Какие уникальные экспонаты можно увидеть в музеях минских заводов
Корреспондент агентства «Минск-Новости» прошлась по музеям столичных заводов и предприятий и узнала,какие там есть уникальные экспонаты.
Статуэтка бедуина и первый «МАЗ»
Музей Минского автомобильного завода
[gallery ids="706390,706389"]Военнопленные немцы строили автозавод вплоть до 1949 года. Они также мастерили поделки, игрушки, санки. В экспозиции музея хранится стул, сделанный руками одного из них.
По договору ленд-лиза американцы присылали на завод детали для сборки машин. В ящики они клали также продукты питания, одежду. Сохранился один из таких ящиков, в котором было одеяло.
На одной из полок красуется статуэтка бедуина. Ее команда «МАЗ-СПОРТавто» получила в 2018 году, заняв 2-е место в общем зачете ралли-рейда «Дакар». Мазовские гонщики семь раз выходили на старт марафона, и в последнем им улыбнулась удача. Начиная с 3-го этапа они ехали в тройке лидеров. Белорусы показали лучший результат, а наши грузовики доказали, что способны выдерживать чудовищные нагрузки.
— Часть заводской коллекции можно увидеть, не заходя в музей. Перед зданием заводоуправления и проходной красуется техника, выпускаемая на МАЗе, — говорит заведующий музеем МАЗа Марина Севастьянович. — МАЗ-205, последним покинувший конвейер и завершивший выпуск 200-го семейства, создавался на основе ярославского грузовика. В 1943 году после победы на Волге Сталин пригласил к себе директора ярославского завода и поставил задачу разработать модель автомобиля, которую будут изготавливать в первые послевоенные годы. В 1945-м после парада Победы в Кремле состоялся показ техники. Представленный заводом образец одобрили и отправили для внедрения в производство в Минск. Первый грузовик прибыл на МАЗ в 1947-м. Чтобы машины отличались, эмблему ярославского завода (медведя) заменили на минскую — зубра.
Ковшовые весы и старинное пианино
Музей пивоваренной компании
Здание предприятия уже можно считать экспонатом. Пиво здесь варят с 1864 года. Заводу повезло, он не пострадал во время Великой Отечественной войны, поэтому деревянные балки, кирпичная кладка аутентичные. Сохранились металлические двери конца XIX века. Высота проема значительно меньше современного стандарта — всего 1,7 м. Люди тогда были не такие высокие, как сейчас.
— На предприятии сохранились ковшовые весы начала XX века. Их поставили еще при Лекертах — владельцах завода с 1896-го, использовали вплоть до 1980-х. Отмеряли солод по 20 кг за раз. Даже спустя годы весы не потеряли точности. В 1990-е провели электронное измерение их точности, и они показали погрешность всего в 1 %, — рассказывает специалист по корпоративным отношениям завода Яна Осадчая.
С конца позапрошлого века здесь находится старинное немецкое пианино. Предположительно, на нем играл сам граф Кароль Ян Чапский. Музицировали за инструментом и в советские годы.
В экспозиции есть коллекция бутылок, в которые разливали пенный напиток. Нашли их на территории предприятия. В царские времена пиво было дорогим продуктом. Его продавали по 0,7 л, пол-литровые емкости начали использовать в советские годы, когда пенный напиток стал массовым продуктом. Стекло в то время было не только зеленым или коричневым, но и других оттенков — встречались даже чёрный и молочный. Но никогда пивовары не делали тару синего цвета. Такое стекло предназначалось для лекарств.
Процесс изготовления бутылок был сложным. На стенки наносили информацию о производителе и самом напитке, оттиски логотипа завода, медалей, а также изображение императора и герб. Не каждая компания имела право их размещать. Это означало, что пиво варили не только высочайшего качества, но поставляли и к императорскому столу. У Лекертов было четыре вагона-ледника — они доставляли свой продукт в Санкт-Петербург. Сохранились и уникальные пробки Лекертов — керамическая и из фольги.
Радиоприемник «Дружба» и телевизор «Неман»
Музей «Амкодор-Белвар» [gallery ids="706393,706394"]Первые в стране мебель, радиоприемники, телевизоры, радиоизмерительную и бытовую технику, госнаграды производили именно на этом предприятии. Но чего я точно не ожидала увидеть среди экспонатов, так это засушенный хлеб. История завода началась с лесопилки, которую на окраине Минска в 1907 году основали предприниматели Залман Ивянский и Арон-Давид Гельфанд. Во время Первой мировой войны для нужд армии здесь организовали цех, где сушили сухари. Правда, представленные в экспозиции не полуторавековой давности, а из хлеба, выпущенного в 1980-е.
— В 1921 году на этой территории уже работал завод «Деревообделочник». У одного из работников предприятия сохранился оригинальный каталог мебели тех времен. Уже в наши дни по образцам были сделаны макеты шкафов, столов, стульев, — говорит представитель предприятия Жанна Райченко.
В 1939 году подписали приказ о создании на базе «Деревообделочника» радиозавода. Из Вильнюса перевезли оборудование, рабочих и достаточно быстро наладили производство.
— Первыми были радиоприемники «КИМ», затем пошли «Пионер» и «Маршал». В послевоенные годы с конвейера начали сходить радиолы «Минск», «Дружба». Кроме радио на них еще можно было слушать пластинки, — поясняет Ж. Райченко.
В 1959-м на заводе выпустили первую партию белорусских телевизоров «Неман». Модель была довольно популярна у покупателей. Миллионный телевизор, сошедший с конвейера 21 сентября 1967 года, хранится в музее. Точнее, не миллионный, а миллион первый: юбилейный случайно разбили.
И вновь направление деятельности завода меняется. С начала 1970-х оно специализируется на наукоемкой продукции и имеет довольно большой пакет военных заказов. Самая известная из них — осциллограф. Он считался лучшим и поставлялся во все военные части и институты. За ним гонялись. При этом 3 % от общего объема продукции приходились на товары народного потребления. Здесь делали заколки для волос. Их настолько хорошо раскупали, что это оказалось довольно прибыльным делом.
Макет самолета ЯК-9 и орден «Полярная звезда»
Музей Минского тракторного завода
[gallery ids="706402,706401,706403"]Из общей картины экспозиции выпадает планирующий в воздухе макет самолета ЯК-9. Оказывается, тракторный построен на территории бывшего авиационного завода. В 1929–1930 годах Сталин дал указание построить в Советском Союзе девять предприятий, где собирали бы самолеты. В Минске его возвели всего за 12 месяцев, и в апреле 1941-го он начал работать. За год здесь должны были выпустить 300 крылатых машин. Но начавшаяся Великая Отечественная война перечеркнула все планы. Завод попал в руки немцев, здесь они ремонтировали свою авиатехнику.
— После освобождения Минска в сентябре 1944-го предприятие опять начинает функционировать. Правда, враги, отступая, заминировали и взорвали 45 % его территории. Но, несмотря на это, первые минские ЯКи всё-таки сошли с конвейера. Всего собрали 382 самолета. Оригинал для экспозиции найти не удалось, — проводит экскурсию ведущий специалист по музейной работе МТЗ Ольга Будько.
Гордость заводской коллекции — медаль с Международной выставки в Брюсселе 1958 года. Производители всех стран демонстрировали здесь свою технику. Минский завод представил модели трактора — «МТЗ-5» и «МТЗ-7». За них и получил первую награду за качество продукции.
Самая первая продукция минского тракторного — болотный плуг. Он позволял на 180 градусов переворачивать пласт земли и обрабатывать болотистые участки. Таких плугов на заводе сделали почти 300. А вот первый трактор «МТЗ-2» выпустили в 1953 году. Его мощность — 28 лошадиных сил. Тогда на сборку одной машины тратили 1 час 10 минут. Сейчас с конвейера в течение 60 минут сходят 15 единиц техники, то есть на каждый требуется 4 минуты.
Еще одна интересная награда — орден «Полярная звезда». На постсоветском пространстве МТЗ — единственный завод, который им награжден. Вручила его делегация из Монголии в 1985 году.
Этой диорамы нет еще в экспозиции, но ее скоро выставят на всеобщее обозрение. Она изображает сцену восстановления завода после войны. При ее создании использовали материалы из разрушенных цехов предприятия. Точной даты, как и авторов диорамы, не знают, предположительно, ее сделали в конце 1950-х. Сейчас работу реконструируют. Заменят стекло, сделают новую подсветку, появится труба, имитирующая заводской гудок, по которому на предприятии раньше начинался и заканчивался рабочий день.
Куб памяти и первый белорусский компьютер
Музей Минского производственного объединения вычислительной техники
[gallery ids="706406,706407"]Увидеть первую белорусскую ЭВМ «Минск» можно только в уменьшенном варианте, иначе она заняла бы очень много места. В натуральную величину представлен лишь экземпляр накопителя на магнитной ленте, куда записывалась вся информация с машины.
Первое поколение ЭВМ работало на лампах, второе — на полупроводниках. Они были двойного назначения: использовали технику как на предприятиях народного хозяйства, так и в военном секторе. Компьютеры выпускали на других заводах. Однако минский давал 70 % парка вычислительных машин в Советском Союзе. Поставляли их и за границу. Причем в 14 государствах отмечены дипломами и свидетельствами, в том числе международной премией «Золотой Меркурий».
Но у советских машин имелся недостаток: они были не совместимы с другими. Вводить данные можно было только на русском языке, а надо было и на латинском. Тогда на базе «Минска» создали единую серию ЭВМ.
— Говоря о масштабе, посмотрите, как выглядело тогда запоминающее устройство — куб памяти. Он состоит из кассет с ферритовыми колечками, данные в них записывались с помощью двоичного кода, обозначаемого цифрами 0 и 1. Это было тонкое и сложное производство, — замечает руководитель музея Петр Шидлович.
Зато в музее есть первый белорусский персональный компьютер ЕС-1840. Он был нарасхват. Клавиатура и системный блок делали на заводе в Минске, монитор — под Львовом, а принтер — в Москве. Когда рынок стал открытым, хлынула импортная техника, и предприятие не выдержало конкуренции.
Тогда оно переключилось на выпуск автоматических телефонных станций. технология их производства была схожа с процессом изготовления больших ЭВМ. А в то время АТС в стране очень не хватало. Чтобы в квартире появился телефон, люди стояли в очереди десятилетиями. МПОВТ закупил техническую документацию на Рижском заводе «ВЭФ» и разработал свою современную АТС-Бета.
Фото автора
]]>































