«Кровавая графиня», День «Аватара» и «золото» Нестеренко в Афинах. Этот день в истории: 21 августа
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 21 августа в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1614 год. Умирает венгерская графиня Елизавета Батори, занесенная в Книгу рекордов Гиннесса как женщина, совершившая самое большое количество убийств
Точное число ее жертв неизвестно, на суде над Е. Батори называлась цифра 650!
Историки утверждают, что рассказы о вампиризме графини и купании в крови девственниц, чтобы сохранить молодость, появились через много лет после ее смерти и не могут считаться достоверными.
По легенде, живительную силу крови графиня заметила, когда слишком сильно ударила служанку. Кровь девушки попала на лицо Е. Батори, и той показалось, что кожа в том месте стала более светлой и гладкой. Это вдохновило графиню начать делать маски и компрессы из крови молодых служанок. Сначала девушки соглашались на кровопускание добровольно: Е. Батори обещала им вознаграждения и поблажки. Но с каждым разом Елизавете нужно было все больше и больше крови, и служанки стали умирать от кровопотери.
Пособницы Е. Батори стали заманивать в замок сирот и тех, кто прибыл в Карпаты издалека, чтобы родственники погибших не сразу могли заметить их пропажу. Обычных масок графине показалось недостаточно, и она стала принимать ванны, наполненные кровью. Жертву помещали в специальный шкаф с острыми шипами внутри, прокалывающими тело, а трубки внизу шкафа выводили собранную кровь прямиком к купальне графини.
Сначала Е. Батори отбирала только девственниц, считая, что невинность и чистота девушек даст лучший эффект. А после потребовала кровь аристократок под стать себе. Это ее и сгубило. Сигналы об исчезновении простолюдинок долго игнорировали, но пропажу знатных особ было уже не скрыть. Жалобы на Е. Батори дошли до короля Матьяша II, который поручил палатину Дьердю Турзо расследовать дело «Кровавой графини». Он опросил более 300 свидетелей и быстро нашел необходимые доказательства ее вины. Е. Батори арестовали 29 декабря 1610 г.
По свидетельским показаниям выходило, что она повинна в гибели 650 человек. Причины смертей указывались разные, помимо кровопотери, это замораживание и голод, а также последствия пыток, включая жестокие побои, сжигание или увечья рук, откусывание плоти от лица и других частей тела. На суде удалось доказать причастность Е. Батори к 80 смертям в период между 1585 и 1610 гг.
Король намеревался казнить графиню, но за нее вступились влиятельные родственники. Поэтому ее замуровали в собственной спальне, оставив лишь небольшое отверстие в стене, через которое передавали воду и еду. В таком режиме Е. Батори, мечтой которой было жить долго и выглядеть молодо, протянула чуть более двух лет. На момент кончины ей было 54 года.
Слуг, замешанных в преступлении хозяйки, не пожалели. Двум из них оторвали щипцами пальцы, а потом сожгли на костре. Третью пособницу злодеяний, вину которой сочли меньшей, обезглавили.
История «Кровавой графини» стала частью национального фольклора и легла в основу бесчисленного количества литературных произведений и фильмов.
1914 год. Бой у Ярославиц — русская кавалерия разбивает австрийскую во время солнечного затмения
Знаменитый бой у Ярославиц (в 5 км от современного украинского города Зборова в Тернопольском районе) считается первым крупным кавалерийским сражением Первой мировой войны и одновременно — последней битвой конницы в мировой истории.
Во встречном бою сошлись русская 10-я кавалерийская дивизия генерала графа Фёдора Келлера и 4-я австрийская кавалерийская дивизия генерала Эдмунда Риттера фон Зарембы.
Австрийцы имели двукратный численный перевес: 20 эскадронов против 10 русских. Их преимущество заключалось и в выборе позиции. Войска Ф. Келлера были вынуждены атаковать снизу вверх, на подъеме, и австрийцы ожидали, что к моменту непосредственного столкновения кони русских кавалеристов устанут. Гребень скрывал от русской кавалерии как истинные силы австрийцев, так и их построение. В отличие от Ф. Келлера, австрийский командующий знал местность как свои пять пальцев — до войны Э. Заремба проводил там маневры.
Вопреки всем расчетам, русские пошли в атаку и опрокинули австрийцев. Преследование и рубка смятой австрийской кавалерии продолжались столько, сколько выдерживали лошади преследовавших, которые действительно подустали. Однако отступавшим австрийцам путь перекрыла сотня Оренбургского казачьего полка, занявшая единственную переправу в тыл изначальному расположению противника через реку Стрыпу.
Дивизия Ф. Келлера потеряла 150 бойцов. Потери противника составили 969 убитыми и ранеными. В плен попали 250 австрийских кавалеристов и 400 пехотинцев. В качестве трофеев дивизии Келлера достались 300 лошадей, 8 орудий с зарядными ящиками, пулеметы и штабные документы.
Во время боя у Ярославиц началось полное солнечное затмение, которое газетчики сочли добрым знаком: в таких же условиях происходила Куликовская битва.
1999 год. В центре Софии начинается снос мавзолея Георгия Димитрова
Памятник-усыпальницу болгарскому руководителю удалось взорвать только с пятой попытки. Последние части мавзолея вывезли на машинах 27 августа после обеда. На месте руин создали забетонированную площадку.
Таким образом, снос мавзолея занял больше времени, чем его строительство. Возвели усыпальницу в 1949 г. всего за шесть дней — столько времени потребовалось телу Г. Димитрова, чтобы вернуться в Софию из СССР.
Умер генеральный секретарь ЦК Болгарской компартии в санатории «Барвиха» под Москвой. Он страдал целым букетом заболеваний: сахарным диабетом, хроническим простатитом, циррозом печени, но скончался от сердечной недостаточности. В своих мемуарах «Объект № 1» академик Илья Збарский, долго работавший в «Лаборатории при Мавзолее В. И. Ленина» под началом своего отца, блестящего ученого-биохимика Бориса Збарского, сохранившего в свое время тело Ленина, вспоминает: «Мы в Москве провели первичную обработку тела (Димитрова) и отправились в путь с траурным спецпоездом. Из-за летней жары опасались за сохранность. Пока доехали — мавзолей в Софии уже стоял. Дальше — работа на месте. Болгарское правительство хотело нам хорошо заплатить, но Москва заявила: не надо! Все — дар советского народа братскому болгарскому».
Г. Димитрова называли «болгарским Лениным», и он был вторым после Ильича, кому советские специалисты, по велению Сталина, обеспечили после кончины нетленность тела. Далее «пациентами» московской лаборатории были монгольский коммунистический лидер Чойбалсан, сам Сталин, чехословацкий вождь Клемент Готвальд. Потом — Хо Ши Мин, ангольский руководитель Агостиньо Нето, глава Гайаны Линдон Форбс Бёрнем, Ким Ир Сен… Власти Венесуэлы хотели сохранить нетленным и тело президента Уго Чавеса, чтобы народ мог видеть его в Музее революции под стеклянным куполом, но сделать этого не удалось — поздно обратились.
Ряд крупных государственных лидеров ХХ века по воле своих народов после смерти также были оставлены нетленными, но их тела сохранили не российские специалисты бальзамирования.
Тело Г. Димитрова оставалось в мавзолее до августа 1990 г., когда останки его кремировали, а прах захоронили на Центральном Софийском кладбище в могиле матери. Так что к моменту разрушения мавзолей был пуст.
2004 год. Белорусская легкоатлетка Юлия Нестеренко сенсационно выигрывает стометровку на Олимпиаде в Афинах
Победа 25-летней представительницы Синеокой на олимпийской стометровке в Афинах — одна из наиболее ярких и значимых викторий в истории белорусского спорта. Самую престижную спринтерскую дистанцию Ю. Нестеренко пробежала с результатом 10,93 сек., опередив всех соперниц и прервав таким образом многолетнюю гегемонию американских легкоатлеток.
На пути к высшей ступени пьедестала в своем первом олимпийском забеге Ю. Нестеренко впервые в карьере «разменяла» 11 сек., финишировав с результатом 10,94 сек. В полуфинале белоруска улучшила личный и национальный рекорды (10,92 сек.). В финале за 15 метров до финиша девушка опередила американку Лорин Уильямс и завоевала золотую медаль.
До Олимпиады в Афинах единственным серьезным международным успехом Ю. Нестеренко была бронза в спринте на 60 м, выигранная на чемпионате мира в закрытых помещениях в Будапеште. Поэтому победа неизвестной миру бегуньи из Бреста на главном старте планеты, оставившей позади темнокожих фавориток, которые, казалось, будут побеждать вечно, стала сенсацией. Юлию тут же назвали Белой Молнией.
Подобного успеха на стометровке добилась разве что ростовчанка Людмила Кондратьева на московской Олимпиаде-80. Но тогда у советской спортсменки не было главных соперниц, легкоатлеток из США, отказавшихся приехать в Советский Союз по политическим мотивам. А Ю. Нестеренко в Афинах соперничала со всеми звездами мировой атлетики.
Среди тех немногих, кто верил в победу девушки, была ее мама. В те дни Тамара Петровна ходила в церковь и молилась.
— Первый забег, когда Юля показала лучший результат, смотрела в прямом эфире «Евроспорта, — рассказывала она журналистам. — Но мне показалось, что комментаторы не очень верят в ее успех, и я переключилась на белорусский телеканал. У наших комментаторов к Юле было совсем другое отношение.
После возвращения домой вместе с 60 тыс. долларов за победу олимпийская чемпионка из рук Президента Беларуси Александра Лукашенко получила орден Отечества III степени.
Ю. Нестеренко завершила спортивную карьеру 31 мая 2017 г., пробежав в родном Бресте прощальную стометровку. Компанию на дорожке легендарной Белой Молнии составили начинающие брестские бегуньи. После этого Ю. Нестеренко перешла на тренерскую работу.
2009 год. «Всемирный день «Аватара» — в кинотеатрах по всей планете проходят показы фрагмента картины
В преддверии выхода одного из самых амбициозных проектов Джеймса Кэмерона — фильма «Аватар» с бюджетом в 237 млн долларов студия 20th Century Fox объявила 21 августа «Всемирным днем «Аватара». В этот день в кинотеатрах во всем мире были организованы специальные показы трейлера и нарезки из фильма продолжительностью 15 мин.
В тот же день компания Ubisoft представила трейлер к видеоигре по мотивам картины James Cameron’s Avatar: The Game, а компания Mattel — игрушки, изображающие персонажей фильма и инопланетян расы на’ви.
Концепция фильма «Аватар» была задумана Дж. Кэмероном давно, но на тот момент не существовало технологий, которые позволили бы реализовать его замысел. В XXI веке они появились. Вышедший на экраны в 2019 г. «Аватар» представлял собой продукт кинематографии нового поколения, обеспечивающий полный эффект присутствия, когда эмоции персонажей и перипетии сюжета заставляют забыть о революционных технологиях, изобретенных для создания картины.
«Аватар» стал самым кассовым фильмом всех времен и народов, отобрав этот титул у кэмероновского же «Титаника». Однако с учетом инфляции он занимает второе место по этому показателю после «Унесенных ветром».
Как это бывает в отношении любого громкого проекта в кинематографе, мнения коллег-профессионалов в отношении «Аватара» разделились. Так, Стивен Спилберг объявил картину самым изумительным произведением кинофантастики со времен «Звездных войн». А Эмир Кустурица назвал блокбастер Кэмерона простой глупостью, при создании которой ставка делается на эффект и зрелищность сцен с помощью 3D, в то время как по-настоящему серьезное кино должно добиваться своей трехмерности за счет смысла.