izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

Как успешный бизнесмен помогает отечественным археологам

Почему председатель комитета внедорожных соревнований Белорусской автомобильной федерации Александр Иванов помогает отечественным археологам, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».

IMG 0984 POZHOGAУже много лет успешный предприниматель Александр Иванов часть свободного времени проводит вместе с учеными в археологических экспедициях. В качестве волонтера помогал в организации исследований, которые в результате привели к открытиям, попавшим в топ-10 Национальной академии наук Беларуси за прошлый год. Это поднятие лодки-долбленки начала XVI века со дна Немана, изучение оборонительных сооружений Жаберского замка XVII–XVIII веков.

— Всё началось случайно, — рассказывает Александр. — Спустя годы после окончания лицея повстречал своего товарища Максима Чернявского, к тому времени уже старшего научного сотрудника отдела археологии первобытного общества Института истории НАН Беларуси, кандидата исторических наук. Разговорились. Оказалось, Максиму для проведения экспедиций требуется транспорт. А я как раз занимаюсь автобусными перевозками, досуг посвящаю внедорожному спорту. Согласился помочь с доставкой волонтеров и оборудования для проведения раскопок. Посмотрел на работу археологов и добровольцев, и самому захотелось поучаствовать в процессе. Не заметил, как втянулся. Сейчас для меня экспедиции — внутренняя потребность.

Наверняка успехи отечественных ученых были бы скромнее и дались с гораздо большими усилиями, если бы не поддержка волонтеров. И члены клуба любителей внедорожников «4х4», и дайверы из клуба «Морской Пегас» очень помогли археологам, например, во время экспедиции в Дрогичинский район, где располагался Жаберский замок. Построенный на берегу Ясельды на рубеже XVII–XVIII веков, он был разрушен во время Северной войны по приказу Карла XII, а весь военный арсенал крепости сброшен в реку и ров.

Ров заболочен. Ежегодно зимой (летом это практически невозможно) на внедорожниках группа поддержки подвозит сюда необходимый инвентарь. Прорезают прорубь. Дайверы и обученные ими археологи погружаются под воду. Видимость там нулевая, работать приходится почти на ощупь. Тем не менее за четыре года со дна реки удалось поднять 17 бомб, которыми стреляли мортиры, и часть воинского снаряжения.

IMG 7134Обнаружили на дне Ясельды и фрагменты деревянного подъемного моста, сожженного шведами. Сегодня эти материалы тщательно изучают, чтобы восстановить конструкцию моста, его оборонительные элементы, которые знали только по гравюрам с изображениями аналогичных крепостей. Так шаг за шагом устраняются белые пятна нашей истории, уточняется ход событий давно минувших дней.

— Достать вручную мортирные бомбы, лежащие на дне и увязшие в иле, очень сложно, — подчеркивает Александр. — Испробовав массу способов, мы остановились на обычном тросе. Сделали из него петлю, ею подхватывали 40-килограммовые шары и поднимали их с речного дна с помощью автомобильной лебедки. Затаив дыхание стояли на краю ледяной лунки и переживали за исход операции. В любую минуту (и такое, увы, случалось) бомба могла сорваться и снова увязнуть в болоте.

a5636 14112 e1565862380208

Фото носит иллюстративный характер

А вот при подъеме челна начала XVI века со дна Немана внедорожники не пригодились. Чтобы не повредить исторический артефакт, прибегли к помощи обычного крана.

— Надо было видеть лица ученых, когда лодка-долбленка показалась из воды и археологи увидели ее реальные, более восьми метров, размеры, — вспоминает Александр Иванов. — В такие минуты тоже испытываю волнение и радость, ощущаю причастность к серьезному и нужному делу. Да и общение с интересными людьми расширяет собственные горизонты. Ведь узнаешь об истории Беларуси массу ценной информации из уст самых компетентных специалистов.

…В подростковом возрасте ему не терпелось сесть за руль автомобиля. Никаких сомнений в том, что все получится, не было. И получилось. Сразу и без особых усилий. С тех пор Александр твердо уверен: не боги горшки обжигают. Если по-настоящему хочешь, значит, сможешь. Когда с подачи знакомого ему сильно захотелось поучаствовать в соревнованиях на внедорожниках, он тоже не стал себя сдерживать. Уже через несколько месяцев пробовал себя в качестве штурмана на спортивном автомобиле. Сегодня Александр Иванов возглавляет комитет внедорожных соревнований Белорусской автомобильной федерации.

Увидев во время экспедиций, как работают волонтеры-дайверы, энтузиаст загорелся освоить еще и подводное плавание. Прошел подготовительный курс и уже погружался самостоятельно.

Что будет завтра, Александр Иванов не загадывает. Может, появится новое увлечение. Но прежние он точно не оставит. Они делают жизнь ярче, красивее, осмысленнее. Ему есть что рассказать и показать семилетнему сыну Матвею. Будет чем похвастаться и перед будущими внуками: ведь не сериалы смотрел, а занимался мужским делом. Причем с удовольствием.

Фото Сергея Пожоги, из личного архива Александра Иванова и из Интернета

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
ЦИК приступил к аккредитации на выборах Президента наблюдателей от миссии СНГ

ЦИК Беларуси приступил к аккредитации на выборах Президента Беларуси наблюдателей от миссии СНГ, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

04 12 2024 vybory inicziativnye gruppy podacha podpisej malinovskaya02 kopiya

— Могу подчеркнуть, что уже проведена аккредитация миссии наблюдателей СНГ, но она будет продолжаться. Руководитель миссии Сергей Лебедев традиционно получит аккредитационное удостоверение под номером один, — рассказал председатель ЦИК Игорь Карпенко.

Напомним, выборы Главы государства назначены на 26 января 2025 года.

Беларусь и Монголия будут взаимно признавать водительские удостоверения

Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси восьмого созыва приняли законопроект «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Монголии о взаимном признании и обмене водительских удостоверений», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

машины дорога главпочтамп

Документ предусматривает утверждение соглашения между правительствами Беларуси и Монголии о взаимном признании и обмене водительских удостоверений, подписанного в Улан-Баторе 3 июня 2024 года.

В соответствии с законопроектом, правительства двух стран будут взаимно признавать водительские удостоверения, выданные компетентными органами сторон.

Соглашением также закрепляется право граждан Беларуси и Монголии, получивших разрешение на постоянное проживание в государстве другой стороны, на обмен водительских удостоверений без сдачи соответствующих теоретических и практических испытаний.

Данные изменения в законодательстве направлены на дальнейшее развитие двустороннего сотрудничества в области обеспечения безопасности дорожного движения.