Как стать ювелиром, и почему вариантов обучения этой профессии мало
Еще со времен лесковского Левши, подковавшего блоху, профессия ювелира слывет престижной и уважаемой. Но во всей стране всего один колледж готовит таких специалистов. Какие еще есть варианты обучения ювелирному делу, узнал корреспондент агентства «Минск-Новости».
Один на всех
Чтобы получить государственный диплом ювелира, нужно ехать учиться в «северную столицу» Беларуси. Витебский государственный технологический колледж, который является филиалом БНТУ, — единственное учреждение в стране, где готовят таких мастеров. Ежегодно на специальность «Изготовление ювелирных изделий» принимают 20 талантливых парней и девушек (по 10 человек после 9-го и после 11-го классов), чтобы научить их своими руками превращать металлы и драгоценные камни в изысканные украшения. И хотя с 2022 года творческие испытания для абитуриентов отменили (весьма спорное решение), будущему ювелиру важно не только знать особенности металлов и камней, владеть техниками обработки материала, но и уметь чертить, рисовать, иметь тонкий художественный вкус. Тем более, что выпускники получают одновременно еще одну, не менее творческую специальность — резчик по дереву и бересте.
— Хотя зачисление на эту специальность сегодня идет только по конкурсу документов об образовании, чувствуется, что большинство ребят делают осознанный и целенаправленный выбор, — подчеркивает член приемной комиссии колледжа Татьяна Зенькевич. — Талантливые ребята приезжают к нам учиться на ювелиров со всех регионов Беларуси, в том числе и из Минска.
В этом году средний проходной балл составил для 9-классников 7,4 балла, для 11-классников — 6,6 балла. Примерно такой же конкурс был и последние годы.
Т. Зенькевич уверяет, что с трудоустройством выпускников никаких проблем нет. Их с охотой берут как небольшие компании, так и крупные ювелирные заводы.
Ювелир, да не тот
Если речь зашла о промышленном ювелирном производстве, то в Минске есть вуз, который готовит специалистов для этой отрасли. Опять же, единственный в стране. Специальность «Технология и оборудование ювелирного производства» можно получить на приборостроительном факультете БНТУ. Ежегодно на бюджетной основе (платной формы нет) тут набирают по 20 человек. Для поступления нужно предоставить результаты ЦТ или ЦЭ по русскому или белорусскому языку, физике и математике. Проходной в этом году составил 230 баллов.
Но все же готовят здесь не ювелиров, а инженеров, главная задача которых иная.
— Выпускники данной специальности получают фундаментальную подготовку по технологии и оборудованию для прецизионной и художественно-декоративной обработки материалов, включая драгоценные металлы и камни, — говорит заместитель декана приборостроительного факультета БНТУ Сергей Монич. — При этом большое внимание уделяется компьютерному моделированию при проектировании заготовок и изделий. Инженер должен уметь воплотить замысел художника в готовое ювелирное изделие, хорошо зная оборудование и его технологические возможности.
В рабочем порядке
Ювелир с 25-летним стажем Артур Манасян рассказал, что ранее таких специалистов готовили на каждом крупном ювелирном предприятии. Когда-то подобные курсы прошел он сам.
В отделе кадров Гомельского производственного объединения «Кристалл» подтвердили, что такие курсы действительно были. Но сегодня в случае необходимости нужные кадры учат непосредственно в процессе работы. Похожая практика и на минском заводе ZORKA.
— Если претендент прошел собеседование, ранее занимался работой, связанной с мелкой моторикой, трудолюбив, усидчив, аккуратен, с ним заключается трудовое соглашение, — поясняет специалист по персоналу завода ZORKA. — От двух до шести месяцев он учится на рабочем месте, получая стипендию. Если обучение прошло успешно, трудовые отношения продлеваются.
— У конвейерного ювелирного производства есть своя специфика, — замечает А. Манасян. — Основную работу выполняют машины, отливая из формы фактически готовое изделие. Поэтому человеку отводится второстепенная роль — подчистить, отполировать, закрепить камень…
Получается, Лесков был прав, когда закончил свой сказ такими словами: «Таких мастеров, как баснословный левша, теперь, разумеется, уже нет… Машины сравняли неравенство талантов и дарований, и гений не рвется в борьбе против прилежания и аккуратности».
— Увы, в целом прав, — соглашается собеседник. — Но магия профессии жива. И потому, что растет спрос на эксклюзивные украшения, и потому, что по-прежнему много людей хотят попробовать реализовать себя в новом направлении. Однако вариантов научиться ювелирному мастерству, как вы убедились сами, не так и много. Проще тем, у кого ювелиры есть среди родных и близких. Научат, подскажут, помогут. В том числе и с трудоустройством. Не случайно наша профессия всегда слыла семейной, артельной.
Для бизнеса и хобби
Два года назад А. Манасян открыл собственные ювелирные курсы. Учит пришедших к нему своей профессии по такой же программе, по которой когда-то учили его самого. С одним только отличием: здесь нет групповых занятий, каждый ученик под наблюдением преподавателя и с его помощью отрабатывает задание. Для преподавателя такой метод обучения гораздо труднее, для учеников — удобнее и продуктивнее.
В день нашей встречи Анна, которая занимается уже три месяца, колдовала над восковой заготовкой, готовя форму для отлива очередного кольца. Девушка рассказала, что у нее уже есть собственный бренд украшений, которые она собирает из бижутерии. А умение работать с металлом и натуральными камнями расширит возможности ее малого бизнеса.
Еще одна Анна, работающая художником в сферах полиграфии и рекламы, и ее подруга Елизавета пришли на курсы только месяц назад. Но результаты разные.
— Аня уже вторую сережку закончила, полирует их, а я все еще с первой вожусь, — с улыбкой говорит Лиза, не выпуская из рук ножовку по металлу.
Собеседница признается, что страдает синдромом дефицита внимания, из-за которого часто испытывает трудности с концентрацией. Поэтому посещение ювелирных курсов — это еще и преодоление себя.
Варя, которая набивает руку на закреплении камней, мечтает о собственном ювелирном бренде эксклюзивных украшений. И судя по почти готовому массивному кольцу, исполненному в стиле романов о Гарри Поттере, у нее все получится.
Александр, третьекурсник одного из ведущих вузов страны, будущая профессия которого связана с атомной энергетикой, пока рассматривает ювелирное дело как хобби. На наших глазах он тренируется в мастерстве гравировки, выводя буквы на медной пластинке.
— Настоящий мастер должен уметь делать все, то есть быть и филигранщиком, и гравером, и закрепщиком, и монтировщиком в одном лице, — объясняет А. Манасян. — Этому и учим.
По окончании курсов ученики А. Манасяна получают сертификат. И хотя он не имеет статуса государственного документа, среди ювелиров добрая рекомендация коллеги-профессионала дорогого стоит.
Фото Елизаветы Давидовской