1200 90

Коров напоили водкой. Как снимали фильм «Председатель» с Михаилом Ульяновым в главной роли

Режиссеру картины «Председатель» впервые в советском кино удалось сохранить в кадре нецензурную брань и опоить водкой колхозных коров. Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».

1

О чем фильм

После окончания войны фронтовик Егор Трубников возвращается в родное село, видит разруху, нищету, разоренные хаты и полное отсутствие надежды на восстановление колхозного хозяйства. Большинство жителей деревни — вдовы и скептики, которые не верят в возможное процветание. Трубников решается пойти против всех и берет на себя ответственность за безнадежный колхоз.

Гвозди б делать…

YUrij Nagibin

Юрий Нагибин

В начале 1960-х писателю, сценаристу Юрию Нагибину поступил госзаказ. Ему предложили написать историю про председателя, спасающего родной колхоз в тяжелые послевоенные годы. После разоблачения культа личности Сталина в 1956-м в стране были сильны антисталинские настроения. Хрущёву это нравилось. Он старался поддерживать литературу и ленты, разоблачающие деяния вождя. А каторжная жизнь деревни в конце 1940-х иллюстрировала несовершенство системы в стране-победительнице и отношение к народу.

В качестве прототипа главного героя — сначала повести, а потом сценария — писатель выбрал нашего земляка, человека, про которого можно сказать строчками из стихотворения Николая Тихонова: «Гвозди б делать из этих людей: крепче б не было в мире гвоздей». Кирилл Орловский — герой Первой мировой, Гражданской войны, войны в Испании, Великой Отечественной. В 1941-м — командир разведывательно-диверсионной группы, потом крупного партизанского отряда «Сокол». В феврале 1943 года с 12 бойцами напал на конвой гауляйтера Кубе. В результате были уничтожены гаупткомиссар Фридрих Фенц, обергруппенфюрер СС Захариус, 10 офицеров и более 30 солдат. Людей Орловского даже не ранило, но сам он получил травму руки, которую ампутировали по плечо обычной пилой без анестезии. В связи с инвалидностью и невозможностью продолжать службу написал письмо Сталину с просьбой назначить его председателем бедного колхоза «Рассвет» на своей родине в деревне Мышковичи Могилёвской области. Под руководством Орловского хозяйство стало первым в послевоенном СССР, достигшим оборота в миллион рублей, огромной по тем временам суммы.

Повесть Нагибина «Страницы жизни Егора Трубникова» напечатали в издательстве «Советская Россия» в 1963-м. Потом появился сценарий «Трудный путь». Лаконичное название фильма — «Председатель» — возникло в период съемок.

Aleksej Saltykov

Алексей Салтыков

Экранизацию по сценарию Нагибина решили доверить Алексею Салтыкову. Сначала молодой режиссер не проникся историей возрождения колхоза. Он сделал до этого всего две ленты про подростков и сомневался в своих силах. Да и к деревенской теме относился скептически. Сомнения молодого коллеги развеял легендарный Иван Пырьев. Он возглавлял второе творческое объединение «Мосфильма», на котором собирались снимать картину. Мэтр был влиятельным человеком. Именно он настоял на кандидатуре Салтыкова и убедил его в том, что лента станет трамплином, позволит заговорить о нем всерьез как о режиссере. Теперь всё зависело от того, кто сыграет главного персонажа.

Любимец Жукова

Mihail Ulyanov

Михаил Ульянов

Сначала на роль Трубникова прошел пробы Евгений Урбанский. Но авторы хотели кого-то менее плакатного, мужика от земли. Позже Урбанский погибнет в аварии на съемках ленты Салтыкова «Директор». Когда Ульянову досталась роль, он написал в своем дневнике: «Я получил совершенно потрясающую роль Егора в новом фильме. Как я буду с ней бороться? Как я буду с ней сражаться? Как я буду это играть? А ведь играть хочется нестандартно, не просто как принято и привычно, а особо». Ульянов уже был известным актером. Снялся в картинах «Добровольцы» (1958), «Простая история» (1960). Но именно «Председатель» сделает его звездой первой величины. Посмотрев ленту, маршал Жуков попросил, чтобы в кино его играл только Ульянов, хотя актер не совсем похож на полководца внешне, зато внутренне они совпадали. Надей, экранной женой Ульянова, стала актриса МХАТа Кира Головко. За год до съемок умер ее супруг Арсений Головко, который в разное время был командующим Северным, Балтийским флотами, Каспийской и Амурской флотилиями. Съемки стали для нее отдушиной, хоть деревенская жизнь была для актрисы в новинку.

Семёна, брата Трубникова, сыграл Иван Лапиков. До этого в кинематографе его знали как исполнителя комических ролей. Несмотря на то что тут он играет неоднозначного, где-то отрицательного персонажа, на него после «Председателя» обратила внимание режиссерская элита. Герасимов пригласил в киноповесть «Журналист» (1967), а Тарковский снял в «Андрее Рублеве» (1966). Роль его супруги Дони исполнила Нонна Мордюкова.

Показали себя и Вячеслав Невинный, Михаил Кокшенов. Для последнего роль колхозника Миши стала дебютом в кинокарьере.

Владимир Этуш тоже блеснул. Он еще не успел сняться в лентах Гайдая, клеймо комичных товарища Саахова и Антона Семёновича Шпака на нем не стояло. Образ начальника областного МГБ актеру доверили благодаря его схожести с кавказцами. Это отсылка авторов к Джугашвили и Берии.

3

Шаловливый бычок

Снимать начали в 1963-м в подмосковной деревне. Для Ульянова процесс проходил мучительно и с большим количеством дублей. Благо в советском кино, тем более в черно-белом, могли себе это позволить. Он знал, что его прототип — Орловский, но обширная информация о герое в прессе в те годы отсутствовала. Так совпало, что во время съемочного периода в журнале «Огонек» вышла статья о нем. Именно она помогла понять актеру, как нужно играть Трубникова. В повести он прописан мягче и деликатнее, а в воплощении Ульянова — человек-ураган. Для того чтобы усилить эту черту персонажа, режиссеру впервые в советском кино удалось протащить через цензуру натуральный мат. Правда, без звука. Трубников восклицает: «Бабы, закройте уши!» — и начинает материться на крупном плане. Мы ничего не слышим, но по артикуляции понимаем, что он ругается нецензурной бранью.

Потребность восстановить правду послевоенного времени приводила к конфузам. Есть исторические факты, свидетельствующие, что коровы после войны падали обессиленные от недоедания. Однако как это сделать со здоровыми буренками в 1960-х? Режиссер предложил напоить их водкой. Так и сделали. Рогатые зашатались, начали валиться, как и требовалось. Но неожиданно на одного бычка водка подействовала, как на некоторых людей. Он стал резвиться, прыгать, наскакивать на коров, желая с ними уединиться. Возбужденного парня едва угомонили ветеринары уколом снотворного.

Осенью 1964 года состоялись закрытые показы. Фильмом восхищались. Официальную премьеру назначили на конец декабря. В этот период от власти отстранили Хрущёва. Перед премьерой копии ленты пропали, и ее торжественная демонстрация не состоялась. По утверждению Елены, дочери Ульянова, копии не изъяли. Просто весь аппарат ЦК КПСС затребовал их на дачи для просмотра, после того как слух о картине прокатился по кремлевским коридорам. Только потом состоялась премьера. По другим сведениям, в день намеченного показа сняли афиши с тумб у кинотеатра «Россия», ленту подвергли жестокой цензуре и вырезали особенно острые эпизоды. В любом случае фильм вскоре увидел свет, а в 1966-м Ульянова удостоили Ленинской премии. Нагибина — нет. Писатель слег с инфарктом. Несмотря на множество последующих прекрасных актерских работ, многие и сегодня считают роль Трубникова пиком карьеры Михаила Александровича.

Еще материалы рубрики:

«С любимыми не расставайтесь». Почему из фильма вырезали лучшие сцены с Абдуловым в главной роли

Как снимали фильм «Служили два товарища» и почему оставили лишь треть сцен с Владимиром Высоцким

«Дайте жалобную книгу». Почему безобидный фильм 15 лет пролежал на полке

Почему съемки фильма «Старший сын» запретили, и как киногруппа обошла препоны

«Приступить к ликвидации». Почему Георгий Юматов едва не сорвал съемки фильма после поездки в Вену

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Сборник мистических рассказов о Минске представили в столице

Презентация сборника мистических рассказов о столице «(Не)чистый Минск» прошла в Государственном литературно-мемориальном музее Якуба Коласа 23 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на телеканал ОНТ.

Сборник, подготовленный сообществом белорусских фантастов «Шуфлядка писателя», включает полтора десятка рассказов 15 авторов. Этому предшествовал конкурс мистических произведений. Из более чем ста присланных отобрали запланированное для книги количество.

Вошедшие в нее истории разворачиваются в минских локациях, включая башни на Привокзальной площади, набережную реки Свислочь, универсам «Центральный». Читателю предлагают взглянуть на столицу по-новому, заселяя чистый, уютный и современный город, каким его знают, некоторыми знакомыми по белорусской мифологии персонажами.

Не исключено, что героем будущих рассказов станет и дом, где жил и творил Я. Колас. Здесь проходит самая таинственна ночная квест-экскурсия в столице «Музей навобмацак».

Республиканская неделя технического творчества стартует в Минске 25 ноября

Республиканская неделя технического творчества «Юность. Интеллект. Будущее» пройдет с 25 ноября по 1 декабря в Национальном детском технопарке, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на учреждение образования.

obrazovanie naczionalnyj detskij tehnopark pozhoga 38 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

Участников ждут увлекательные открытые лектории с ведущими специалистами из разных сфер технического творчества. Мастер-классы по электронике, прототипированию, робототехнике, авиамоделированию, созданию медиаконтента позволят приобрести уникальные навыки и знания.

Событие направлено на популяризацию и развитие технического творчества среди детей и молодежи, выявление и поддержку талантливых учащихся, их привлечение к конструкторско-технической и научно-исследовательской деятельности, на интеграцию образования, науки и производства в единое целое.

Неделя технического творчества также нацелена на совершенствование навыков использования современных мультимедийных, компьютерных технологий, создание условий для обучения основам проектной деятельности, обмен опытом (между учащимися, педагогами) для дальнейшего повышения уровня проектной деятельности, развития и сохранения научного потенциала детей и молодежи.