потому что не играл, а жил в кадре, оставался самим собой. Его подростковые оценки событий, реакции были естественными. Татьяне Аксюте же приходилось вспоминать свой прежний девичий опыт и применять актерские навыки. Причем не всегда удачно, так как она прежде всего театральная актриса, а в театре порой нужно хлопотать лицом так, чтобы персонажа понял зритель в последнем ряду. В кино такое противопоказано и выглядит наигрышем.
На площадке царила атмосфера любви. Евгений Герасимов, по его собственному признанию, влюбился в Ирину Мирошниченко, но все закончилось платоническими отношениями. Хотя кто о таком правду расскажет, даже спустя 40 лет.
Группа очень заботливо относилась к исполнителям ролей главных героев, опекала их, будто они и в самом деле не понятая родителями юная пара. Принимались и импровизации. Знаменитый венок из кленовых листьев Аксюта сплела в ожидании установки камеры. Оператор увидел его и с восторгом велел не снимать с головы.
Когда картина была готова, мнения разделились. Одни обвиняли создателей в популяризации любви в подростковом возрасте, разврате, безнравственности и вседозволенности. Другие считали, что фильм на столь деликатную тему сделан очень тактично. Результатом этой полемики стали возрастные ограничения. На плакатах было написано, что лица до 16 лет на сеансы не допускаются, хотя в кино нет и намека на откровенные сцены.
Несмотря на критику, фильм стал лидером проката 1981 года. Его посмотрели 26 млн зрителей. По опросу журнала «Советский экран», кино стало лучшим в год показа. Его купили для проката в США, где он шел под названием Love & Lies («Любовь и ложь»). Люди в кинозалах плакали. Простая и трогательная история не оставила равнодушными ни взрослых, ни молодежь.
Читайте также:
- Премьера «Князя Игоря» в Минске, фильмы Юрия Кары и смерть Ибаррури. Этот день в истории: 12 ноября
- Где снимали фильм «Начальник Чукотки», и почему картину пришлось защищать от нападок и закрытия
- Почему запретили комедию «Тридцать три», и какое участие в этом приняли космонавты Гагарин и Леонов
- Как в хите «Кто тебя выдумал, звездная страна?» пионера приравняли к герою повести «Маленький принц»
- Фильм «Мой младший брат» открыл для кино трех знаковых актеров