Кто изобрел кино раньше братьев Люмьер, и почему Эйзенштейн снимал «Броненосца «Потемкина» с белым флагом
Благодаря изобретению кинопленки 130 лет назад, весной 1894 года, открыли первый в мире коммерческий кинотеатр. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
TikTok в XIX веке
В Париже на бульваре Капуцинок в «Гранд-кафе» 28 декабря 1895-го прошел первый сеанс 48-секундного фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Его устроили братья Луи и Огюст Люмьеры, которых считают изобретателями синематографа. Тем не менее в этом есть лукавство — 14 апреля 1894 года в Нью-Йорке по адресу: 1155 Broadway, на углу 27-й улицы открылся первый коммерческий кинотеатр. Только картины там демонстрировали не на экране. В зале стояли десять тумб высотой 1,25 м с окуляром наверху. Посмотрев в него, можно было увидеть ролик длиной не более минуты. Устройство называли кинетоскопом. Это детище изобретателя и предпринимателя Томаса Эдисона. Он придумал концепцию, а разработку сделал его сотрудник Уильям Кеннеди Диксон. Данный аппарат не проектор, но в него заложили базовый подход, ставший стандартом для всей кинопроекции до появления видео. Пленка с последовательными изображениями двигалась через источник света. Каждый кинетоскоп заряжали одним роликом. В них демонстрировались петушиные бои, трюки цирковых силачей, акробатов, номера водевильных танцовщиц. Изобретение подкупало новизной и вызвало ажиотаж. Примечательно, что в этих приборах находилась 35-миллиметровая пленка. Такой формат стал стандартом для синематографа всего мира более чем на столетие. И все благодаря тому, что в 1870-м американец Джон Хайат изобрел целлулоид. В 1889 году фотограф Джордж Истмен (основатель компании Kodak) разработал промышленный метод изготовления пленки из целлулоида с нанесением фотоэмульсии.
Сеть кинотеатров Эдисона мгновенно разрослась в Штатах и Европе. Люмьеры вдохновились новшеством. Их интерес подогревало и то, что во Франции и в других странах Старого Света изобретатель не стал оформлять патент на изделие.
Коммерсанты США быстро смекнули: это золотая жила. Приобретали аппараты у Эдисона. Уже летом в кинотеатрах демонстрировали бой между боксерами Майком Леонардом и Джеком Кушингом с нокаутом в финале.
В шесть кинетоскопов заряжали по фрагменту поединка, длившегося почти 10 минут. Зритель мог посмотреть каждый фрагмент за 10 центов. Соответственно, весь бой — за 60 центов. Недешевое удовольствие, если учитывать, что на тот момент 1 доллар — примерно 26 сегодняшних.
Моральная неустойчивость
В 1894-м появился скандальный мини-фильм с испанской танцовщицей Карменситой. Репортеры восторженно писали колонки о ее жгучести и сексуальности в свете рампы. В курортном городке Эсбери-Парке в Нью-Джерси местного сенатора настолько потряс вид ее лодыжек, что он пожаловался мэру, а показ запретили. Вот вам и первый прецедент цензуры. Но ролики, подчеркнем, с одетыми танцовщицами стали распространяться со скоростью света. В Сан-Франциско зафиксировали и первый случай ареста гражданина возле кинетоскопа за рукоблудие при просмотре фильма. Всего за год таких арестов в США произошло около 70, вынесли 48 обвинительных приговоров.
За 1894-й компания Эдисона сняла 74 картины и заработала 150 тысяч долларов. Чтобы понять, сколько это по сегодняшним меркам, умножайте на 26 (примерно 4 млн долларов). Большие деньги. Впрочем, сумма не идет ни в какое сравнение с доходами современного кино. Изобретение имело существенный минус: одна проекция в кинетоскопе — один зритель. Перспективы показа ленты на большом экране были очевидными. Тем не менее изобретатель не хотел убивать курицу, несущую золотые яйца. Считал, что еще рано. И опоздал. Вернее, не стал первым. Проекция на экран немого фильма, презентованная во Франции, одержала верх. Хотя камертон кинобизнеса, который существует до сих пор, заложил именно Эдисон. Тем более что чуть позже созданные им проекторы для экрана пользовались успехом. Он доказал, как можно с помощью носителя — пленки — превращать иллюзорное в материальное. А братья Люмьер целью синематографа видели только создание и сохранение кинохроники для потомков.
Успели запечатлеть
В чем-то братья оказались правы. Пленка стала бесспорным документом. На протяжении всей истории люди составляли представление о минувшем на основе рисунков, описаний, пересказов. И вдруг прошлое и лица, жившие в нем, материализовались! В 1911-м русская компания Александра Ханжонкова создала художественный фильм «Оборона Севастополя» о Крымской войне 1853–1856 годов. Творческие достоинства картины спорны. Но в финале есть документальная съемка: пожилые русские ветераны спустя 60 лет по очереди подходят к камере, сверкая медалями, снимают фуражки. Их лица сохранились для истории. С начала ХХ века камера является неотъемлемым атрибутом любого события. В кинохронике мы можем наблюдать перипетии прошедшего столетия.
С конца 1924-го в Минске действовала студия «Белгоскино». Сначала создавали документалистику с помощью зарубежной пленки — советской еще не существовало. В 1926-м выпустили первую отечественную художественную ленту «Лесная быль» по повести Михася Чарота «Свинопас» — о событиях в годы советско-польской войны. Любопытно, что в эпизоде под названием «В ревкоме» в кадре появились настоящие руководители БССР, а именно Вильгельм Кнорин, Иосиф Адамович и Александр Червяков. На площадку отправились с контрольным визитом. Принять участие в съемках их уговорили киношники. Все трое сгинули в 1930-е.
Показывает, не говорит
Важным этапом стало появление звукового кино. В первые десятилетия существования кинематографа приладить звук к картинке пробовали многие, но проблема абсолютной синхронизации не решалась. После сотен неудачных экспериментов видели единственный выход: совмещение изображения и фонограммы на одном носителе — кинопленке. В СССР пригодную для использования оптическую звуковую дорожку для нее разработал ученый Александр Шорин. Он придумал и устройство для звукозаписи на кинопленку, назвав его в свою честь, — шоринофон. Примечательно: Белорусское радио получило в распоряжение магнитофоны для записи только в конце 1940-х. Тем не менее в 1936 году для минских радийщиков приобрели шоринофон, записывающий звук на акустическую дорожку стандартной 35-миллиметровой целлулоидной ленты с помощью иглы. 300 м пленки вмещали около восьми часов звукозаписи. Ее воспроизводили на этом самом аппарате с помощью иглы для проигрывания. Кинопленка уже не была дефицитом. В июле и октябре 1931-го запустили две советские фабрики: в Переславле-Залесском (Ярославская область) и Шостке (Сумская область), а в 1932-м — в Казани. В поставке оборудования и выработке технологий для обеих приняли участие корпорация «Динамит-Нобель» и компания «Люмьер». Построить построили, однако к контролю качества продукции иностранцев не допустили.
В результате напыление звуковой дорожки быстро осыпáлось. Запись хранили ограниченный срок. Зато имелась возможность работать не только в прямом эфире, но и записывать радиоспектакли, концерты. Принцип оптической звукозаписи на пленку усовершенствовали, он не терял актуальности многие десятилетия.
Первый белорусский звуковой фильм-альманах «Переворот» из пяти документальных сюжетов снял режиссер Юрий Тарич в 1930-м. Однако кинотеатры оказались не готовы к массовому показу такого рода картин. Авторы снятых немых лент ждали премьер. Поэтому такие фильмы продолжали свой век. А в специально оборудованных залах звуковые ленты демонстрировали по мере их появления. Актеры, режиссеры немых картин противились звуку в синематографе. Первые умели мастерски хлопотать лицом, но не все обладали надлежащей дикцией. Вторые понимали, что делать постановки с диалогами гораздо сложнее.
Большой вклад в развитие звукового кино в Америке внес Луис Барт Майер (Лазарь Мейер), уроженец Минска, один из основателей голливудской студии Metro-Goldwyn-Mayer и Американской академии кинематографических искусств и наук. Он собрал владельцев передовых компаний США и настоял на тотальном переходе на звук и переоборудовании кинотеатров. Все они снимали на Kodak. У американской пленки появились конкуренты: немецкая Agfa и японская Fuji.
Белый флаг
Впервые ручное раскрашивание черно-белых фильмов применил все тот же Эдисон в 1895 году в ленте для кинетоскопа «Танец Лои Фуллер». В 1925-м Сергей Эйзенштейн вручную разрисовал флаг в красный цвет в картине «Броненосец «Потемкин». Для удобства дальнейшей тонировки он использовал на съемках белый флаг.
В 1930-е ему это припомнили. Написали донос, будто он пытался сделать белое знамя символом большевиков. Формально от глупого поклепа его спасло предложение посмотреть кино, где стяг красный! На деле от ареста оградило то, что события совпали с премьерой понравившейся Сталину ленты «Александр Невский» (1938).
В 2009-м белорусский режиссер Александр Колбышев, поминая классика, повторил прием: в финале фильма «Волки» сепированная картинка меняется, на экране в черно-белом изображении появляется церковный купол с реющим на нем красным флагом.
Цвета в кино пытались добиться многие. Использовали фильтры, многослойную пленку. В то же время у черно-белого формата остается много приверженцев по сей день. Он обладает шармом и скрывает недостатки в наполнении кадра. После появления цвета на экранах некоторые советские кинематографисты вплоть до начала 1980-х использовали черно-белую пленку по финансовым или эстетическим соображениям. Самый яркий пример — «Семнадцать мгновений весны» (1973). В силу привычки зрителей к просмотру кинохроники война в черно-белом варианте выглядит аутентичнее.
В середине 1930-х Kodak и Agfa объявили о старте выпуска цветной пленки. Сперва выходили двухцветные ленты. В СССР это музыкальная документальная картина «Карнавал цветов» и художественная — «Груня Корнакова», датированные 1935 годом. Первый цветной белорусский фильм «Дети партизана», снятый Львом Голубом и Николаем Фигуровским, увидел свет лишь в 1954-м. Зато самая знаменитая цветная лента на заре колоризированного кинематографа в США создана благодаря уже упомянутому Майеру. Это «Унесенные ветром» (1938).
Время — вперед
В 1947 году в Шостке, пользуясь вывезенным по репарациям из нацистской Германии оборудованием фирмы Agfa, начали производство советской цветной пленки ДС-1. С 1965-го усовершенствованную версию выпускали под маркой «Свема» (светочувствительные материалы). С 1974 года завод в Казани производил пленку под лейблом «Тасма» (татарские светочувствительные материалы). В 1945-м в Союзе вместе с оборудованием доставили большие запасы пленки Agfa. Эйзенштейн снял на нее 18-минутную сцену пира опричников в 2-й серии фильма «Иван Грозный». Александр Птушко использовал трофей, работая над сказкой «Каменный цветок» (1946). Воспользовались такой пленкой и авторы «Конька-Горбунка» (1947).
Часть немецкого оборудования после войны досталась США. Вчерашние союзники Гитлера тоже не остались в накладе. Благодаря утрате законной силы патентов фашистской Германии появились итальянская цветная пленка Ferraniacolor и японская Fujicolor.
К сожалению, советская цветная пленка значительно проигрывала зарубежным в светочувствительности и качестве. Нередко отснятые материалы оказывались бракованными. Как бы странно ни звучало, во многом именно низкое качество отечественной продукции воспитало целую плеяду кинооператоров, умевших за счет построения кадра, работы со светом нивелировать недостатки носителей. Но для знаковых проектов закупали Kodak за валюту. Например, на «Беларусьфильме» к 30-летию освобождения БССР от немецко-фашистских захватчиков на нее сняли ленту «Пламя» (1974).
Появление цифровых носителей, проекторов и улучшение их стандартов привели к тому, что в 2004 году предприятие «Свема» начало процедуру банкротства. Fuji не производит пленку с 2013-го. Agfa держится на плаву за счет параллельных проектов и чувствует себя неплохо. «Тасма» выживает, изготовляя рентгеновскую пленку и другую аналогичную продукцию. Компания Kodak тоже прошла процедуру технического банкротства, но ее поддержали крупнейшие студии Голливуда и знаменитые постановщики, предпочитающие снимать негатив на пленку, которая потом подлежит оцифровке. Это как у меломанов: кто-то и сегодня любит виниловые пластинки и теплый ламповый звук.
Читайте также:
Арест и смерть мужа. Как драматург Тамара Габбе справлялась со сложностями судьбы
Режиссер Нечаев и сценарист Веткина пошли на аферу, чтобы создать фильм «Приключения Буратино»
Гагарин сдавал ему экзамен. Чем известен «быстрый разум» советской космонавтики Феоктистов
Через конкурентов и бюрократию — к звездам. Как в СССР создавался прототип современной МКС