1200 90

«Когда есть мотивация, возможно все». Как минских школьников готовят к республиканской олимпиаде

В школах и гимназиях Беларуси сейчас горячая пора. Ведь совсем скоро самые одаренные ребята представят свои учебные заведения на республиканской олимпиаде. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала, как к этому событию готовят минских школьников.

Pavel Rusak 1 of 13 kopiyaЗаключительный этап республиканской олимпиады по учебным предметам в этом году намечен на период с 28 марта по 1 апреля. К нему усиленно готовятся сотни ребят, которые отлично показали себя на олимпиаде в городе и районе.

Вместе с другими минскими учреждениями образования к заключительному этапу 10 учеников в этом году готовят в столичной гимназии № 13.

Радует, что каждый год количество победителей олимпиад увеличивается. Так, в 2021 году 15 дипломов на 3-м этапе республиканской олимпиады, в 2022 году – 17. По этому показателю мы вошли в десятку лучших гимназий в городе, – отмечает директор гимназии № 13 Ольга Черноусова.

Она рассказывает, что секрет успеха – в создании комфортных условий для реализации индивидуальных возможностей обучающихся. Это участие не только в олимпиадном движении, но и в различных интеллектуальных конкурсах, исследовательских проектах, студенческих стартапах, научных форумах и конференциях молодых ученых.

Pavel Rusak 4 of 13 kopiya

Новая форма работы этого года – участие гимназистов в республиканском отборе для обучения в Национальном детском технопарке и посещение обучающимися занятий в рамках одной смены. Большую помощь в подготовке ребят оказывает использование новых информационных технологий: интерактивные онлайн-модели, образовательные интернет-платформы, web-сервисы, новейшие дистанционные ресурсы и многое другое.

Постоянная работа педколлектива в инновационном режиме и является площадкой для реализации актуальных экспериментальных проектов. В частности, в нынешнем году это апробация методики использования 3D-принтеров в образовательном процессе, которая помогает обучающимся и в подготовке к олимпиадам, – делится О. Черноусова.

Работа с одаренными детьми в гимназии ведется непрерывно. В течение учебного года они систематически посещают факультативы, а в летний период работают по индивидуальному плану и занимаются дистанционно. Каждый ученик получает консультационную помощь, адресную поддержку.

Гимназия сотрудничает с учреждениями высшего образования. Мы привлекаем к работе с гимназистами и наших выпускников. Так, наш выпускник – молодой ученый-физик из Национальной академии наук Максим Усаченок преподает ребятам факультативный курс по физике. Кстати, будучи учащимся гимназии, он тоже участвовал в олимпиадах, – отмечает директор.

«Лучше всего мотивирует дух соперничества и первые победы»

Смена старшим поколениям растет достойная. Хотя 9-классники Богдан Кривогуз и Владислав Мойсейчик в этом году не прошли дальше городского этапа, к следующему намерены изучать физику еще более углубленно.

Pavel Rusak 10 of 13fiziki 1 kopiyaДля меня из всей школьной программы физика – один из самых приближенных к жизни предметов. Поэтому изучать его интересно, – рассуждает Богдан Кривогуз. – В будущем хочу стать инженером, пойду учиться в БНТУ. Если выиграю  республиканскую олимпиаду, то, конечно, поступлю без проблем.

Цель победить есть и у Владислава Мойсейчика, который грезит стать инженером-программистом.

У меня отец и дедушка ученые-физики. Можно сказать, династия. Я вижу себя инженером-программистом. Для этого нужна еще и математика. С ней у меня тоже все хорошо, ведь математика с физикой дополняют друг друга, – делится Влад. – Считаю, что для хороших результатов нужно заниматься физикой около 4 часов в день. Огромный плюс то, что у нас есть возможность свободного посещения при подготовке к олимпиаде.

Pavel Rusak 10 of 13fiziki 2 kopiya

С 5-го класса способные ребята начинают работать в группах, где им помогает капитан – опытный наставник. Учитель математики Ольга Карпович возглавляет такую команду.

Мы формируем группы с запасом, с расчетом на то, что некоторые перейдут в другое направление. Например, из математики в информатику или физику. Мы смотрим, какой предмет ребенку ближе, что у него лучше получается. Когда команда сформирована, ученики находятся в ней в тесном сотрудничестве. Дух соперничества, своеобразная игра, первые победы – то, что хорошо мотивирует, – отмечает педагог.

С тем, что современные подростки совсем не хотят учиться и интересуются только гаджетами, Ольга Карпович не согласна. Рассказывает, что дети успевают все: и в телефоне посидеть, и задачи со звездочкой решить.

Когда есть мотивация, возможно все, – считает она. –  В этом году набирали 5-классников заниматься, и количество желающих просто зашкаливало. Нужно было разбивать на несколько групп. Но желание – это одно, важно еще не упустить момент, когда у ребенка что-то не получается. Тогда нужно дать задание попроще, которое ему по силам. Это обнадеживает, дает стимул двигаться дальше. У нас нет цели, чтобы все были на первых местах. Важно занять детей тем, что у них будет получаться. Некоторые, например, по натуре не лидеры и проявляют себя только в команде. Другие, наоборот, лучше справляются с задачами самостоятельно.

Pavel Rusak 5 of 13 matematik i mama 1 kopiya

Знанию остальных предметов, по словам учителя, регулярная подготовка к олимпиадам не мешает. Если нужно, в гимназии дополнительно проводят уроки, чтобы дети смогли наверстать упущенное.

Прижилась и такая интересная форма работы с одаренными, как «равный обучает равного», когда ребята, достигшие высоких результатов в решении олимпиадных заданий, успешно делятся опытом с младшими гимназистами на дополнительных занятиях.

Конечно, дополнительной мотивацией для детей становятся бонусы, которые дает победа. Так, диплом I степени на городском этапе позволяет не сдавать экзамен по этому предмету в гимназии и получить по нему 100 баллов на ЦТ. Диплом любой степени на республиканском этапе – это поступление без экзаменов на специальность, где предмет олимпиады будет профильным.

Pavel Rusak 12 of 13 kopiya

Дополнительным стимулом изучать математику это стало и для ученика 11-го класса Никиты Карповича.

Начал углубленно изучать предмет с 5-го класса. Занимаюсь ежедневно: 5 раз в неделю – с учителем, 2 раза – на двухчасовых занятиях от БГУ, по субботам 3–4 часа – на общегородских сборах. Дома вечером тоже все время отводится на математику, – делится плотным графиком Никита. – Так как до олимпиады у меня свободное посещение, хожу только на основные предметы, по которым будут экзамены. Остальными занимаюсь дистанционно и сдаю непосредственно учителю.

Парень поясняет: если просто ходить на уроки по математике, республиканскую олимпиаду не выиграть. Чтобы хорошо показать себя даже на районном этапе, нужно знать много тем, которые выходят за рамки школьной программы.

Это не просто повышенный уровень, а другие направления дисциплины. Есть задания даже по высшей математике. В этом нам требуется помощь преподавателей высшей школы, с которыми организовывает сотрудничество руководство гимназии, – добавляет мама Никиты и капитан команды олимпиадников Ольга Карпович.

Физика и математика, безусловно, предметы непростые. Но и гуманитариям перед олимпиадами приходится готовиться не меньше. Например, по языкам вместе с лингвистическим конкурсом нужно еще написать отзыв на произведение.

belorus kopiyaМожно на отлично написать лингвистический конкурс, но неидеальный отзыв испортит общую картину, – поясняет 9-классник Марк Марцулевич, который выбрал для углубленного изучения белорусский язык и литературу. – Я занимаюсь белорусским не для того, чтобы получить дипломы, а потому что мне интересен этот предмет. Люблю изучать нашу литературу, много читаю. Любимые авторы – Владимир Короткевич и Василий Быков, которые писали на серьезные темы. Считаю важным изучать белорусские народные традиции. В деревне в Гродненской области, откуда родом мои родители, я даже организовал небольшой музей белорусской культуры.

Пока о будущей профессии ученик только задумывается. Но уверен – знание родного языка и традиций лишним не будет.

Не уверен, что дальнейшую жизнь свяжу с изучением этой дисциплины. Возможно, выберу специальность, связанную с химией. Но сейчас меня увлекает язык и литература, и это очень здорово, – резюмирует Марк.

Фото Павла Русака

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
В Беларуси похолодает. Мокрый снег и до +8 °С обещают синоптики 2 ноября

В субботу, 2 ноября, в Беларуси будет облачно с прояснениями. Утром и днем ожидается мокрый снег, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

снег зима погода

Во многих районах страны пройдут кратковременные дожди. Ветер прогнозируется северо-западный, местами сильный порывистый.

В темное время суток температура воздуха в некоторых районах опустится до 0 °С. Днем воздух в стране прогреется до +2… +8 °С.

При этом в Бресте, Гомеле и Гродно ожидается +6… +8 °С, в Минске и Могилёве — от +4 до +6 °С, в Витебске +2… +4 °С.

Классика белорусского авангарда. Выставка «Эхо модернизма. От Моне до Кандинского» проходит в Минске

В Национальном центре современных искусств проходит необычная выставка «Эхо модернизма. От Моне до Кандинского», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Экспозиция демонстрирует современный взгляд белорусских живописцев на мировое художественное наследие европейского искусства конца XIX — начала XX века.

На выставке представлена классика авангарда Беларуси: работы из Национального центра современных искусств и частных коллекций.

Посетители смогут полюбоваться произведениями как известных отечественных авторов, так и начинающих.

Подробности — в видео.

Клод Моне, Винсент Ван Гог и Хуан Грис || Как их видят белорусские художники? || Сложное искусствоКлод Моне, Винсент Ван Гог и Хуан Грис || Как их видят белорусские художники? || Сложное искусство