Кто похитил памятник Леонову, и как наложница стала императрицей Китая. Этот день в истории: 16 октября
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 16 октября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
690 год. У Цзэтянь провозгласила себя императрицей Китая (хуанди), что стало уникальным случаем в истории Поднебесной, где верховный императорский титул считался исключительно мужским
У Цзэтянь появилась в императорском дворе в 13-летнем возрасте как наложница китайского императора Тай-цзуна, династии Тан. В гареме она выполняла секретарские функции и продолжала свое образование, но так и не стала фавориткой императора и, предположительно, не была приглашена в его спальню. Поскольку из 14 детей Тай-цзуна не было ни одного от У, ее после смерти императора отправили, по обычаям того времени, в буддийскую обитель. Оттуда, однако, ее вернул сын Тай-цзуна, ставший новым императором под именем Гао-цзун, который определил девушку уже в свой гарем. У быстро стала его фавориткой, оттеснив не только других наложниц, но и саму императрицу Ван. Аристократия роптала: по представлениям того времени, интимные отношения сначала с отцом, а потом с сыном приравнивались к инцесту.
Когда У потеряла ребенка, она обвинила в его убийстве Ван. Скорее всего ребенок умер от удушья из-за врожденного дефекта шеи — точных данных нет, но этот скандал стал поводом для отстранения императрицы, место которой заняла У. Она сумела добиться смещения неугодных министров и чиновников, заменив их на своих ставленников, и родила Гао-цзуну четырех сыновей.
В 674 году У приняла титул Тянь-хоу («Небесная императрица») и стала именовать себя вместе с императором «двумя государями». Любых своих оппонентов она устраняла, не давая им поднять голову. Когда Гао-цзун скончался, У долгое время правила страной, меняя на троне своих сыновей, пока в 690 году не заняла трон самолично. Она отстранила от власти своего сына Жуй-цзуна и провозгласила новую династию — Чжоу.
Фактически У правила страной на протяжении сорока лет, с 665 года до своей смерти в 705-м. Период ее правления ознаменовался широкой экспансией Китая, в частности вторжением в Центральную Азию и Корею, а также бурным развитием культуры. При ней религии даосизм и буддизм перешли под покровительство государства.
У — единственная женщина за всю четырехтысячелетнюю историю Китая, обладавшая верховным титулом. После смерти У на трон вернулся ее сын Чжун-цзун в качестве императора восстановленной династии Тан.
1910 год. Российские футболисты со счетом 5:4 выиграли в Петербурге свой первый международный матч у чешской команды
Футбол в России появился в конце XIX века благодаря англичанам, которые создавали футбольные кружки в крупных городах страны. Поначалу эта игра воспринималась как потеха для публики, а команды состояли преимущественно из англичан. Первая команда с полностью русским составом игроков появилась в Петербурге в 1897 году. Постепенно игра овладевала массами, стали проводиться чемпионаты Петербурга и Москвы.
Матчи той поры отличались необычайной жестокостью: игроки боролись по колено в грязи, играли без правил, футболисты покидали поле без зубов, с разбитыми руками и ногами. Да и сама игра сильно отличалась от современного футбола: мяч редко гостил на земле, летая по воздуху от игрока к игроку, от ворот до ворот; защитники старались как можно выше отбить мяч, а наиболее высокая «свеча» вызывала аплодисменты публики. Вратари редко ловили мячи, стараясь отбить их руками, а низовые — ногами, а для нападающего высшей доблестью считалось затолкнуть мяч в ворота вместе с голкипером. Судьи сквозь пальцы смотрели на толчки, удары по ногам, подножки и даже захваты из арсенала регби, так как это считалось проявлением настоящего спортивного характера, мужества и атлетизма.
В августе 1901 года был создан первый в России городской орган управления футболом — Санкт-Петербургская футбольная лига. С того же года стали проводиться регулярные соревнования на первенство Санкт-Петербурга.
Первые международные встречи футболистов России состоялись в октябре 1910 года, когда страну посетила сборная чешских клубов под названием «Коринтианс». Костяк ее составляли игроки уже тогда знаменитой «Славии». Чехи приехали после успешного турне по Европе, овеянные славой одержанных побед. «Из вагона первого класса вышли одиннадцать мировых футболистов, приехавших в Петербург, чтобы обучить наших футболистов, как следует играть», — писал «Петербургский листок».
До этого самые дорогие билеты на футбольные матчи стоили 30 копеек, что соответствовало самым дешевым билетам в театр, хотя чаще плата за вход вообще не взымалась — футболу еще не под силу было тягаться с театром, эстрадой или цирком. Поэтому организаторы были шокированы, узнав, что за час до старта поединка с чехами в билетных кассах не осталось ни одного из четырех тысяч билетов стоимостью 50 копеек за вход и 1 рубль 10 копеек — за нумерованные места!
16 октября на поле вышли игроки «Коринтианса» в своей полосатой форме и русские — в форме сборной столицы: в малиновых рубашках с желтыми воротниками. Чехи предвкушали легкую победу — днем ранее они размялись на так называемом питерском дубле (сборной Санкт-Петербурга «Б»), разгромив соперника с убийственным счетом 15:0.
Матч начался с быстрого гола русских, после чего они пропустили трижды — 1:3. Чехи успокоились и проснулись лишь тогда, когда счет сравнялся — 3:3. Игра превратилась в упорное противостояние. При счете 4:4 за несколько минут до финального свистка левый инсайд Григорий Никитин заколотил победный мяч. Всего в этой игре Григорий забил четыре мяча из пяти.
Это была сенсационная победа русских. Газеты писали, что питерским игрокам после матча добраться до раздевалки было просто невозможно. Люди, в которых впервые проснулось неистовство болельщиков, качали героев международного дебюта, а духовой оркестр полчаса играл бравурные марши.
После этого чешские гости отправились в Москву, где потерпели поражение от сборной Москвы также с минимальным, но не менее обидным для фаворитов счетом — 1:0.
1970 год. Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс выпустили двойной концептуальный альбом Jesus Christ Superstar (Иисус Христос — суперзвезда) — рок-оперу с Яном Гилланом в главной партии
Хотя мюзикл позже получил одобрение среди лидеров либеральных христианских церквей, он, тем не менее, был слишком спорным, чтобы получить финансовую поддержку, необходимую для сценической постановки. Поэтому композитор Ллойд Уэббер и автор либретто Райс, прежде чем выводить своих персонажей на Бродвей, решили сначала оформить Superstar как альбом. А выходу альбома предшествовал сингл.
Уэббер рассказывал: «Мюзикл об Иисусе Христе! Еще в 1969 году просто одна мысль об этом заставила театральных продюсеров падать от смеха. Но каким-то образом мы с Тимом Райсом убедили MCA записать сингл. Это произошло в то время, когда слияние рока и классики было в моде. The Rolling Stones записывались с лондонским хором Баха. Джон Лорд из Deep Purple написал симфонию для рок-группы и оркестра. Так что я был как ребенок в магазине сладостей, когда мне удалось объединить рок-группу, симфонический оркестр и госпел-хор в первом треке, который был записан и назван просто — Superstar».
Музыкальный альбом является описанием последней недели жизни Иисуса Христа, начиная с его въезда в Иерусалим и заканчивая распятием. В своем либретто Райс в целом следует евангельским текстам, но при этом по-своему трактует многие ключевые моменты библейской истории. По сути, рок-опера выросла из давнего увлечения Райса Иудой Искариотом, которого он задумал не как трусливого предателя Иисуса, а, скорее, как дорогого друга, борющегося с последствиями его растущей известности.
Главную партию в рок-опере исполнил Иэн Гиллан, вокалист группы Deep Purple. Он вспоминал, что ему позвонил Райс и пригласил на прослушивание. Когда Иэн исполнил Child in Time, песню из альбома Deep Purple in Rock, Уэббер и Райс были потрясены и мгновенно утвердили его, к удивлению последнего.
Альбом стал золотым, покорил вершину хит-парада Billboard и проложил путь к сенсационному премьерному показу на Бродвее в 1971 году. Рок-опера Jesus Christ Superstar обрела культовый статус.
2015 год. С Мосфильмовской улицы в Москве похищена бронзовая скульптура Евгения Леонова в образе Доцента из фильма «Джентльмены удачи»
Скульптура была установлена на «Аллее кинозвезд», неподалеку от входа на киностудию «Мосфильм», в 2001 году. Автор памятника Екатерина Чернышёва запечатлела Леонова в тот момент, когда его герой делает «козу», собираясь «выколоть моргалы». На памятнике присутствовали даже наколки, которые были показаны на герое Леонова в фильме.
Возле памятника всегда было много туристов. Они рассматривали его с разных сторон, изучали наколки, терли на удачу «козу», отчего указательный и средний пальцы Леонова-Доцента неизменно блестели… И вдруг бронзовый Доцент исчез.
«Кто его украдет? Он же памятник. Но всем известному доценту в белой майке из комедии «Джентльмены удачи» не удалось устоять на Аллее кинозвезд, — писала в те дни «Комсомолка». — Памятник великому актеру Евгению Леонову наглым образом кто-то украл в ночь на 16 октября. Тревогу ранним утром стали бить местные жители. Мол, куда доцент делся? Не сам же ушел? На реставрацию забрали? В «Мосфильме» сразу сказали, что памятник не является их собственностью, поэтому сотрудники не забирали его и очень сожалеют, что он пропал… Служебно-розыскная собака взяла след и довела оперативников до начала Мосфильмовской улицы. Но далее след оборвался, предположительно, там доцента погрузили в машину и увезли в неизвестном направлении».
Момент кражи попал на камеры видеонаблюдения. На записи было видно, как воры грузят памятник в «Газель» и скрываются с места преступления. В тот же день похитители были задержаны — ими оказались пятеро мигрантов из Средней Азии, которые сдали скульптуру в пункт приема металлолома за 40 тыс. рублей. Вскоре был обнаружен и сам памятник. Точнее, то, что от него осталось. Распиленный на части и кусочки поменьше, он находился в пункте приема металлолома в Западном округе столицы и представлял собой печальное зрелище.
Уголовные дела были возбуждены как в отношении похитителей, так и сотрудников компании, принимающей цветмет. «Памятник Леонову я сразу узнал, — честно признался в ходе следствия сотрудник приемки. — Но все-таки принял. Черт попутал…». Зато пятеро похитителей понятия не имели о том, что это за памятник — для них он был всего лишь куском бронзы. О великом актере Леонове и культовой комедии «Джентльмены удачи» они впервые услышали от следователя. В мае 2016 года суд приговорил похитителей к 2,5 годам колонии.
Сразу после похищения памятника между кинематографистами возник спор, надо ли его восстанавливать. Триггером стало провокационное заявление Станислава Говорухина: «Меня всегда раздражала эта дешевка. Это надо умудриться — из всей фильмографии хорошего артиста выбрать плохо сыгранного придурка. Не нужно это уродство восстанавливать».
Автора сценария «Джентльменов удачи» Георгия Данелия задели слова коллеги о качестве актерской игры Леонова — в ответ он иронично назвал Говорухина «молодым, подающим надежды режиссером». А само похищение квалифицировал как «вандализм и оскорбление миллионов зрителей, любящих «Джентльменов удачи».
Екатерина Чернышёва заявила, что сделать точную копию памятника ей будет несложно, так как у нее остались гипсовые формы, и назвала ориентировочную стоимость нового Доцента — 1,6 млн рублей, из которых 500 тыс. составляет цена бронзы.
В сентябре 2016 года на «Аллее кинозвезд» торжественно открыли восстановленный памятник. Выступая на церемонии, Никита Михалков сказал: «Данелия просил передать благодарность тем, кто спер этот памятник, потому что сегодня есть еще один повод вспомнить его картину и Евгения Павловича Леонова. Я готов каждый год открывать памятник Леонову, если он будет пропадать».
Читайте также:
- Первая авиакатастрофа в России и попытка депортации Леннона из США. Этот день в истории: 7 октября
- Полет Белки и Стрелки, угон Ту-154 в Пакистан, Иэну Гиллану — 80. Этот день в истории: 19 августа
- Почему Москва не стала Сталинодаром и триумф советского футбола на Евро-1960. Этот день в истории: 10 июля