Как сотрудники столичной «аварийки» спасают минчан от «конца света» и засора труб
Когда рабочий день ЖЭУ заканчивается, наши дома не остаются наедине с возможными неприятными ситуациями. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала, как экипажи Городской аварийной службы спасают столичный жилфонд от коммунальных ЧП.
Без курьезов не обходится
Долго ждать вызова не пришлось. Едва прибыли на базу Городской аварийной службы, как поступило сообщение о засоре канализации в доме № 13 на ул. К. Чорного. Туда и направляемся. На месте работники сориентировались за считаные минуты: чтобы прочистить систему водоотведения, привычным движением открыли люк возле одного из подъездов. Буквально через 5 минут работы сантехническим тросом проблема была решена. Поражаемся скорости, но так бывает не всегда.
— Некоторые засоры по два-три часа приходится прочищать, и то не всегда удается справиться с помощью имеющихся инструментов. Тогда вызываем специальную машину для прочистки, — объясняет сантехник Дмитрий Слесаренко.
Мужчина трудится в Городской аварийной службе чуть больше года. Говорит, в основном спасают минчан от залитий и засоров. Бывают и курьезные ситуации. Вспоминает недавний случай, когда жильцы дома, куда приехали на вызов, закрыли экипаж на чердаке. Дело в том, что техническое помещение облюбовали какие-то сомнительные личности, и когда ночью на вызов прибыли сантехники, жильцы подумали, что снова разгулялись маргиналы.
— Мы тогда на залитие приехали, у людей потоп, а мы взаперти. Пришлось вызывать милицию, чтобы освободиться и выполнить свою работу, — рассказывает сантехник.
Интересуемся, есть ли аварийные ситуации, которые жильцы могли бы устранить самостоятельно. Отвечает утвердительно. И объясняет: иногда люди даже не знают, где у них находятся вводные краны. А для устранения течи достаточно просто закрыть такой кран, не дожидаясь специалистов.
Рабочий день у экипажей с 9:00 до 9:00 следующего дня, затем трое суток отдыха. Прием пищи, как, пожалуй, и у всех экстренных служб, когда выдается свободная минута. В среднем за смену бригада сантехников выезжает на 20 заявок, но бывают дни, когда нужно устранить и 30–35 аварий. В выходные ЖЭУ не работают и заявок сразу становится больше. В период запуска отопления число обращений тоже резко возрастает.
Не смеем больше задерживать команду коммунальных спасателей, которым пора звонить диспетчеру, чтобы получить следующее задание.
«Конец света» отменяется
А мы отправляемся в одно из общежитий на ул. Ольшевского, откуда пришел сигнал SOS из-за отсутствия электричества.
На месте встречаемся с экипажем электриков и поднимаемся на этаж, где возникла проблема. Жильцы одной из комнат говорят: вернулись с работы, а света нет. Днем какие-то неполадки с проводкой устраняли специалисты обслуживающей организации, электричество пропадало и в других комнатах, но там его подачу восстановили. Загадку «конца света» в отдельно взятом помещении удается найти без труда: предыдущие работники просто забыли переключить выключатель в электрощитке. За них это сделали коллеги из аварийной службы, и в комнате снова стало светло.
К расширению готовы
Городская аварийная служба обслуживает восемь районов столицы — все, кроме Московского, где имеется отдельная соответствующая организация. Численность работников предприятия — 218 человек. Из них 149 — это те, кто непосредственно занимается устранением аварийных ситуаций. Остальные трудятся в сопутствующих подразделениях, которые обеспечивают работу предприятия: в диспетчерской, гараже, на СТО, в прачечной…
— Работаем круглосуточно, — говорит директор Городской аварийной службы Александр Кислюк. — Бригады разделены на четыре смены. В каждой 8-9 экипажей сантехников, 5-6 — электриков, а также начальник смены и два мастера.
Задействованы и три сварочные бригады. Они, по словам руководителя, самые загруженные: трудятся не только на аварийных заявках, но и планово, помогая ЖЭУ, которые не укомплектованы такими специалистами.
Поскольку помощь в устранении аварий чаще требуется с вечера до утра, когда закрыты жилищные службы, в ночную смену заявки распределяют три диспетчера, а в дневную справляются двое.
Но дел у бригад, как отмечает директор «аварийки», хватает и днем. Просто это не устранение коммунальных ЧП, а плановая работа, к которой их привлекают жилищные организации: замена трубопроводов, задвижек, электрощитков и другие задачи.
Предприятие старается развиваться и совершенствовать свою работу. Так, раньше упор был на локализацию аварии, а последующий ремонт оставался за ЖЭУ. Теперь же надо сразу устранять неисправность, чтобы жильцы не оставались без света или воды до следующего дня.
— За прошедшие пару лет купили 5 машин для сантехников, одну для сварочных экипажей, еще два автомобиля поменяем в нынешнем году, — говорит А. Кислюк. — Также перед нами стоит задача расширяться, и мы к этому готовы.
Формирование дополнительных экипажей позволит приезжать на вызов быстрее. Зимой среднее время прибытия на аварийную заявку составляет 40–45 минут, летом — 30–35 минут. С расширением штата сможем взять на обслуживание все дома товариществ собственников и ЖСПК, так как мелкие организации не всегда в состоянии оперативно и качественно выполнить те или иные аварийные работы.
Справочно
У Городской аварийной службы три базы: на ул. Чернышевского, пр. Рокоссовского и ул. Матусевича. Такое разделение позволяет распределять экипажи по районам города равномерно и сокращать время прибытия на заявки.
Фото Ирины Малиновской