Антикризис и романтика на примере завода «Штадлер Минск»
Руководство концерна Stadler Rail Group пригласило журналистов различных СМИ на свой самый современный завод – «Штадлер Минск».
Представителям СМИ показали, как работает производство электропоездов в непростые экономические времена. Руководители ответили на вопросы, коих у пишущей, радийной и телевизионной братии накопилось немало: от сегодняшней загрузки предприятия и перспектив развития до прогнозов по поводу окончания очередного мирового экономического кризиса.
Президент компании Stadler Rail Group Петер Шпулер в ходе обширной презентации рассказал журналистам о деятельности концерна. Филиалы компании располагаются по всему миру – в Швейцарии, Германии, Испании, Польше, Венгрии, Чехии, Италии, Австрии, Голландии, Беларуси, Алжире, Австралии и США. Минский завод, а также чешский и польский относятся к дивизиону Центральной Европы (всего дивизионов шесть). На предприятиях концерна трудятся 7 тыс. человек. Оборот средств в 2015 году составил 2,2 млрд швейцарских франков.
Корпорация предлагает широкий ассортимент продукции в сфере городского и железнодорожного транспорта, за исключением высокоскоростных поездов (скорость более 250 км/ч) и грузовых вагонов.
Лидер продаж – состав FLIRT – был поставлен в 17 стран, в том числе в Беларусь, в количестве более 1.200 единиц. Поезд KISS также пользуется спросом. Он был поставлен в 6 стран в количестве более 200 единиц.
Выпускает концерн и составы для метрополитена. Например, их использует берлинская подземка.
– Мы с удовольствием собирали бы на заводе в Фаниполе такие поезда и для Минского метрополитена, – отметил Петер Шпулер.
Что касается трамваев, то их компания производит три вида. Одна из последних инновационных разработок – трамвай «Метелица» для стран СНГ (для широкой колеи). Уже полгода новинка, рожденная в Минске, проходит испытания в Москве и Самаре.
В 2016 году компания Stadler Rail Group станет частью исторического события: 1–5 июня состоится официальное открытие Готтардского базисного тоннеля – самого длинного железнодорожного тоннеля в мире. По нему с 2019 года новые подвижные составы Giruno производства концерна «Штадлер» будут осуществлять пассажирские перевозки в рекордные сроки по маршруту Цюрих – Милан, а впоследствии Франкфурт – Милан.
Президент Stadler Rail Group разъяснил ситуацию, которая сложилась с крупным заказом российской компании «Аэроэкспресс». По его словам, изначально «Аэроэкспресс» заказал 25 двухэтажных поездов.
– Сам контракт составлен в евро. В декабре 2014 года наш клиент обратился к нам и сообщил, что ему будет проблематично оплатить этот заказ по экономическим причинам, поскольку в результате обвала рубля наши поезда для них стали в два раза дороже, – пояснил Петер Шпулер.
На протяжении года компания вела активные переговоры с «Аэроэкспрессом», кредитующими банками, а также компанией, страхующей риски, и в итоге стороны пришли к тому, что 11 электропоездов все же будут переданы «Аэроэкспрессу».
– Мы уже получили первые большие платежи. У нас есть также страхование экспортных рисков по этому контракту, – уточнил Петер Шпулер. – Швейцарская компания, страхующая риски, удвоила срок выплаты кредита, который в итоге составляет более 20 лет. Это привело к тому, что ежегодная финансовая нагрузка для «Аэроэкспресса» теперь приемлема.
Поставить 11 поездов российскому «Аэроэкспрессу» планируется в текущем году.
Оставшуюся часть заказа «Штадлер Минск» планирует продать в Азербайджан, а также другие страны СНГ.
Что касается ситуации на заводе «Штадлер Минск», то в силу кризиса, который сейчас коснулся бывших советских республик, в настоящее время технические мощности завода «Штадлер Минск» загружены на 30–40 %. Вместо 1.000 сотрудников задействованы 600. Причины такого положения дел – низкие цены на сырье, слабость российского рубля, экономические санкции, которые исходят от США и ЕС в отношении России.
– Мы убеждены, что в этом году сможем заполнить мощности. Мы принимаем серьезные усилия, чтобы интенсифицировать наши продажи на рынках. Также на данный момент идут интенсивные переговоры по поводу того, чтобы отдельные заказы перенести с других предприятий концерна на завод в Фаниполе, – сообщил Петер Шпулер.
В настоящий момент на предприятии также подготовлен заказ на два поезда FLIRT для Белорусской железной дороги. Ранее БЖД уже купила у Stadler 16 поездов FLIRT, но они были произведены в Польше и Швейцарии. Новый заказ планируется отгрузить предстоящей весной.
Швейцарская компания продолжит инвестировать в завод. В 2016 году планирует вложить 4–5 млн евро в проект по механической обработке алюминиевых профилей. Средства будут направлены как на закупку оборудования, так и на обучение специалистов.
Все это свидетельствует о том, что компания уверена в будущем минского подразделения: отсюда будет осуществляться поставка продукции на рынки соседних государств.
– Экономические кризисы должны миновать, и рынки на востоке снова расцветут, – уверен Петер Шпулер. Он подчеркнул, что компания всегда получала поддержку со стороны как правительства Беларуси, так и местных властей.
Высокую оценку дал Петер Шпулер и уровню образования и квалификации сотрудников завода «Штадлер Минск». Он уточнил, что в предыдущие кризисные периоды компании удавалось избегать массовых сокращений или закрытия заводов.
Компания надеется на тесное сотрудничество с холдингом «Белкоммунмаш». В свое время Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил правительству и руководству компании «Штадлер Минск» разработать концепцию развития «Белкоммунмаша».
– Мы начинали с совместного предприятия между «Белкоммунмашем» и «Штадлером», но экономическая ситуация привела нас к тому, что мы ликвидировали это СП. Это было в том числе и желание правительства, – пояснил Петер Шпулер. – Но мы верим, что в будущем у нас будут тесные связи с «Белкоммунмашем». Мы будем оказывать поддержку в плане освоения рынков, и «Белкоммунмаш» выступит субпоставщиком для производства в Фаниполе.
Журналистов интересовали не только экономические вопросы:
– Герр Шпулер, вы романтик? Вы влияете на название ваших поездов? Ваш лидер продаж называется FLIRT. Такая популярность связана со швейцарским качеством или название тоже здесь сыграло свою роль?
– Немножко романтики в производстве поездов не помешает, – с улыбкой заметил Петер Шпулер. – Первым составом, который мы разработали, был сочлененный поезд. Даже для технарей название «поезд сочлененного типа» звучит ужасно. Вот и думали, какое имя ему дать, чтобы оно было привлекательным. FLIRT на самом деле это аббревиатура от Fast Light Innovative Regional Train, что расшифровывается как «быстрый, легкий, современный региональный моторвагонный подвижной состав». А KISS – Komfortabler Innovativer Spurtstarker S—Bahn—Zug, то есть комфортабельный современный скорый городской подвижной состав.
Президент корпорации представил СМИ и нового директора «Штадлер Минск» Филиппа Бруннера. Выпускник известного швейцарского университета в Санкт-Галлене по специальности «экономика и организация производства» возглавил предприятие с 2016 года. До своего прихода в 2010 году в компанию Stadler Филипп Бруннер получил опыт работы в банке UBS и компании Carlsberg. Его деятельность в Stadler способствовала успешному выходу компании на рынки различных стран. С 2013-го он развивал «Штадлер Минск» в качестве оперативного управляющего.
В компании Филиппа Бруннера мы и отправляемся на экскурсию по заводу, которому скоро исполнится три года.
Директор хорошо говорит по-русски, переводчик нам не потребовался. Язык учил здесь, как говорится, без отрыва от производства.
«Штадлер Минск» – образец предприятия XXI века. Компактный завод, оснащенный новейшим оборудованием и укомплектованный высококвалифицированными кадрами. Качество выпущенной продукции, по заверениям руководства компании, соответствует швейцарским требованиям. Неудивительно, ведь завод в Фаниполе – самый современный среди предприятий корпорации Stadler.
Под одной крышей – все четыре производственных цеха. Начинаем со сварочного.
– Здесь ведется сварка кузовов, а в будущем добавится и сварка более мелких элементов, – поясняет Филипп Бруннер.
После проверки качества и тщательных замеров кузов перемещается в красочный цех, сначала на обработку в дробеструйную камеру – самую большую на предприятиях группы «Штадлер». Ведь в Фаниполе производятся самые большие в мире поезда концерна для ширококолейных железных дорог стран СНГ. В этом цеху – три красочные камеры, где происходят грунтовка, шпатлевка и нанесение нескольких слоев краски.
Например, на вагоны двухэтажного аэроэкспресса наносится 12 слоев краски. Это две-три недели работы.
Краску в зависимости от проекта поставляют как немецкие и швейцарские, так и белорусские производители.
Между цехами сварки и красочным так называемый отдел логистики. Здесь с помощью специального механизма поднимают вверх и перемещают 12-тонные кузова!
В ходе экскурсии журналисты продолжают засыпать вопросами директора завода: какова средняя зарплата на предприятии? Есть ли соцпакет? Как обстоят дела с трудовой дисциплиной? По словам Филиппа Бруннера, зарплата на «Штадлер Минск» выше, чем средняя по стране. Соцпакет включает различные выплаты в случае смерти близких, свадьбы сотрудника или рождения у него детей. Предприятие частично оплачивает работникам обеды.
Директор завода поясняет, что сегодня технические возможности завода используются на 30–40 %:
– Это не означает, что у нас 60–70 % работников не заняты или переведены на 2/3 оклада. Сегодня заняты от 80 до 90 % сотрудников. Тем, кто оказался сейчас не задействован в тех или иных проектах, предлагается временно, на 3–4 месяца, поехать трудиться на другие заводы корпорации. Например, 65 работников отправятся в Польшу.
Таким образом мы сохраняем рабочие места, позволяем людям заработать и повысить свою квалификацию. Такой антикризисный план выгоден и компании, и работникам.
В настоящее время в работе восемь поездов: 6 двухэтажных для Москвы и Азербайджана и 2 семивагонных FLIRT Intercity – для Белорусской железной дороги.
На изготовление одного поезда уходит 4–5 месяцев. У БЖД есть проекты по будущей электрификации других участков в направлении Бреста, литовской границы, на которые также могут прийти поезда «Штадлера».
– Заказов на вагоны метро пока нет, но есть технический концепт, который мы сделали специально для белорусского метрополитена, и мы готовы в любое время начать переговоры, – отмечает Филипп Бруннер.
В сборочном цехе журналистов встречает заместитель директора по производству – начальник сборочного цеха Владимир Русак.
– Стараемся поддерживать высокое швейцарское качество, – отмечает Владимир Русак. – Проверку качества производят не только наши сотрудники, но и швейцарские коллеги. Они отмечают, что мы вышли на такое же качество, как и они.
В сборочном цехе работают 104 человека, в том числе одна женщина-монтажница. 30 % слесарей-монтажников, работающих с электрикой, – специалисты с высшим радиотехнических образованием. Средний возраст работников 30–35 лет.
– Молодой амбициозный коллектив, да я и сам молодой, как вы видите, – с улыбкой отмечает Владимир Русак. Он, как и 130 других работников, прошел обучение в Швейцарии:
– Швейцарцы относятся к производству и качеству щепетильно. Никогда не оставляют рабочее место неубранным. Очень высокий самоконтроль. Такой подход к работе перенесли и в наш цех. Я говорю своим сотрудникам: это мы создаем продукт, мы в ответе за качество, а не кто-то другой.
Завершаем экскурсию в цехе запуска. Останавливаемся возле двух сверкающих свежей краской поездов.
Двухэтажный серый красавец с красной полосой на кабине поедет в Азербайджан.
А этот состав с зеленой «гривой» будет курсировать по БЖД. Он свяжет Минск с Гомелем, сделав поездку для пассажиров более комфортной и короткой. Предусмотрено в нем и бистро.
– Наша цель – стать самым лучшим заводом в группе Stadler, – подчеркивает Филипп Бруннер.
Директору «Штадлер Минск» доводилось работать и в Индии, и в Алжире. Говорит, что в Беларуси ему нравится:
– По культуре мы с белорусами близки. Нам здесь удобно и приятно работать. Сотрудники на нашем заводе аккуратные, дисциплинированные. А главное, хотят и умеют работать.
Фото Сергея Пожоги