«Когда есть мотивация, возможно все». Как минских школьников готовят к республиканской олимпиаде
В школах и гимназиях Беларуси сейчас горячая пора. Ведь совсем скоро самые одаренные ребята представят свои учебные заведения на республиканской олимпиаде. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала, как к этому событию готовят минских школьников.
Заключительный этап республиканской олимпиады по учебным предметам в этом году намечен на период с 28 марта по 1 апреля. К нему усиленно готовятся сотни ребят, которые отлично показали себя на олимпиаде в городе и районе.
Вместе с другими минскими учреждениями образования к заключительному этапу 10 учеников в этом году готовят в столичной гимназии № 13.
– Радует, что каждый год количество победителей олимпиад увеличивается. Так, в 2021 году 15 дипломов на 3-м этапе республиканской олимпиады, в 2022 году – 17. По этому показателю мы вошли в десятку лучших гимназий в городе, – отмечает директор гимназии № 13 Ольга Черноусова.
Она рассказывает, что секрет успеха – в создании комфортных условий для реализации индивидуальных возможностей обучающихся. Это участие не только в олимпиадном движении, но и в различных интеллектуальных конкурсах, исследовательских проектах, студенческих стартапах, научных форумах и конференциях молодых ученых.
Новая форма работы этого года – участие гимназистов в республиканском отборе для обучения в Национальном детском технопарке и посещение обучающимися занятий в рамках одной смены. Большую помощь в подготовке ребят оказывает использование новых информационных технологий: интерактивные онлайн-модели, образовательные интернет-платформы, web-сервисы, новейшие дистанционные ресурсы и многое другое.
– Постоянная работа педколлектива в инновационном режиме и является площадкой для реализации актуальных экспериментальных проектов. В частности, в нынешнем году это апробация методики использования 3D-принтеров в образовательном процессе, которая помогает обучающимся и в подготовке к олимпиадам, – делится О. Черноусова.
Работа с одаренными детьми в гимназии ведется непрерывно. В течение учебного года они систематически посещают факультативы, а в летний период работают по индивидуальному плану и занимаются дистанционно. Каждый ученик получает консультационную помощь, адресную поддержку.
– Гимназия сотрудничает с учреждениями высшего образования. Мы привлекаем к работе с гимназистами и наших выпускников. Так, наш выпускник – молодой ученый-физик из Национальной академии наук Максим Усаченок преподает ребятам факультативный курс по физике. Кстати, будучи учащимся гимназии, он тоже участвовал в олимпиадах, – отмечает директор.
«Лучше всего мотивирует дух соперничества и первые победы»
Смена старшим поколениям растет достойная. Хотя 9-классники Богдан Кривогуз и Владислав Мойсейчик в этом году не прошли дальше городского этапа, к следующему намерены изучать физику еще более углубленно.
– Для меня из всей школьной программы физика – один из самых приближенных к жизни предметов. Поэтому изучать его интересно, – рассуждает Богдан Кривогуз. – В будущем хочу стать инженером, пойду учиться в БНТУ. Если выиграю республиканскую олимпиаду, то, конечно, поступлю без проблем.
Цель победить есть и у Владислава Мойсейчика, который грезит стать инженером-программистом.
– У меня отец и дедушка ученые-физики. Можно сказать, династия. Я вижу себя инженером-программистом. Для этого нужна еще и математика. С ней у меня тоже все хорошо, ведь математика с физикой дополняют друг друга, – делится Влад. – Считаю, что для хороших результатов нужно заниматься физикой около 4 часов в день. Огромный плюс то, что у нас есть возможность свободного посещения при подготовке к олимпиаде.
С 5-го класса способные ребята начинают работать в группах, где им помогает капитан – опытный наставник. Учитель математики Ольга Карпович возглавляет такую команду.
– Мы формируем группы с запасом, с расчетом на то, что некоторые перейдут в другое направление. Например, из математики в информатику или физику. Мы смотрим, какой предмет ребенку ближе, что у него лучше получается. Когда команда сформирована, ученики находятся в ней в тесном сотрудничестве. Дух соперничества, своеобразная игра, первые победы – то, что хорошо мотивирует, – отмечает педагог.
С тем, что современные подростки совсем не хотят учиться и интересуются только гаджетами, Ольга Карпович не согласна. Рассказывает, что дети успевают все: и в телефоне посидеть, и задачи со звездочкой решить.
– Когда есть мотивация, возможно все, – считает она. – В этом году набирали 5-классников заниматься, и количество желающих просто зашкаливало. Нужно было разбивать на несколько групп. Но желание – это одно, важно еще не упустить момент, когда у ребенка что-то не получается. Тогда нужно дать задание попроще, которое ему по силам. Это обнадеживает, дает стимул двигаться дальше. У нас нет цели, чтобы все были на первых местах. Важно занять детей тем, что у них будет получаться. Некоторые, например, по натуре не лидеры и проявляют себя только в команде. Другие, наоборот, лучше справляются с задачами самостоятельно.
Знанию остальных предметов, по словам учителя, регулярная подготовка к олимпиадам не мешает. Если нужно, в гимназии дополнительно проводят уроки, чтобы дети смогли наверстать упущенное.
Прижилась и такая интересная форма работы с одаренными, как «равный обучает равного», когда ребята, достигшие высоких результатов в решении олимпиадных заданий, успешно делятся опытом с младшими гимназистами на дополнительных занятиях.
– Конечно, дополнительной мотивацией для детей становятся бонусы, которые дает победа. Так, диплом I степени на городском этапе позволяет не сдавать экзамен по этому предмету в гимназии и получить по нему 100 баллов на ЦТ. Диплом любой степени на республиканском этапе – это поступление без экзаменов на специальность, где предмет олимпиады будет профильным.
Дополнительным стимулом изучать математику это стало и для ученика 11-го класса Никиты Карповича.
– Начал углубленно изучать предмет с 5-го класса. Занимаюсь ежедневно: 5 раз в неделю – с учителем, 2 раза – на двухчасовых занятиях от БГУ, по субботам 3–4 часа – на общегородских сборах. Дома вечером тоже все время отводится на математику, – делится плотным графиком Никита. – Так как до олимпиады у меня свободное посещение, хожу только на основные предметы, по которым будут экзамены. Остальными занимаюсь дистанционно и сдаю непосредственно учителю.
Парень поясняет: если просто ходить на уроки по математике, республиканскую олимпиаду не выиграть. Чтобы хорошо показать себя даже на районном этапе, нужно знать много тем, которые выходят за рамки школьной программы.
– Это не просто повышенный уровень, а другие направления дисциплины. Есть задания даже по высшей математике. В этом нам требуется помощь преподавателей высшей школы, с которыми организовывает сотрудничество руководство гимназии, – добавляет мама Никиты и капитан команды олимпиадников Ольга Карпович.
Физика и математика, безусловно, предметы непростые. Но и гуманитариям перед олимпиадами приходится готовиться не меньше. Например, по языкам вместе с лингвистическим конкурсом нужно еще написать отзыв на произведение.
– Можно на отлично написать лингвистический конкурс, но неидеальный отзыв испортит общую картину, – поясняет 9-классник Марк Марцулевич, который выбрал для углубленного изучения белорусский язык и литературу. – Я занимаюсь белорусским не для того, чтобы получить дипломы, а потому что мне интересен этот предмет. Люблю изучать нашу литературу, много читаю. Любимые авторы – Владимир Короткевич и Василий Быков, которые писали на серьезные темы. Считаю важным изучать белорусские народные традиции. В деревне в Гродненской области, откуда родом мои родители, я даже организовал небольшой музей белорусской культуры.
Пока о будущей профессии ученик только задумывается. Но уверен – знание родного языка и традиций лишним не будет.
– Не уверен, что дальнейшую жизнь свяжу с изучением этой дисциплины. Возможно, выберу специальность, связанную с химией. Но сейчас меня увлекает язык и литература, и это очень здорово, – резюмирует Марк.
Фото Павла Русака
Смотрите также: