Кругом игрушки, и в каждой может быть замаскирована мина. Как готовят белорусских саперов
Корреспонденты агентства «Минск-Новости» отправились в жилой район Сосны, где располагается противоминный центр Вооруженных Сил. Здесь служат саперы.
Без права на ошибку
Этот центр сформирован 1 ноября 2019 г. на базе противоминной службы 2-й инженерной бригады. С заместителем начальника по идеологической работе Русланом Лобановским мы сначала заходим в комнату истории воинской части. Обращаю внимание на предметы, обнаруженные в разных уголках страны, где велось разминирование.
— Земля, как известно, ежегодно на 7–10 см выталкивает наружу металлические предметы, — рассказывает собеседник. — Немало их сохранилось со времен Великой Отечественной войны. Это не только боеприпасы, но и личные вещи солдат: котелки, каски, оружие, пехотные лопатки и другое. Особенно их много в местах, где велись ожесточенные сражения либо располагались склады с оружием. В прошлом году даже нашли останки двух советских солдат.
По словам офицера, саперы выезжают на места разминирования по срочным заявкам военных комиссариатов. В последнее время немало тревожных сообщений поступает из Кареличского района. Опасные находки обнаруживаются и в районе Витебска. Боеприпасы появляются из земли на полях, в лесах и даже в населенных пунктах. Известны случаи, когда сельские жители натыкались на снаряды при копке огородов. В Минске при строительстве жилого комплекса «Зеленая гавань» был найден и обезврежен снаряд от 203-миллиметровой гаубицы образца 1931 года.
— В ноябре центру исполнится пять лет, — обращает внимание Руслан Лобановский. — За столь непродолжительное время несколько наших военнослужащих уже отмечены государственными наградами. Ордена «За службу Родине» III степени удостоен Сергей Демчишин. Медали «За отвагу» вручены Юрию Курило, Артему Шауро, Александру Сахончику и Андрею Карповичу. Саперы выполняют боевые задачи в мирное время, их работа связана с риском для жизни. Поэтому и получают заслуженно такие высокие награды.
Учебный класс
Служат в центре исключительно профессионалы-контрактники офицеры и прапорщики. Солдат-срочников здесь нет. На занятиях изучают боеприпасы армий мира, порядок работы с ними и принцип действия. Отрабатывают навыки на полигоне и в специально оборудованных помещениях.
Класс самодельных взрывных устройств обычно посторонним не показывают. Но для наших корреспондентов сделали исключение. Чего здесь только нет! Есть даже экземпляры, которые террористы использовали в Сирии. А еще самодельный беспилотник, макет камня, под которым спокойно маскируется бомба…
Заходим в следующий класс-тренажер, где одновременно оборудованы детский сад и школа. Установлены кроватки, столы, стулья, школьная доска, диван, шкафчики… Кругом игрушки, и в каждой может быть замаскировано взрывное устройство. Опять же, в Сирии такое применялось, как и самодельные «нажимники», напоминающие гирлянду. Это цепь последовательно подключенных пар маленьких металлических пластинок. При нажатии две пластинки соединяются между собой и посылают сигнал на фугас. Террористы прячут «нажимники», допустим, в квартире под ковер. И если наступишь хотя бы на один из них, произойдет взрыв.
Тренировки проводятся в классах постоянно. Перед занятиями помещения «заряжаются», то есть в укромных местах прячут взрывоопасные предметы. Задача сапера — их обнаружить. Если ошибся и «подорвался», значит, экзамен не сдал и продолжаешь тренироваться. Осмотр делают не спеша, ведь в реальных условиях нет права на ошибку.
Следующий класс имитирует современную квартиру со спальней и кухней. Телевизор, компьютер, шкаф, стулья, холодильник, микроволновка, газовая плита — все имеется в наличии. И заминировать можно что угодно.
— Вот вы стоите на коврике, а под ним может быть спрятана мина нажимного действия, — обращает внимание собеседник. — Может и лампочка взорваться, как только включится свет. Поэтому саперам приходится проверять все досконально.
Внимание и осторожность
Наблюдаем за тренировкой саперов. Командир группы кинологов Валентин Титко работает с минно-разыскными собаками. В поиске взрывчатых веществ задействуют в основном немецких овчарок.
— Это Хильда, ей 3,5 года, — знакомит со своим питомцем Валентин. — Она, как и военнослужащие, также состоит на довольствии и исправно выполняет свои служебные обязанности. Вот и сейчас без труда обнаружила спрятанный предмет.
В другом классе досмотр производит старший сапер отряда разминирования Виталий Науменко. Он одет в противоосколочный костюм «Сокол». Дверную ручку категорически нельзя трогать рукой. Для этого он использует специальное устройство — «кошку». Причем действует из-за укрытия на случай взрыва прикрепленной к двери гранаты.
— Почти два года служу по контракту, — рассказывает Виталий. — Думаю остаться здесь, поскольку мне это интересно. Побывал в разных уголках Беларуси. На учебных сборах изучил много самых разных опасных предметов.
— Сапер обязан быть особенно внимателен и осторожен, поскольку его работа связана с высоким риском и может привести к серьезным последствиям, — говорит Руслан Лобановский. — А еще быть смелым, но не бесстрашным. Здоровый страх должен присутствовать у каждого бойца.
Справочно
За неполные пять лет подготовку по специальности «сапер» в противоминном центре прошли более 1 500 военнослужащих.
С 1995 г. по настоящее время на территории страны группами разминирования белорусской армии обнаружено и обезврежено 411 432 взрывоопасных предмета. Только в 2023-м уничтожено 31 266 таких опасных находок.
Фото Сергея Пожоги, видео автора