1200 90

Кто изобрел кино раньше братьев Люмьер, и почему Эйзенштейн снимал «Броненосца «Потемкина» с белым флагом

Благодаря изобретению кинопленки 130 лет назад, весной 1894 года, открыли первый в мире коммерческий кинотеатр. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

kinoteatr 1jpg

TikTok в XIX веке

В Париже на бульваре Капуцинок в «Гранд-кафе» 28 декабря 1895-го прошел первый сеанс 48-секундного фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Его устроили братья Луи и Огюст Люмьеры, которых считают изобретателями синематографа. Тем не менее в этом есть лукавство — 14 апреля 1894 года в Нью-Йорке по адресу: 1155 Broadway, на углу 27-й улицы открылся первый коммерческий кинотеатр. Только картины там демонстрировали не на экране. В зале стояли десять тумб высотой 1,25 м с окуляром наверху. Посмотрев в него, можно было увидеть ролик длиной не более минуты. Устройство называли кинетоскопом. Это детище изобретателя и предпринимателя Томаса Эдисона. Он придумал концепцию, а разработку сделал его сотрудник Уильям Кеннеди Диксон. Данный аппарат не проектор, но в него заложили базовый подход, ставший стандартом для всей кинопроекции до появления видео. Пленка с последовательными изображениями двигалась через источник света. Каждый кинетоскоп заряжали одним роликом. В них демонстрировались петушиные бои, трюки цирковых силачей, акробатов, номера водевильных танцовщиц. Изобретение подкупало новизной и вызвало ажиотаж. Примечательно, что в этих приборах находилась 35-миллиметровая пленка. Такой формат стал стандартом для синематографа всего мира более чем на столетие. И все благодаря тому, что в 1870-м американец Джон Хайат изобрел целлулоид. В 1889 году фотограф Джордж Истмен (основатель компании Kodak) разработал промышленный метод изготовления пленки из целлулоида с нанесением фотоэмульсии.

Сеть кинотеатров Эдисона мгновенно разрослась в Штатах и Европе. Люмьеры вдохновились новшеством. Их интерес подогревало и то, что во Франции и в других странах Старого Света изобретатель не стал оформлять патент на изделие.

tomas edison

Томас Эдисон

Коммерсанты США быстро смекнули: это золотая жила. Приобретали аппараты у Эдисона. Уже летом в кинотеатрах демонстрировали бой между боксерами Майком Леонардом и Джеком Кушингом с нокаутом в финале.

В шесть кинетоскопов заряжали по фрагменту поединка, длившегося почти 10 минут. Зритель мог посмотреть каждый фрагмент за 10 центов. Соответственно, весь бой — за 60 центов. Недешевое удовольствие, если учитывать, что на тот момент 1 доллар — примерно 26 сегодняшних.

kinetoskop s fonografom

Кинетоскоп с фонографом

Моральная неустойчивость

В 1894-м появился скандальный мини-фильм с испанской танцовщицей Карменситой. Репортеры восторженно писали колонки о ее жгучести и сексуальности в свете рампы. В курортном городке Эсбери-Парке в Нью-Джерси местного сенатора настолько потряс вид ее лодыжек, что он пожаловался мэру, а показ запретили. Вот вам и первый прецедент цензуры. Но ролики, подчеркнем, с одетыми танцовщицами стали распространяться со скоростью света. В Сан-Франциско зафиксировали и первый случай ареста гражданина возле кинетоскопа за рукоблудие при просмотре фильма. Всего за год таких арестов в США произошло около 70, вынесли 48 обвинительных приговоров.

За 1894-й компания Эдисона сняла 74 картины и заработала 150 тысяч долларов. Чтобы понять, сколько это по сегодняшним меркам, умножайте на 26 (примерно 4 млн долларов). Большие деньги. Впрочем, сумма не идет ни в какое сравнение с доходами современного кино. Изобретение имело существенный минус: одна проекция в кинетоскопе — один зритель. Перспективы показа ленты на большом экране были очевидными. Тем не менее изобретатель не хотел убивать курицу, несущую золотые яйца. Считал, что еще рано. И опоздал. Вернее, не стал первым. Проекция на экран немого фильма, презентованная во Франции, одержала верх. Хотя камертон кинобизнеса, который существует до сих пор, заложил именно Эдисон. Тем более что чуть позже созданные им проекторы для экрана пользовались успехом. Он доказал, как можно с помощью носителя — пленки — превращать иллюзорное в материальное. А братья Люмьер целью синематографа видели только создание и сохранение кинохроники для потомков.

oborona sevastopolya 1911 veterany realnye

Успели запечатлеть

В чем-то братья оказались правы. Пленка стала бесспорным документом. На протяжении всей истории люди составляли представление о минувшем на основе рисунков, описаний, пересказов. И вдруг прошлое и лица, жившие в нем, материализовались! В 1911-м русская компания Александра Ханжонкова создала художественный фильм «Оборона Севастополя» о Крымской войне 1853–1856 годов. Творческие достоинства картины спорны. Но в финале есть документальная съемка: пожилые русские ветераны спустя 60 лет по очереди подходят к камере, сверкая медалями, снимают фуражки. Их лица сохранились для истории. С начала ХХ века камера является неотъемлемым атрибутом любого события. В кинохронике мы можем наблюдать перипетии прошедшего столетия.

С конца 1924-го в Минске действовала студия «Белгоскино». Сначала создавали документалистику с помощью зарубежной пленки — советской еще не существовало. В 1926-м выпустили первую отечественную художественную ленту «Лесная быль» по повести Михася Чарота «Свинопас» — о событиях в годы советско-польской войны. Любопытно, что в эпизоде под названием «В ревкоме» в кадре появились настоящие руководители БССР, а именно Вильгельм Кнорин, Иосиф Адамович и Александр Червяков. На площадку отправились с контрольным визитом. Принять участие в съемках их уговорили киношники. Все трое сгинули в 1930-е.

Показывает, не говорит

aleksandr shorin kopiya

Александр Шорин

Важным этапом стало появление звукового кино. В первые десятилетия существования кинематографа приладить звук к картинке пробовали многие, но проблема абсолютной синхронизации не решалась. После сотен неудачных экспериментов видели единственный выход: совмещение изображения и фонограммы на одном носителе — кинопленке. В СССР пригодную для использования оптическую звуковую дорожку для нее разработал ученый Александр Шорин. Он придумал и устройство для звукозаписи на кинопленку, назвав его в свою честь, — шоринофон. Примечательно: Белорусское радио получило в распоряжение магнитофоны для записи только в конце 1940-х. Тем не менее в 1936 году для минских радийщиков приобрели шоринофон, записывающий звук на акустическую дорожку стандартной 35-миллиметровой целлулоидной ленты с помощью иглы. 300 м пленки вмещали около восьми часов звукозаписи. Ее воспроизводили на этом самом аппарате с помощью иглы для проигрывания. Кинопленка уже не была дефицитом. В июле и октябре 1931-го запустили две советские фабрики: в Переславле-Залесском (Ярославская область) и Шостке (Сумская область), а в 1932-м — в Казани. В поставке оборудования и выработке технологий для обеих приняли участие корпорация «Динамит-Нобель» и компания «Люмьер». Построить построили, однако к контролю качества продукции иностранцев не допустили.

 

В результате напыление звуковой дорожки быстро осыпáлось. Запись хранили ограниченный срок. Зато имелась возможность работать не только в прямом эфире, но и записывать радиоспектакли, концерты. Принцип оптической звукозаписи на пленку усовершенствовали, он не терял актуальности многие десятилетия.

yurij tarich

Юрий Тарич

Первый белорусский звуковой фильм-альманах «Переворот» из пяти документальных сюжетов снял режиссер Юрий Тарич в 1930-м. Однако кинотеатры оказались не готовы к массовому показу такого рода картин. Авторы снятых немых лент ждали премьер. Поэтому такие фильмы продолжали свой век. А в специально оборудованных залах звуковые ленты демонстрировали по мере их появления. Актеры, режиссеры немых картин противились звуку в синематографе. Первые умели мастерски хлопотать лицом, но не все обладали надлежащей дикцией. Вторые понимали, что делать постановки с диалогами гораздо сложнее.

Большой вклад в развитие звукового кино в Америке внес Луис Барт Майер (Лазарь Мейер), уроженец Минска, один из основателей голливудской студии Metro-Goldwyn-Mayer и Американской академии кинематографических искусств и наук. Он собрал владельцев передовых компаний США и настоял на тотальном переходе на звук и переоборудовании кинотеатров. Все они снимали на Kodak. У американской пленки появились конкуренты: немецкая Agfa и японская Fuji.

Белый флаг

Впервые ручное раскрашивание черно-белых фильмов применил все тот же Эдисон в 1895 году в ленте для кинетоскопа «Танец Лои Фуллер». В 1925-м Сергей Эйзенштейн вручную разрисовал флаг в красный цвет в картине «Броненосец «Потемкин». Для удобства дальнейшей тонировки он использовал на съемках белый флаг.

В 1930-е ему это припомнили. Написали донос, будто он пытался сделать белое знамя символом большевиков. Формально от глупого поклепа его спасло предложение посмотреть кино, где стяг красный! На деле от ареста оградило то, что события совпали с премьерой понравившейся Сталину ленты «Александр Невский» (1938).

bronenosecz potemkin. flag.00 00 11 21.still001

Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин»

В 2009-м белорусский режиссер Александр Колбышев, поминая классика, повторил прием: в финале фильма «Волки» сепированная картинка меняется, на экране в черно-белом изображении появляется церковный купол с реющим на нем красным флагом.

Цвета в кино пытались добиться многие. Использовали фильтры, многослойную пленку. В то же время у черно-белого формата остается много приверженцев по сей день. Он обладает шармом и скрывает недостатки в наполнении кадра. После появления цвета на экранах некоторые советские кинематографисты вплоть до начала 1980-х использовали черно-белую пленку по финансовым или эстетическим соображениям. Самый яркий пример — «Семнадцать мгновений весны» (1973). В силу привычки зрителей к просмотру кинохроники война в черно-белом варианте выглядит аутентичнее.

В середине 1930-х Kodak и Agfa объявили о старте выпуска цветной пленки. Сперва выходили двухцветные ленты. В СССР это музыкальная документальная картина «Карнавал цветов» и художественная — «Груня Корнакова», датированные 1935 годом. Первый цветной белорусский фильм «Дети партизана», снятый Львом Голубом и Николаем Фигуровским, увидел свет лишь в 1954-м. Зато самая знаменитая цветная лента на заре колоризированного кинематографа в США создана благодаря уже упомянутому Майеру. Это «Унесенные ветром» (1938).

unesennye vetrom

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Время — вперед

В 1947 году в Шостке, пользуясь вывезенным по репарациям из нацистской Германии оборудованием фирмы Agfa, начали производство советской цветной пленки ДС-1. С 1965-го усовершенствованную версию выпускали под маркой «Свема» (светочувствительные материалы). С 1974 года завод в Казани производил пленку под лейблом «Тасма» (татарские светочувствительные материалы). В 1945-м в Союзе вместе с оборудованием доставили большие запасы пленки Agfa. Эйзенштейн снял на нее 18-минутную сцену пира опричников в 2-й серии фильма «Иван Грозный». Александр Птушко использовал трофей, работая над сказкой «Каменный цветок» (1946). Воспользовались такой пленкой и авторы «Конька-Горбунка» (1947).

Часть немецкого оборудования после войны досталась США. Вчерашние союзники Гитлера тоже не остались в накладе. Благодаря утрате законной силы патентов фашистской Германии появились итальянская цветная пленка Ferraniacolor и японская Fujicolor.

К сожалению, советская цветная пленка значительно проигрывала зарубежным в светочувствительности и качестве. Нередко отснятые материалы оказывались бракованными. Как бы странно ни звучало, во многом именно низкое качество отечественной продукции воспитало целую плеяду кинооператоров, умевших за счет построения кадра, работы со светом нивелировать недостатки носителей. Но для знаковых проектов закупали Kodak за валюту. Например, на «Беларусьфильме» к 30-летию освобождения БССР от немецко-фашистских захватчиков на нее сняли ленту «Пламя» (1974).

Появление цифровых носителей, проекторов и улучшение их стандартов привели к тому, что в 2004 году предприятие «Свема» начало процедуру банкротства. Fuji не производит пленку с 2013-го. Agfa держится на плаву за счет параллельных проектов и чувствует себя неплохо. «Тасма» выживает, изготовляя рентгеновскую пленку и другую аналогичную продукцию. Компания Kodak тоже прошла процедуру технического банкротства, но ее поддержали крупнейшие студии Голливуда и знаменитые постановщики, предпочитающие снимать негатив на пленку, которая потом подлежит оцифровке. Это как у меломанов: кто-то и сегодня любит виниловые пластинки и теплый ламповый звук.

Читайте также:

Арест и смерть мужа. Как драматург Тамара Габбе справлялась со сложностями судьбы

Режиссер Нечаев и сценарист Веткина пошли на аферу, чтобы создать фильм «Приключения Буратино»

Гагарин сдавал ему экзамен. Чем известен «быстрый разум» советской космонавтики Феоктистов

Через конкурентов и бюрократию — к звездам. Как в СССР создавался прототип современной МКС

Любовь Мастера. Вспоминаем о «забытой» жене Булгакова

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Совет МПА СНГ принял обращение в связи с 80-й годовщиной Великой Победы

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств принял обращение в связи с 80-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 21 17 14 11

Документ принят на заседании Совета МПА СНГ в Санкт-Петербурге. Председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Наталья Кочанова поддержала принятие обращения.

— Мы должны сделать все, чтобы не допустить искажения истории. Нам нужно объединиться в стремлении сохранить историю, память погибших во имя счастливой и мирной жизни наших народов, — отметила Н. Кочанова.

В обращении сказано, что героическая, самоотверженная борьба с германским нацизмом, его союзниками и пособниками на полях Великой Отечественной предопределила судьбу мира, опрокинула человеконенавистнические планы завоевания мирового господства, спасла Европу и другие регионы мира от порабощения и уничтожения.

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ выступает против реабилитации фашизма на государственном уровне, деятельности партий неонацистского толка и проявлений насилия, спровоцированных неонацизмом, расизмом и ксенофобией, пропаганды нацистской символики, использования парламентских трибун для оправдания нацистов.

«Наш священный долг перед павшими на полях сражений, замученными в концентрационных лагерях, погибшими от голода и невзгод — защищать правду о войне и значении Победы, решительно противостоять тем, кто оскверняет славу героев, разгромивших фашизм», — сказано в обращении.

Совет МПА СНГ выступает за укрепление международного сотрудничества в сохранении исторической памяти путем поддержания в надлежащем состоянии мемориалов, музеев и архивных материалов, связанных со Второй мировой войной, за проведение совместной скоординированной военно-мемориальной работы по восстановлению имен советских воинов, которые покоятся в братских могилах, недопущение уничтожения памятников и актов вандализма в отношении воинских захоронений и обеспечение беспрепятственного доступа к ним независимо от их местонахождения.

Решением Совета глав государств СНГ 2025 г. объявлен в Содружестве Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне — Годом мира и единства в борьбе с нацизмом.

Отмечено, современные агрессивные националистические и неонацистские тенденции создают прямую угрозу демократии, ведут к сворачиванию демократических процедур, наступлению на свободу слова, масштабному нарушению прав человека. Идеология и практика нацизма вновь становится главной опасностью для мира, генератором угрозы третьей мировой войны.

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ обращается к государствам мира, международным организациям и мировой общественности с призывом рассматривать празднование 80-летия Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войне как важный исторический момент для утверждения атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в международных отношениях, выступает за разрешение возникающих конфликтов мирными средствами, за использование потенциала парламентской дипломатии.

«Восемьдесят лет назад советские люди добились общей Победы над общим врагом, — подчеркивается в обращении. — Это Победа, которая сплотила наши народы и которой нынешнее и будущие поколения не только вправе, но и обязаны гордиться. В наших силах сделать так, чтобы новое смертоносное столкновение миллионов солдат стало немыслимым, чтобы День Победы в 1945 году остался Днем Победы на века».

Фото Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Впервые в Минске организовали «День первокурсника» для учащихся колледжей. Как это было

Масштабный праздник «День первокурсника #Колледжи Минска-Зачетный старт в будущее» состоялся на площадке спортивного комплекса «Футбольный манеж» 21 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 21 18 10 46 kopiya

Более 5 тыс. учащихся столичных учреждений среднего специального образования собрались в Футбольном манеже, чтобы весело отметить «День первокурсника». Подобный праздник для ребят проводится впервые, он станет традиционным для Минска. К учащимся колледжей у руководства города особое отношение: это будущие кадры для всех сфер экономики столицы и ведущих предприятий.

photo 2024 11 21 18 10 27 kopiya

— Впервые решили провести для первокурсников столичных колледжей такое мероприятие, которое позволит им ближе познакомиться, пообщаться друг с другом, зарядиться хорошими эмоциями, — отметил заместитель председателя Мингорисполкома Андрей Стригельский. — Наши колледжи — это огромный кадровый ресурс для столичной экономики. Мы на этих ребят очень рассчитываем, всячески их поддерживаем и хотим, чтобы им было комфортно получать образование в учебных заведениях, осваивать профессии, которые позволят им стать успешными в жизни.

photo 2024 11 21 18 14 46 3 kopiya

Помощник Президента Беларуси — инспектор по г. Минску Юрий Фролов, заместитель министра образования Екатерина Петруцкая и А. Стригельский дали торжественный старт первокурсникам в мир увлекательной учебы и постижения азов будущих специальностей, подписав символическую зачетную книжку.

photo 2024 11 21 18 10 40 2 kopiya 1

photo 2024 11 21 18 14 46 2 kopiya

— Важнейшее мероприятие для первокурсников, призванное показать, насколько каждый молодой человек важен для страны, насколько в нем заинтересованы. Ребята на пути к новой взрослой жизни, получают профессию. Они — наше будущее, и кто, если не они, сделают страну еще сильнее, — сказал Ю. Фролов

Напутственные слова новобранцам прозвучали и от руководителей предприятий и организаций, которые являются непосредственными заказчиками кадров.

photo 2024 11 21 18 10 50 2 kopiya

— Такой праздник — прекрасная возможность пообщаться с ребятами. Завтра эти молодые люди — наши практиканты, а после — сотрудники, дальше — целевики, которых мы отправляем от предприятия на учебу в вуз. И для нас важно поддерживать их на каждом этапе карьерного пути, — сказал генеральный директора предприятия «Керамин» Дмитрий Петруша.

photo 2024 11 21 18 10 50 kopiya

Поздравил первокурсников бренд-шеф ресторанов «Литвины» Александр Чикилевский, который, к слову, и сам в свое время заканчивал столичный колледж.

— Уровень подготовки молодых ребят в колледжах порой даже лучше, чем в вузе. Они сразу получают профессию. Повар, электрик. Не важно, какая это профессия. Главное, она у него в руках, станет опорой на всю жизнь, — заметил А. Чикилевский. — Мы приезжаем в колледж кулинарии, проводим мастер-классы, приглашаем учащихся на стажировку в рестораны. И они окунаются в профессию. Но чтобы добиться успеха в деле, нужно его любить. И постоянно учиться!

photo 2024 11 21 18 10 32 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 34 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 36 kopiya

Юных зрителей ждала концертная программа с выступлением популярных молодежных исполнителей. В завершение вечера — дискотека.

photo 2024 11 21 18 10 31 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 53 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 58 kopiya

К слову, в планах у города — проводить еще один традиционный праздник для учащихся колледжей — единый выпускной. Первое мероприятие пройдет летом 2025 года.

Фото Сергея Лукашова