Квартиры-«коммуналки»: разбираемся, кто за что платит
Как начисляют коммунальные платежи в квартирах с раздельными лицевыми счетами, какие ЖКУ могут рассорить даже миролюбивых соседей и что грозит должникам, разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».
Сегодня квартиры с общей кухней называть коммунальными было бы неправильно. Однако уклад жизни нескольких семей под одной крышей мало изменился за десятилетия, определение «коммуналка» по-прежнему в ходу.
В большинстве таких квартир два раздельных лицевых счета (л/с), но может быть и три, и четыре — в зависимости от количества изолированных комнат, которые занимают семьи, в том числе состоящие из одного человека. Например, на обслуживании РСЦ № 3 Фрунзенского района 283 квартиры с двумя л/с и 15 — с тремя л/с. Всего же в столице, как сообщили в филиале «Единый расчетно-справочный центр г. Минска», насчитывается более 6 тыс. квартир с общей кухней.
«Коммуналка» может полностью находиться в собственности нескольких совладельцев или частично: одна комната приватизирована, другая — нет. Либо же вся квартира государственная, точнее коммерческая, — такой статус обрели не приватизированные до 1 июля 2016 года жилые помещения. Так что делить квадратные метры могут собственник и наниматель, состоятельный человек и безработный, одинокий студент и семья с малышами, разведенные супруги, вступившие в наследство брат с сестрой…
На каждый из разделенных л/с приходит жировка. Оплата жилищно-коммунальных услуг является, пожалуй, основным поводом для выяснения отношений и даже судебных разбирательств между соседями по «коммуналке».
Как пояснил начальник РСЦ № 3 Фрунзенского района Александр Филимоненков, во владении или пользовании семьи находится не только занимаемая ей жилая площадь в виде одной или нескольких комнат, а доля в квартире, включая коридор, санузел, кухню, то есть места общего пользования. Рассмотрим, к примеру, стандартную приватизированную двушку общей площадью 48 кв. м с двумя раздельными л/с. В одной комнате, площадью 17 кв. м, проживает семья из двух человек, в другой — в 13 кв. м — из одного. Доля первого собственника составляет 56 % от площади квартиры, или 26,88 кв. м, а второго — 44 %, или 21,2 кв. м.
— Согласно долям и количеству зарегистрированных каждый совладелец оплачивает ЖКУ — эти данные он видит в своей жировке. Кстати, информация о потребленных коммунальных услугах в целом по квартире в извещениях не отображается, — уточняет А. Филимоненков. — По начислениям за большинство услуг обычно вопросов и разногласий не возникает. Используемый программный продукт АИС «Расчет-ЖКУ» с учетом действующих тарифов производит расчет платы за ЖКУ соразмерно долям в квартире и количеству зарегистрированных жильцов и выводит данные для конкретного лицевого счета. И все же между плательщиками возникают конфликты, в частности по поводу оплаты водоснабжения и канализации. Ведь каждый жилец в санузле и на кухне использует разное количество воды.
Довольно распространенная ситуация — когда в одной семье чаще принимают водные процедуры, вместо душа предпочитают полежать в ванне. В другой же стараются экономить либо просто не испытывают нужды в больших объемах H₂O. Или к одному из совладельцев приехали погостить на неделю-другую родственники, и потребление воды возросло. Однако в итоге общий расход делится на всех зарегистрированных в квартире, такой порядок предусмотрен действующим законодательством. Если это 12 куб. м в месяц на трех человек, как в приведенном выше примере, то в одной жировке будет выставлено к оплате 8 куб. м, в другой — 4 куб. м. При отсутствии индивидуальных приборов учета на каждого зарегистрированного жильца объем потребленной воды считается по нормативу 260 л в сутки, или 7,8 куб. м в месяц (30 дней) с применением экономически обоснованного тарифа. Соответственно, по специальным формулам высчитывается и доля за подогрев воды.
— Проживающие вместе собственники или наниматели должны уметь договариваться, вникать в положение друг друга. Взаимопонимание — залог их мирного сосуществования, — убеждена начальник управления по учету, расчету и начислению платы за жилищно-коммунальные услуги единого РСЦ Минска Наталья Чернуха. — Нередко бывает, что один из обладателей доли в квартире уезжает в отпуск, командировку, ложится в больницу на длительный срок. При отсутствии по месту постоянного жительства более 10 суток подряд он имеет право на перерасчет платы по некоторым ЖКУ, но он не производится за воду при наличии ИПУ. Отсутствовал или нет — все равно в извещениях будут выставлены начисления по данной услуге пропорционально количеству жильцов. Как быть? Есть три варианта: достигнуть соглашения с соседями по уменьшению суммы согласно количеству дней, которые совладелец провел вне квартиры; разбираться в суде; смириться и заплатить, сколько начислено.
Впрочем, чаще всего яблоком раздора выступает электроэнергия. Допустим, у условного совладельца-одиночки из электроприборов работают лишь телевизор в комнате да холодильник на кухне. Соседи же по «коммуналке» кроме аналогичной техники используют такие «электротранжиры», как фен, пылесос, стиральная машина, микроволновка, электрочайник. При этом в филиале «Энергосбыт» РУП «Минскэнерго» отмечают: производство взаимных расчетов за электроэнергию является обязанностью самих жильцов, а спорные вопросы рассматриваются судами. То есть, опять же, надо договариваться. Еще нюанс: оплачиваемый по более низким тарифам лимит электроэнергии для квартир с электро- и газовыми плитами в 250 кВт*ч и 150 кВт*ч применяется и для «коммуналок» независимо от количества раздельных л/с.
Теоретически в квартире можно установить раздельные счетчики электроэнергии на каждый л/с. Но для этого, по информации «Энергосбыта», жильцам-соседям необходимо за собственные средства выполнить комплекс мероприятий: получить технические условия на электроснабжение квартиры от владельца электрических сетей; разработать и согласовать проект; произвести электромонтажные работы; получить заключение госэнергонадзора о возможности ввода электроустановок в эксплуатацию; заключить отдельный на каждую семью договор электроснабжения.
Неудивительно, что соседи по «коммуналке» предпочитают пользоваться одним счетчиком.
Задолженность по оплате ЖКУ в таких квартирах — больная тема не только для коммунальщиков, но в определенной степени и для исправно оплачивающих жировку соседей должника. Хотя бы потому, что последний продолжает пользоваться коммунальными благами наравне с другими как ни в чем не бывало.
— На 1 февраля текущего года задолженность по оплате ЖКУ сроком более 2 месяцев в квартирах с общей кухней числилась по 1 075 лицевым счетам, — констатирует главный специалист единого РСЦ Минска Элла Лазарева. — По многим таким адресам долги имеют только отдельные семьи, но им технически невозможно приостановить оказание услуг по водоснабжению-канализации и электроэнергии — счетчики стоят на всю квартиру. Бывают и такие ситуации: более двух месяцев игнорировали жировки обладатели всех лицевых счетов в квартире, им произвели отключения. Один из совладельцев погасил долг по своей доле, оплатил подключение, в квартире снова появились свет и вода, но пользуются этими услугами и соседи-неплательщики. Финансово это не отражается на законопослушных жильцах — они оплачивают ЖКУ соразмерно своей доле в квартире. Случаются и весьма запутанные истории. О неразрешимой пока проблеме по взысканию задолженности рассказала начальник РСЦ № 2 Партизанского района Галина Ильницкая. В трехкомнатной квартире в доме № 10 на ул. Ванеева имеется 2 раздельных л/с. К первому относятся две комнаты, которые занимает семья как государственное жилье коммерческого использования. Ко второму — одна небольшая комната площадью 11,6 кв. м, находящаяся в собственности двух человек — гражданки России, не зарегистрированной по данному адресу, и дочери ее покойного супруга. Совладелица из России имеет в квартире небольшую долю, но лишь по ней числится задолженность по оплате ЖКУ. Она возникла более трех лет назад и на сегодня составляет 867 рублей основного долга и 2 436 рублей пени.
— Гражданка России в квартире не появляется на протяжении нескольких лет, не оплачивает коммунальные счета, где она проживает, неизвестно, так что связаться с неплательщицей нет возможности, — посетовала Г. Ильницкая. — По нашему обращению в правоохранительные органы ее даже объявляли в розыск, но результатов пока нет. Не исключено, что женщина просто забыла о своей небольшой собственности. Нюанс в том, что она владеет не изолированной комнатой, а только частью. Но и эту часть можно продать второй совладелице, которая, кстати, проживает в этой комнате и оплачивает ЖКУ согласно своей доле.
К должникам из «коммуналок» предпринимается стандартный комплекс мер воздействия вплоть до выселения в судебном порядке.
— Нанимателя выселяют без предоставления другой жилплощади. Собственником по решению суда об отчуждении должна быть произведена принудительная продажа жилья. При этом в первую очередь из суммы вырученных средств погашается долг за ЖКУ, а остаток бывший собственник вправе потратить по своему усмотрению, в том числе на приобретение другого жилого помещения, — резюмировала Э. Лазарева.