Кто ответит за безответственность? Поговорили с волонтерами, которые спасли брошенную после фестиваля собаку
Фестиваль Pets Fest, прошедший в Минске в минувшие выходные, омрачился неприятным происшествием: двое из пристроенных питомцев в тот же вечер оказались на улице. Какое продолжение эта история имела для животных и виновницы инцидента, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».
В масштабном мероприятии в Lakeside Park участвовали многие волонтеры, которые искали новый дом для своих подопечных. В первый день феста к одному из них, куратору из Несвижа, подошла девушка с подругами. По договору о передаче животных она взяла котенка и щенка. В качестве бонуса за доброе дело ей вручили подарки — шампунь и лакомство для животных, а также две кружки. В тот же день около 21:00 щенка заметили на трамвайной остановке в центре Минска.
— Один неравнодушный человек подошел к щенку и обнаружил на остановке оставленные подарки и договор с телефоном и паспортными данными «владелицы». Там же были указаны контакты куратора. Прохожий позвонил ей, а та, в свою очередь, обратилась за помощью ко мне, — рассказывает Алёна, волонтер «Грушевка СОС».
Девушка подключилась к поискам, когда ей сбросили фото привязанного щенка. Как выяснилось впоследствии, с питомцем по кличке Тося она была знакома лично, ведь не раз привозила корма и лекарства волонтеру из Несвижа. Сначала Алёна распространяла информацию об этой истории, а затем отправила свою подругу за собакой и пристроила ее на передержку Наталье из благотворительного объединения «ЗООшанс». Та, к слову, уже была в курсе ситуации: немногим ранее участница ее домового чата проезжала мимо трамвайной остановки, сфотографировала привязанную собаку и начала распространять снимок по соцсетям.
Тихая бытовая жестокость
— Вся эта ситуация не укладывается у меня в голове, я не могу понять логику 19-летней особы, которая взяла на Pets Fest животных. Уйдя с фестиваля, подруги посадили ее с питомцами на автобус № 109. Девушка вышла на конечной «ДС «Карбышева» и выбросила там котенка. После пересела на трамвай, проехала до Козлова и на остановке привязала щенка. Почему она не оставила их в одном месте, почему не вернула куратору? Зачем вообще было брать животных на несколько часов? Самое возмутительное — это ее вранье. Девушка до последнего не признавала, что выбросила обоих животных, и пыталась всех убедить, что оставила котенка знакомым. Только когда ей пригрозили милицией, она написала, в каком районе его следует искать, — возмущается волонтер.
Днем 12 августа первоначальный куратор животных сообщил, что нашел на «Куфаре» пропавшего котенка и забрал его обратно в Несвиж. Дальнейшая судьба четвероногого пушистика пока неизвестна.
— Эта история прогремела по новостям и соцсетям, однако для нас она скорее рутинная, чем исключительная. Для Тоси все сложилось относительно благополучно: ее не мучили, быстро отвязали и в тот же вечер привезли ко мне на передержку. Но такое случается ежедневно. К примеру, вчера нам сообщили о собаке, привязанной на коротком поводке на ул. Карвата, и о еще одной — в парке Челюскинцев, о 10-летних кошках, которых после смерти хозяйки выбросили на улицу ее дети. В день инцидента на фестивале на трассе у «Экспобела» нашли собаку. Через соцсети узнали: 15-летнюю овчарку владельцы вывезли умирать. Жестокое обращение с животными — это ведь не только истязания и кровавая «расчлененка», но и такие бытовые случаи, — рассказывает Наталья, которая принимает звонки в кол-центре «ЗООшанса».
Когда руки не добрые?
Пока разговариваю с обеими волонтерками, центральный персонаж этой истории — собака Тося — не может усидеть на одном месте: она активно крутится под ногами и ластится к нам.
— Девочке от 6 до 8 месяцев, у нее уже поменялись зубки. Она чудесный ребенок, очень контактный, отлично ладит с людьми и котами. А еще очень чистоплотная: терпит до выхода на улицу, правда, пока немного боится подъездов. Выше она уже не вырастет, только станет немного шире в костях. Тося полностью привита, чипирована, обработана от блох и клещей — осталось только найти ей новый дом и более надежные руки, — рассказывает Наталья.
Раз зашел разговор об устройстве животных, интересуюсь у девушек, кому и на каких условиях они доверяют братьев наших меньших.
— Есть стандартные красные флаги, которые сигнализируют, что отдавать питомца не стоит. Например, спрашиваем, были ли у человека раньше коты или собаки, чем он собирается кормить подопечного. Если предыдущий питомец прожил всего три года, а кормили его кашей с салом, то это точно не наш «кандидат». Далеко не всех животных мы готовы отдать в семьи с детьми и, конечно, не рекомендуем брать совсем маленьких котят и щенят малышам. А еще вряд ли отдадим молодую обработанную собаку, в которую вложено немало денег, в деревню, где ее посадят на цепь. Хотя у нас нередко просят бабушки: «Дайце шчаня, хай мяне ахраняе». Но это зависит от конкретного случая: может быть и такое, что тебе нужно срочно пристроить восемь крупных щенков, и лучше отдать их в частный дом на цепь, чем оставить умирать на улице, — уточняет Алёна.
Еще один принципиальный момент — стерилизация и кастрация. Обе подруги стараются всех животных отдавать уже прооперированными, а совсем маленьких — только при условии выполнения процедур спустя необходимое время.
— Это очень важно, чтобы впоследствии исключить звонки со словами: «Мы взяли у вас собаку, а сейчас у нее родились 12 щенков. Вы можете их забрать?» Это реальная история, — делится зоозащитница.
Многие волонтеры поддерживают связь между собой и ведут специальные черные списки. Туда они вносят номера и телефоны людей, которые возвращают взятых питомцев или плохо с ними обращаются: истязают, почти не кормят, не лечат и не выполняют назначения врача.
«Бывших» не бывает
Но как бы внимательно ни выбирали хозяев непристроенным пушистикам, иногда их все-таки возвращают. И это нормально, говорят волонтерки.
— У нас есть испытательный срок: на протяжении двух недель придерживаем место для животного и можем забрать его день в день, если новый хозяин поменяет решение. Максимальный срок, через который мне отдали обратно кошку, — восемь лет. Конечно, я была не рада такому исходу, но к прежним ее хозяевам у меня нет претензий. У них были трудные жизненные обстоятельства, и они поступили по-человечески: позвонили мне, а не выбросили на улицу, — вступает в разговор Наталья.
— А мне кота вернули через шесть лет, — добавляет Алёна. — Мы, как и многие другие кураторы, никогда не отказываемся от пристроенных животных и проговариваем это перед тем, как передать кошку или собаку новому владельцу. Если вдруг у вас появилась аллергия, вы собрались переехать или улететь на Луну, позвоните нам. Мы не оставим того, кого спасали.
В подопечных волонтеры вкладывают не только душу и время, но и немалые деньги. Стерилизация даже по льготной цене будет стоить минимум 100 рублей, еще 50 потребуется на обработку от блох, клещей и глистов. Если коты болеют, а так бывает довольно часто, траты на их лечение могут доходить до 5 000 рублей.
— К примеру, сейчас мне необходимо 500 рублей на лечение кота с переломом, 900 — на собаку с аналогичной травмой. Еще 500 надо на кота с удаленными после инфекции глазами, 1 800 рублей — на пушистика с открытыми ранами, который лежит в стационаре. А ведь, помимо этого, надо платить за корма, наполнители, рекламу на «Куфаре». Минимальные вложения в каждого кота — это 500–600 рублей. А в собак — и того больше: одна только таблетка «Бравекто» от блох и клещей стоит дороже 100 рублей, а их за сезон нужно минимум три. Поэтому мы всегда говорим: не выкидывайте животных, а возвращайте к нам, — отмечает представительница «ЗООшанса».
— Тем и ужасна нынешняя ситуация с выброшенными животными, — возвращается к инциденту на фестивале Алёна. — Человек элементарно мог позвонить и сказать: я взяла животных, но не справилась, мне отказала хозяйка жилья, мама, папа, заберите их, пожалуйста, обратно. Ей бы не отказали.
Чтобы привлечь к ответственности нерадивую барышню и придать большую огласку этой истории, зоозащитница обратилась с заявлением в милицию.
— Считаю, что люди, которые так поступают с животными, должны понести наказание. Очень часто волонтеры боятся волокиты и не хотят обращаться к правоохранителям, хотя во многих ситуациях это действительно нужно. Меня принял очень доброжелательный майор милиции, который сейчас ведет это дело. Он сразу вошел в положение и помог написать заявление — это заняло всего 10 минут. Виновницу истории теперь ждет как минимум штраф в 10 базовых величин. Хотя лучше бы это были исправительные работы в приюте для животных, — подытожила волонтер.
Фото и видео автора
Смотрите также: