Какие картины москвичи приобретали у минской художницы, и почему она скрывала названия полотен
«В определенных условиях произведения начинают работать как метафорические карты». Зачем столичная художница Ольга Стабровская зашифровывала названия своих картин и чем полезны артист-токи, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Осознанный путь художника для Ольги начался в 2014 году, однако вся ее жизнь с самого детства, была пропитана искусством. Еще проживая в Могилёве (позже собеседница переехала в Минск), она посещала школу с архитектурно-художественным уклоном: помимо общеобразовательных предметов изучала рисунок, живопись, композицию. Далее поступила в Белорусский государственный университет культуры и искусства. Однако в художники после выпуска не подалась — решила опробовать себя в роли дизайнера мебели. Спустя какое-то время поняла, что эта сфера — не про нее, и решила кардинально сменить направленность деятельности.
— После тщетных попыток закрепиться в нише продаж мне поступило предложение занять должность арт-директора в одном из столичных заведений. Я ни разу не пожалела, что согласилась, — делится Ольга. — Именно в этом кафе впоследствии прошла моя первая, совместная с одногруппницей выставка. После нее я окончательно решила уйти в искусство — к этому меня подтолкнули и путешествия, в ходе которых времени на подумать было предостаточно, и слова учредителя кафе. Он намекнул, что мне стоит полностью погрузиться в творчество. Но основным толчком к действиям стали мои собственные ощущения. Я понимала, что тяга к прекрасному никуда не исчезла. Творчество по-прежнему хотело выплеска.
Опыт, полученный Ольгой благодаря должности арт-директора, помог ей выявить: она хороша в решении организационных вопросов и выстраивании коммуникации с людьми. Впоследствии, когда собеседница обрела статус художника, эти навыки ей сильно пригодились. Прежде всего для подготовки персональных выставок, которых на данный момент за плечами Ольги 14. Плюс множество групповых, в том числе уровня «Осеннего салона».
Опыт плюс расход ресурсов
Собеседница не только на протяжении уже трех лет плодотворно сотрудничает с одной из столичных галерей, но и создает работы на заказ. По сути, сегодня это ее основной источник дохода.
Интересуюсь тем, как происходит формирование цены на картину. По словам Ольги, первое, что учитывается — это объем расходуемых материалов и временных, а также энергетических ресурсов самого художника. Например, круглую, технически сложную картину диаметром 1,64 м художница создавала на протяжении плюс-минус месяца (включая разработку эскиза и его согласование с заказчиком). Процесс работы над аналогичным в технике исполнения полотном меньшего размера, по словам собеседницы, может занять всего неделю. А цена на него будет где-то в два-три раза ниже.
В вопросе ценообразования важен также статус специалиста, опыт, который тот имеет за плечами. Гнаться за золотыми горами на старте — утопично. Повышение цен на полотна происходит поэтапно, и оно напрямую зависит от количества выставок за плечами творца, в том числе персональных, от осведомленности общественности о его фигуре и деятельности.
Ольга признается, что она не зарабатывает много. Но получаемых с продаж денег ей вполне достаточно для комфортной жизни. Некоторые средства она откладывает, прекрасно понимая, что покупательский спрос — штука непостоянная. В апреле у тебя может быть сразу три заказа, а, например, с октября по ноябрь — вообще ни одного. Плюс ко всему иногда от творческих поисков останавливает неважное состояние. Тогда художница берет в работе вынужденный перерыв.
— Продажа картин для меня, безусловно, важна. И дело не только в том, что их реализация — мой основной источник дохода. Хотя этот аспект тоже заслуживает внимания, так как выручка позволяет мне совершенствоваться в профессиональном плане: закупать материалы для некоммерческих картин, посещать тематические курсы и т. д., — делится Ольга. — Для меня заказы — это проявление интереса к деятельности специалиста, доверие, признание, которого хочет каждый художник.
Интересные задумки клиентов
Художница не станет рисовать за вознаграждение абсолютно все — как правило, она выбирает из поступающих заказов наиболее интересные, отмечает те задумки, которые откликаются в ней самой. Ольгу подкупают нестандартные идеи — процесс их воплощения всегда увлекает и сопровождается рефлексией.
— С одним из самых интересных запросов ко мне обратилась девушка, которая проживает в Москве и занимается продвижением актеров. Она хотела полотно, которое рассказывало бы о ней, о ее характере, темпераменте. Холст мы брали круглый, диаметром 164 см (это рост заказчицы). На нем изображена планета, которую разрывает девушка (символ силы, мощи, столкновения потоков энергии). Работа с этой задумкой стала крутым опытом. С одной стороны, эта история — про другого человека, я выступала исключительно в качестве реализатора. С другой, я все равно транслировала себя — через авторский стиль. И, более того, сама прожила этот проект в процессе его воплощения, — признается собеседница.
Еще один интересный кейс из практики Ольги — это картина, написанная для команды сварщиков, работающих за рубежом. Сейчас полотно украшает офис ребят. А еще собеседница как-то расписывала лавочку, установленную у столичного отеля.
Артист-токи и активность в Instagram
В картинах, которые никак не связаны с коммерцией, художница отражает определенные эмоции, чувства, внутренние состояния человека, а также их влияние на нашу жизнь. Для Ольги крайне важно, чтобы каждый из зрителей мог увидеть произведение по-своему, интерпретировать его, опираясь на собственный опыт, мировоззрение, ощущения. На одной из своих выставок она даже зашифровала название картин, чтобы добиться «чистоты», неискаженности восприятия — у человека не было ни единого ориентира в своих размышлениях.
— В таких условиях произведения начинают работать как своего рода метафорические карты. Зритель старается по-настоящему прислушаться к себе, чтобы выделить смысл картины, — объясняет собеседница.
Коммуникацию с аудиторией Ольга ведет и посредством своего Instagram-аккаунта. Однако признается, что никогда не позиционировала себя как блогера, и от а до я свою жизнь, как и творческие процессы, она в соцсети не транслирует.
— Я могу поделиться чем-то, если действительно хочу этого. Но сам формат «в обязательном порядке выкладываю, условно, по 5 историй в день» от меня очень далек. Своими главными козырями все же считаю искренность и откровенность. К слову, когда я во время беременности подключила к ведению своего аккаунта стороннего человека, пользователи это заметили. И остались таким решением недовольны, — делится художница.
За огромным количеством подписчиков собеседница не гонится — ее интересует активная аудитория, люди, которые придут на выставку, если художница анонсирует ее открытие, вступят в диалог, выразят свое мнение о работах.
Общение такого формата в целом очень увлекает Ольгу — обратная связь несет для нее особую ценность. Собеседница всегда за артист-токи — крайний из них состоялся на открытии ее экспозиции в столичном коворкинге. В формате диалоговой площадки присутствующие смогли обсудить влияние искусства на человека, разобрать, как в каждом откликается та или иная картина, представленная в зале, и не только. А после был организован полноценный перфоманс — Ольга создавала произведение прямо на глазах собравшихся. В растекающихся по холсту красках каждый видел свое: кто-то — лимон, другие — океан.
По словам собеседницы, мероприятия такого формата не являются для столицы редкостью. Ольга отмечает, что жителям Минска в целом доступно множество возможностей познакомиться с искусством ближе и при желании погрузиться в него. Это и выставки, и тематические лекции, курсы. В специализированных Telegram-каналах размещают анонсы разноплановых мероприятий.
— По собственным наблюдениям, могу сказать, что сейчас творческая сторона столицы привлекает все больше и больше людей. Сообщество расширяется, это искренне радует. В итоге каждый его представитель вносит свою лепту в формирование культурного кода страны, — заключает Ольга.
Фото их архива художницы