В ноябре этого года национальная киностудия «Беларусьфильм» презентовала анимационную 3D-картину «Песня Сирин». Корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с режиссером-постановщиком мультфильма Еленой Туровой и узнала, как специалисты создавали сказочную фауну и ключевые локации.
Стены кабинета режиссера увешаны стилевыми эскизами и раскадровками, подготовленными для производства «Песни Сирин». Специалист отмечает: это лишь малая часть сохранившегося материала, которая использовалась на финальном этапе работы над анимационным фильмом. Суммарно «пухлых» папок с картинками около восьми.
— Все изображения нужно было отсканировать и организовать в таймлайн, чтобы они сменяли друг друга в верной последовательности, нужном ритме. Ориентировались мы в этом вопросе на черновую фонограмму: нашли в интернете музыку, которая подходила по динамике, разные звуки (допустим, сопровождающие волшебное превращение). В оригинальном продукте использовались другие аудиодорожки — эти искали для того, чтобы получилось создать аниматик (черновую анимированную раскадровку. — Прим. ред.). С этой же целью могли самостоятельно озвучивать какие-то реплики персонажей, — рассказывает собеседница.
Суммарно на создание картины специалисты потратили целых четыре года. Что касается проработки локаций, одними эскизами дело не ограничивалось. Чтобы отдать фильм в работу 3D-аниматорам, нужно было предварительно подготовить макеты объектов, выполненные из скульптурного пластилина. Только над одним из них нужно было посидеть пару недель. Все объекты продумывались до деталей, включая их окружение, взаимодействие друг с другом, перемещение героев относительно их.
Для того чтобы у специалистов было представление о размерах персонажей в сравнении с локациями, на изделия из скульптурного пластилина (в том числе на скалу Паляндры) устанавливались микромодели. Так, разработчики втыкали в материал маленькие палочки и скрепки: первые отображали подростков, а вторые — волков.
Предшествовала практике стадия детальной проработки самой идеи и нюансов ее воплощения.
— В сказочном дубе, например, читаются черты спящего старика, мудреца. Его мы создавали, ориентируясь на фото реально существующего дерева интересной формы. В анимации — это Древо Мироздания, которое по древним легендам объединяет три мира, — рассказывает Е. Турова.
Вселенная, представленная в мультфильме, построена на фантазии небольшой группы художников. Значительное время, по словам специалиста, заняла прорисовка аутентичных предметов: например, ножниц, веретена, станка Макоши (богини, покровительницы семейного очага). Еще сложнее было придумать растения, которых не существует в природе. Для того чтобы справиться с этой задачей, команда включала креатив.
— Мы ориентировались на макросъемку мха, потом необычно окрашивали его — так получалась сказочная флора. И это лишь один тип растений, представленный в анимации. Другой цветок мы придумали, взяв за основу одуванчик и светящиеся в тумане светодиодные палочки. Скрестили, условно говоря, эти изображения, — делится Е. Турова.
Помимо собственного воображения, специалисты опирались еще и на научные факты. Например, согласно результатам многочисленных раскопок и научных исследований, ранее на месте, где ныне расположена Беларусь, находилось море. Художники взяли это в расчет и решили добавить в Древний мир скелеты морских существ.
— Мультфильм, как мне кажется, ценен не только детальным отображением всех трех миров и необычными образами, которые фигурируют в анимации. Мы, прежде всего, хотели напомнить зрителям, что славянские легенды ничуть не хуже той же древнегреческой, скандинавской мифологии. Наш пантеон не менее интересен, просто не так растиражирован в массмедиа: все знают о подвигах Геракла, об Одине и так далее, но мало кто вспомнит хоть нескольких славянских богов. У нас в мультфильме среди персонажей есть и волшебная птица Сирин, и Макошь, и Велес, и Петрун. Представлен даже Цмок, — делится режиссер.
Фото Сергея Мицевича