Кредит вместо рассрочки и не тот ноутбук. В обществе защиты потребителей рассказали об интересных случаях
Как не нужно покупать электросамокаты, и что таит в себе не проверенный в магазине ноутбук? Об интересных случаях из практики Регионального общества защиты потребителей (РОЗП) читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В 1970 году Михаил Жванецкий написал для Аркадия Райкина миниатюру «В Греческом зале». Зрители разобрали монолог на цитаты. Ушла в народ и эта. Увидев, что средневековый рыцарь набит современными опилками, главный герой возмущенно произносит: «Дурят нашего брата, ох и дурят!» За прошедшие полвека ничего не изменилось. О двух случаях, когда население попытались надурить, рассказали в Региональном обществе защиты потребителей.
Случай первый. Рассрочка и кредит

Фото носит иллюстративный характер
Индивидуальный предприниматель торговал электросамокатами. Вещь хорошая. Проблема только в том, что, организуя продажи, он создал и схему платежей, о которой покупатели не догадывались.
— За правовой помощью к нам обратились сразу две минчанки, пострадавшие от действий упомянутого ИП, — рассказала юрисконсульт РОЗП Анастасия Рудак. — Самокаты они приобретали порознь и даже с разбежкой во времени, но в ситуации оказались одинаковой. А произошло следующее. Товарами предприниматель торговал в рассрочку. Во всяком случае, соответствующая информация на его сайте имелась. Наши подзащитные с таким способом покупки согласились, хотя по факту заключили кредитный договор.
— Как так получилось? Невнимательно прочли условия?
— Повторюсь, предприниматель указывал, что реализует технику в рассрочку. Об отличиях ее от кредита уже столько говорилось, но напомню. Покупая в рассрочку, вы забираете товар сразу, а рассчитываетесь по частям. Можете, конечно, не платить, самокат-то уже у вас, однако тогда продавец подаст на вас в суд, напишет заявление в милицию, испортит вам кредитную историю, биографию и так далее. В общем, крупные неприятности вам гарантированы. Но самому продавцу эта борьба также не нужна. Ему предпочтительнее предложить вам кредит. Тогда покупку оплачивает банк, который и несет все риски.
— А минчанки в такой подмене не разобрались…
— Вот именно. Опомнились, когда платежи, как они думали, по рассрочке, оказались выше ожидаемых. Ведь банки бесплатно не рискуют, начисляют проценты. Высчитав, что конечная стоимость самокатов с лихвой превысит рыночную, наши будущие подзащитные потребовали расторгнуть договоры и вернуть им деньги, включая гонорары банку. Предприниматель затаился, письменные претензии, высланные в его адрес, вернулись с пометкой «за невостребованием». Меж тем время шло, банк требовал оперативного погашения кредитов и процентов.
— Уже догадываюсь, что пострадавшие обратились к вам.
— Да. Дело, если разобраться, было несложным. Этой же мысли придерживался нанятый предпринимателем адвокат. Он представлял интересы ответчика в суде и как профессиональный участник спора понял, что имеет место явное нарушение прав потребителей, а именно: не предоставление полной и достоверной информации о стоимости и порядке расчета за товар. Адвокат предложил мировую, наши подзащитные не возражали. По условиям соглашения, самокаты остаются у них, предприниматель соразмерно уменьшает цену техники до рыночной, и, как вишенка на торте, выплачивает минчанкам по 200 рублей компенсации за моральный вред. Ответчик также возмещает расходы общественных защитников.
Случай второй. Кот в мешке

Фото носит иллюстративный характер
Житель Минска приобрел в частной фирме ноутбук. Проверить работоспособность гаджета на месте покупки продавцы не смогли. Аккумулятор разрядился, а электророзетки под рукой не оказалось. Молодое растущее предприятие, бывает.
— Самому покупателю было не до веселья, — продолжила собеседница. — Уже дома после зарядки батареи выяснилось, что в ноутбуке отсутствует программное обеспечение. Согласно техописанию должно иметься, но по факту его не установили. Минчанин пригласил знакомого айтишника, тот пощелкал клавиатурой, после чего огорошил: модель не та, что заказывали. Эта классом пониже и стоит дешевле. Покупатель по телефону высказал претензии службе техподдержки магазина и попросил выдать ноутбук, соответствующий заказу. Однако эта фирма была также молодой и растущей — искомой модели на складе не оказалось.
К чести компании, Книгу замечаний и предложений она завела. Рассерженный покупатель вписал в нее все накопившиеся замечания и предложения, потребовал отдать либо нормальный гаджет, либо деньги, а заодно компенсировать моральный вред. Фирма игнорировать написанное не стала, ответ с полным отказом в требованиях распечатала и прислала по почте.
— И, как в предыдущем случае, пострадавший обратился к вам?
— Да, и мы защищали его интересы в суде. Попытка продать покупателю не пойми что обошлась ответчику достаточно дорого. Договор расторгли, ноутбук вернули недобросовестному продавцу, а деньги — подзащитному, ему же компенсировали моральный вред. При этом фирму еще и наказали штрафом в размере 100 % суммы, присужденной судом в пользу истца. Ответчику также вменена обязанность оплатить госпошлину и расходы, понесенные общественными защитниками.
Фото из интернета