Как заброшенные усадьбы превращаются в этномузеи под открытым небом, и какие загадки порой таят их названия
Путешествуя по стране, убеждаешься, как бережно относятся у нас к историческому и культурному наследию. Благодаря энтузиастам и с помощью государства с нуля восстанавливают даже те объекты, от которых почти ничего не осталось. Словно из-под земли вырастают княжеские замки, усадьбы, крестьянские подворья, возрождаются старинные народные обычаи. Корреспондент агентства «Минск-Новости» познакомилась с тремя такими локациями.
Сула
Местечко Сула (Столбцовский район) в документах впервые упоминается в XVI веке как принадлежащее роду Радзивиллов. В XVIII столетии его владельцами стали шляхтичи Ленские, при них оно достигло наибольшего расцвета. А в XX веке поселение пришло в полное запустение. И только в наши дни его возродили и создали парк истории «Великое княжество Сула».
Здесь представлены зоны первобытного человека, древнеславянских культов и обрядов, эпохи варягов, Средневековья, территория белорусских местечек и усадьба Ленских. Живой интерес туристов вызывает, например, сооружение из 12 вертикально установленных на равном расстоянии друг от друга камней — прообраз храма под открытым небом. В деревне викингов впечатляет полная копия драккара — узкой парусно-гребной ладьи с высоко поднятыми носом и кормой. Ладья спущена на воду, при желании на ней можно покататься. В сказочной избе на курьих ножках живет вполне симпатичная ведунья, которая знает заклинания на все случаи жизни и немного колдует. Желающие могут пройти обряд очищения огнем, и при этом никто не сгорает. Привлекает зона «Белорусское местечко» с мастерскими, батлейкой, почтой, травяной аптекой, еврейской хатой, музеем бортничества. В лавке хлеба и сыра можно приобрести свежие продукты, в аптеке — лечебные сборы, в корчме — угоститься напитками.
Дукора
Возле агрогородка с таким названием (Пуховичский район) когда-то располагалось красивое и богатое поместье, владели им белорусские князья. На балы и вечеринки съезжались знатные дамы и кавалеры, там устраивали рыцарские турниры, выезды на охоту. Со временем усадьба пришла в упадок, заросла травой.
Возродили старину уже в наше время. Появился настоящий музей под открытым небом, где тесно переплелись история и современность. Сохранилась аллея вековых деревьев, крона которых образует тенистый коридор. По нему приятно прогуляться в жару, а потом утолить жажду в самоварной лавке травяным чаем.
Поднимаюсь на 20-метровую башню въездных ворот по винтовой лестнице, глазам предстает потрясающий ландшафт. В местном музее изучаю макет усадьбы периода расцвета: дворец, флигели, хозяйственные постройки, ледовни, помещения для прислуги, конюшни с лошадьми элитных пород… Спешу в парк, к многовековому дубу, чтобы обнять его ствол и прошептать заветное желание. Говорят, сбывается. Посещаю и современный развлекательный объект — домишко, перевернутый крышей вниз, да еще и заваленный набок. Такой проект. Перед входом предупреждают: может кружиться голова. Вхожу и иду по наклонной поверхности. Действительно, слегка качает. Сверху нависает пол с мебелью, которая почему-то не падает. Потолок — под ногами. Странное ощущение, будто попадаешь в какую-то иную реальность. Выбираюсь наружу и быстро прихожу в себя.
Дудутки
В 40 км от Минска на берегу реки Птичи за счет средств своего частного предприятия энтузиаст создал этнографический комплекс «Дудутки».
Белорусская деревня возрождена такой, какой в реальности существовала много веков назад. В комплексе более 30 объектов. В два ряда выстроились хатки, где мастера демонстрируют народные ремесла. Захожу на деревообработку, в гончарню, сыроварню, пекарню. Наблюдаю за изготовлением валенок, они снова в моде. Есть весьма элегантные, на каблучках. Не прохожу и мимо кузни. Плечистый добрый молодец легко справляется с огромным молотом и раскаленным металлом. Полминуты — и подкова готова. За оградой в зоосаде гуляют куры, утки, гуси, овечки, индюки, поросята. Две козы бодаются. В разборки лезет свинка. Павлин грозно распускает хвост — забияки разбегаются.
Хотелось бы разобраться, почему этнографический комплекс назвали Дудутками.
Топоним упомянут в памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» относительно князя Всеслава Чародея. Там написано: «…скочи влъкомъ до Немиги съ Дудутокъ». Якобы в тех местах проходила дорога, по которой, согласно источнику, князь проскакал до Немиги, узнав о нападении братьев Ярославичей. Но какие Дудутки имелись в виду? В произведении не указано, что это под Минском на реке Птичи. Ни на старых картах, ни в списках древних (и современных тоже) белорусских деревень такого названия не нашла. Зато рядом с достопримечательностью располагается многовековое поселение Дудичи. Возможно, оно и имелось в виду в «Слове…», а автор просто не запомнил точного названия. Или речь о каких-то других Дудутках?
Всё это лишь предположения исследователей. Оригинал произведения был утрачен, а насколько верны переписанные копии — кто знает? В любом случае историческая заморочка не мешает тысячам туристов со всех уголков ближнего и дальнего зарубежья приезжать и знакомиться с историей, культурой, бытом и традициями старинных белорусских поместий.
В восстановленных усадьбах и на их территории можно обучиться средневековым танцам шляхты, игре на старинных музыкальных инструментах, покататься верхом на коне, арендовать катамаран, порыбачить, заказать фотосессию, поучаствовать в мастер-классах.