Как в Первомайском районе решают проблему с нехваткой мест в детских садах
О работе дошкольных учреждений корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала начальник управления образования, спорта и туризма администрации Первомайского района Людмила Борисенко.
— Если говорить о проблемах, с которыми сталкиваются родители дошкольников Первомайского района, какие вы назвали бы в первую очередь?
— Наша главная проблема — отставание темпов строительства детских дошкольных учреждений от скорости возведения жилья. Сегодня Первомайский район в лидерах по количеству новых жилых домов, но если посмотреть, к примеру, на «Маяк Минска», то увидим, что выстроен огромный микрорайон, в котором есть магазины, мастерские по ремонту обуви. И при этом только одна школа! И ни одного детского сада… Еще одна проблема — микрорайон Восточный, бывший военный городок. Новый детский сад был открыт там в минувшем августе. Но он не решает проблему, потому что жилые многоэтажные дома возводятся и сдаются намного быстрее, нежели садики и ясли.
Конечно, строительство детских дошкольных учреждений в новых кварталах запланировано. К примеру, в «Маяке Минска» в перспективе должны появиться два детских сада, но пока ключевое слово здесь все же «планируются». Один проект уже находится на согласовании, и я надеюсь, что строительство начнется в этом году. А в перспективе новые детские сады нужны и в квартале «Магистр», и на улице Фогеля…
— Возможно, проблему можно решить за счет использования детсадов, расположенных в более возрастных микрорайонах?
— В старых кварталах дошкольных учреждений тоже недостаточно. К примеру, сады на Востоке когда-то возводились по иным нормам и были рассчитаны на жителей, для которых строился микрорайон. А когда появился «Маяк Минска», их стало недостаточно. Кроме того, к нам стремятся записать детей из Минского района. В результате Колодищи заполняют дошкольные учреждения Уручья и Востока, Боровляны идут в Зеленый Луг. У нас есть сады, где детей из района более 50 %. В детсадах Минского района практически нет ясельных групп, и детки с полутора-двух лет приходят к нам. Потом 10–15 % уходят, но большинство остаются все же в Первомайском.
— На ваш взгляд, почему сложилась такая ситуация? Родителям удобно оставить ребенка в городском садике по дороге на работу или район попросту сбросил свою проблему на столицу?
— Одна из причин — достаточно широкое строительство коттеджей и многоквартирных домов в районе при отсутствии там детских учреждений. Хотя родители часто ссылаются и на более высокое качество воспитания в городских садах, говорят, их привлекает именно это. Возможно, дело в лучшей подготовке педагогических кадров в столице. Но и то, что родители ездят в Минск на работу, тоже немаловажно.
— Пока мы с вами беседовали, в кабинет как раз заглянула мама из Колодищ. Ей предложили определенный детский сад. А если завтра к вам придет мамочка из соседнего с тем же детским садиком дома, может ли получиться, что ее ребенку места не достанется?
— Может быть и такое, в случае, если женщина из соседнего дома встала на очередь позже мамы из Колодищ. В таком случае место жительства, безусловно, принимается во внимание, но не гарантирует места в дошкольном учреждении. Если в школах есть понятие всеобуча, и в первую очередь туда принимают детей из закрепленных по адресу проживания домов, то в дошкольных учреждениях гарантированного места по адресу проживания нет, есть дата постановки на очередь. Конечно, мы стараемся рассмотреть возможность устройства каждого малыша именно в желаемый садик. Но если речь опять-таки идет о микрорайонах, где сегодня возводится новое жилье, то определить детей в сады шаговой доступности у нас просто нет возможности.
— Часто ли родители отдают в садик детей до 3 лет? Или все же предпочитают провести с ними весь положенный отпуск?
— Примерно 80–85 % отдают своих детей в дошкольные учреждения, начиная с двух лет. Более того, у нас в районе действуют 5 групп, в которые принимаются детки с года, и они востребованы, даже переполнены. Чаще всего причиной является тот факт, что маме надо работать или учиться, особенно в случаях, когда она одинока. Отдают в ясли малышей от года до двух и родители-студенты либо те, кто оказался в тяжелых жизненных обстоятельствах.
— Если не ошибаюсь, автобусы «Малышок» изначально появились именно в Первомайском районе. Они по-прежнему существуют?
— Да. «Малышок» появился у нас в феврале 2012 года, и этот маршрут до сих пор востребован — он делает 2 рейса утром и 2 рейса вечером. Мало того, если вначале он разворачивался на ул. Танковой (микрорайон Восточный), то, когда на ул. Фогеля построили новые дома, маршрут продлили, конечной остановкой детского автобуса стал «Виталюр». Сегодня «Малышок» развозит детей по всем дошкольным учреждениям Уручья. И по утрам можно увидеть, как детки с радостью кричат: «Вот наш автобус!» — и с удовольствием едут в детский сад.
— Еще одним нововведением именно Первомайского района в свое время стало появление садовских групп для шестилеток на базе школ. Сохранилась эта форма образования?
— Мне бы очень хотелось сказать, что сохранилась, потому что такая форма работы, несмотря на достаточно сложную ее организацию, была востребована. Там образовательный процесс шел по дошкольной программе, но родители понимали, что в этих группах их чада легче адаптируются к школе. Однако численность детей школьного возраста также растет… И в этом году осталась только одна группа в СШ № 177. Но ежегодная наполняемость этой школы тоже увеличивается, и сейчас мы должны решать, останется ли там эта группа, — не вводить же вторую смену из-за дошкольников… Сейчас ребятам там хорошо, созданы все необходимые условия: малыши имеют игровую комнату и спальню, отдельные санузлы. Но если осенью наберут много первых классов, то школе понадобятся эти помещения.
— Не так давно на одном из интернет-ресурсов шло бурное обсуждение проблемы обучения детей на белорусском языке. Вы с чем-то подобным сталкивались?
— У нас в районе 54 белорусскоязычные группы, которые способны удовлетворить потребности всех желающих. Есть группы для детей ясельного возраста и старшие группы. И если раньше язык обучения выбирали при приеме в детский сад, то теперь уже при постановке на очередь родители указывают, какой язык они выбирают для своего ребенка. Так что проблем не было. Тем более что белорусскоязычные группы есть практически в каждом детсаду. Исключения бывают разве что в случае, когда рядом находятся несколько дошкольных учреждений, — скорее всего, языковая группа будет в одном из них. Но главное — мы пытаемся сохранить преемственность: если ребенок пришел в ясельную группу с обучением на белорусском языке, то на следующий год, когда он переводится в другую возрастную группу, имеет возможность обучаться на одном языке постоянно, без перерыва. Кроме того, нужно знать, что белорусский язык у нас есть во всех садах в каждой группе, — в соответствии с программой дошкольного образования. Есть и занятия по белорусскому произношению, и игры на белорусском языке, праздники и музыкальные занятия. Дети с удовольствием в них участвуют.
— И напоследок вопрос, интересующий родителей ребят, которые в этом году уходят из детских садов в школы. Столкнутся ли они с проблемой переполненных учебных заведений на следующем этапе образования?
— Нет, в школах у нас нет такой острой проблемы по наполняемости. Единственный микрорайон, где работают две переполненные школы — № 94 и № 84, — это Восточный. Действительно, в СШ № 94 столько учеников, что учебное заведение работает в две смены. Школа № 84 имеет два корпуса — старый и новый, поэтому работает в одну смену, но занимаются здесь почти полторы тысячи учащихся. Но в Восточном на ул. Рогачевской уже активно строится 3-я школа — на 792 места, с бассейном. Планируемый срок ввода в эксплуатацию — май 2019 года. Я думаю, тогда проблемы с наполняемостью в этом микрорайоне исчезнут.