Какой объект в Минске понравился французским архитекторам, и как выбирали место под Дом правительства
К сожалению, многие минские объекты, построенные в стиле конструктивизма, были разрушены во время войны. Но то, что сохранилось, достойно изучения. Доктор архитектуры, профессор Сергей Сергачёв рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» не только о зданиях, а в первую очередь об их авторах и о том, как рождались замыслы.
Первый образец
— В 1926 году прошел всесоюзный конкурс на проект Белгосуниверситета. Победителем стал московский архитектор Иван Запорожец, предложивший не одно представительное здание, как у большинства участников, а ряд лаконичных трехэтажных корпусов, которые можно было возводить поочередно, — рассказал С. Сергачёв.
Для реализации задуманного сам автор в Минск не приехал, зато из Москвы прибыл зодчий Георгий Лавров. Ему удалось договориться: по его проекту строят главный корпус (работа заняла 3-е место на конкурсе), остальное — по задумке И. Запорожца. Так и получилось. Речь идет о здании, расположенном за высоткой нынешнего главного корпуса педуниверситета.
— Дело в том, что раньше в составе БГУ были медицинский и педагогический факультеты, позже они стали отдельными институтами. Объект Г. Лаврова сначала был главным корпусом БГУ, затем — педагогического института, — продолжил собеседник. — Намного позже на площади выросла высотка, которая прикрыла своим силуэтом здание в стиле конструктивизма, но его и сегодня можно увидеть, правда с фасадом, переделанным в духе классической архитектуры в послевоенное время. По сути, это первый из сохранившихся в Минске образцов такой архитектуры.
Продолжение и…
Г. Лавров остался работать в белорусской столице. Он запроектировал 1-ю больницу по системе отдельных павильонов. Приступил к корпусам Академии наук и БПИ (ныне БНТУ). Однако не все объекты смог завершить.
— Шла работа над студенческим городком политехнического института, уже растут несколько зданий, стены возведены до карнизов, но у архитектора вдруг забирают этот проект, — поделился подробностями Сергей Алексеевич. — Видимо, кто-то наверху решил, что получается простовато, поэтому далее над фасадом главного корпуса работает Наталья Маклецова. После войны Любовь Усова и Лев Рыминский добавляют колоннаду у входа, переделывают окна на главном фасаде — они становятся арочными. Но внутренняя планировка осталась в стиле конструктивизма. Именно поэтому коридоры поворачивают, изгибаются, чтобы не быть слишком длинными, появляются «карманы» с естественным освещением, что удобно для людей. Отсюда и ряд круглых окошек в актовом зале. Все для комфорта, а не только ради максимального выхода полезных площадей.
С Академией наук история повторяется: два корпуса возведены и объект отдают Иосифу Лангбарду. Г. Лавров понимает, что в архитектуре начинают возвращаться к классическим образцам, а он сторонник авангарда. Поэтому зодчий возвращается в Москву.
Г. Лавров задавал тон минской архитектуре 1920–1930-х годов, считает наш эксперт. Самым ярким его творением можно назвать бывшую Ленинскую библиотеку на углу улиц Красноармейской и К. Маркса (ныне в здании размещается Совет Республики).
…мировой уровень
— Как-то я показывал город французским архитекторам, — вспомнил С. Сергачёв. — Когда они увидели библиотеку, построенную в 1934 году, сказали: «Это основы мировой современной архитектуры». Конечно, на Западе зодчие тоже экспериментировали, например возводили необычные виллы для частных инвесторов. А в нашей стране архитекторы решали социальные вопросы: кроме массового жилья, заводов в городах нужны были школы, библиотеки, типографии… И мы это строили — оригинально, непохоже, поэтому так высоко оценены объекты того периода, поэтому наша Ленинка произвела такое сильное впечатление на зарубежных коллег.
Собеседник рассказывает: в библиотеке планировался еще один корпус для книгохранилища, но его не возвели. Соответственно, изначальная задумка авторов Г. Лаврова и Бориса Жолткевича была нарушена. Отсюда нехватка площадей, сотрудникам и посетителям пришлось приспосабливаться и довольствоваться тем, что было.
Чем интересен объект? Прежде всего асимметричными формами и продуманной планировкой. Над выразительным входом на колоннах располагается небольшой круглый зал. Это яркая демонстрация возможностей нового материала — железобетона. Большие окна дают хорошее естественное освещение на всю глубину пространства.
Если не знать год постройки, не догадаешься, что зданию уже более 90 лет, настолько современным кажется его облик.
Лангбард — объекты-символы
Российский архитектор, построивший самые яркие объекты в Беларуси, — так можно кратко сказать об Иосифе Лангбарде. Если Г. Лавров задавал тон в 1920-х — начале 1930-х, то золотое время И. Лангбарда началось в 1930-х. В Минске по проекту архитектора построены Дом правительства, Дом офицеров, театр оперы и балета, оформлен главный корпус Академии наук.
Большой театр
— В 1933–1934 годах в Минске решают строить театр массового действия, где помимо спектаклей можно проводить собрания и съезды. За образец берут аналогичный объект в Харькове, — рассказал Сергей Алексеевич. — Где его, кстати, так и не построили. А нашему Г. Лаврову заказали проект на указанном месте, которое было свободно от застройки. Начинают рыть котлован. Однако ситуация меняется. Проходит интерес к авангардной культуре, решают, что театр именно в таком виде не нужен. И тогда объявляют конкурс, в котором побеждает И. Лангбард. Кстати, потом архитектора ругали за место, хотя зодчий его не выбирал, оно было определено сверху. Уже были возведены стены, когда пришел норматив: нужны театры небольшие, где зритель близко, а у нас огромное помещение. Поэтому И. Лангбард намного уменьшил объемы. Отсюда множество лестниц внутри, чтобы без крупных переделок адаптировать проект к новым требованиям. Хотя сегодня понимаешь, что это скорее плюс.
Каждое здание И. Лангбарда можно считать визитной карточкой столицы.
Академия наук
Как мы сказали, этот комплекс начинал строить Г. Лавров — возвели два основных корпуса, соединенных вестибюлем. Когда проект перешел к И. Лангбарду, архитектор увеличил вестибюль, внутри появилась колоннада (это парадно, монументально). Зодчий предлагал между колоннами поставить скульптуры, но задумку не реализовали. Снаружи тоже выросла массивная колоннада, что придает композиции торжественность. За счет выразительности конструкций получилось нужное художественное решение — это тоже конструктивизм, хотя в несколько непривычном исполнении.
Дом правительства
Сегодня сложно представить, но место для этого здания выбрали случайно. Изначально площадку расчистили от плотной частной застройки, чтобы возвести государственную библиотеку. Потом новое веяние — для столицы молодой республики нужен правительственный объект. Где его разместить? Решили, что для библиотеки найдут место поменьше, а уже подготовленный участок используют под Дом правительства. В конкурсе победил проект И. Лангбарда. Здание выросло в 1934-м.
— И. Лангбард был хорош в монументальных формах. Он понимал: если строение значимое, ответственное, все должно быть упорядоченно, строго, а это можно выразить только с помощью симметрии, — отметил С. Сергачёв. — Поэтому его работы отличаются, хотя это тоже конструктивизм, но поздний.
Дом офицеров
У этого здания фасад с каждой стороны разный — наверное, потому что под одной крышей прописалось множество объектов и функций: кино- и театральный залы, бассейн, помещения для занятий. С лицевой стороны — серьезный, монументальный вид. Со двора же — совсем другая картина. Кстати, на главном фасаде наверху автор оставил нишу для возможных барельефов, но до них дело не дошло.
Обсерватория
Белорус Иван Володько запроектировал в Минске инновационный для того времени объект — обсерваторию (1934 год). Здание стало одним из самых ярких образцов конструктивизма в городе. Его даже сравнивают с детским конструктором: дом будто сложен из параллелепипедов, кубов, шаров. Из необычных деталей имеются выдвижные лестницы, парапеты, прикрывающие кровлю, необычная полукруглая аудитория прямо на крыше.
Фабрика-кухня
Построена в 1930–1935 годах по проекту архитектора Иоганна Губерта. Новое предприятие могло накормить несколько десятков тысяч человек в день. В 10 цехах (мясо-рыбном, овощном, кондитерском, вафельном, супо-плиточном и других) трудились почти 500 работников. Объект неоднократно реконструировали, но он всегда использовался для нужд общественного питания и дополнительных функций. Здание выделяется необычными формами, практически сплошным остеклением, в том числе на круглых частях, что было по тем временам очень сложно сделать технически.
Новые здания, построенные в 1920–1930-е, существенно изменяли пространство Минска. В привычных панорамах городских кварталов и улиц возникали представления о совсем иной архитектуре с ее инновациями, масштабом, функциями.
Справочно
Сергей Сергачёв — архитектор, выпускник Белорусского политехнического университета. Работал в институте «Минскпроект», БелНИИгипросельстрое, Министерстве культуры БССР. Много лет преподает на архитектурном факультете БНТУ. Один из создателей Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта в Озерце и Музейного комплекса старинных народных ремесел и технологий «Дудутки». Сфера научных интересов: история народной архитектуры Беларуси, сохранение историко-культурного наследия. Автор многих книг и статей. В 2017 году стал лауреатом премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» за монографию «Народное зодчество Беларуси: история и современность».
Фото Сергея Мицевича, Анастасии Никонович и Владиславы Виноград