Лабиринты памяти и новые смыслы: «Осенний салон — 2025» стартовал в столице
«Осенний салон — 2025» открылся в столичном Дворце искусства 5 сентября. Выставка в этом году особенно богата на неожиданные визуальные решения и разнообразие техник — от традиционных до экспериментальных. Чем удивляют белорусские таланты, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
«Осенний салон» снова стал пространством для встреч с личной памятью, коллективными архетипами и неожиданными художественными формами. Некоторые работы трогали душу, другие вызывали споры, а третьи — просто заставляли улыбнуться или задуматься. Как, например, та, где среди множества ярко-желтых конфет «Столичные» одна — красная, грильяж. Простая композиция с мощным посылом: «Выделяйся».
— Это ведь про то, как среди привычного и безопасного вдруг появляется нечто настоящее — живое, иное. И ты уже не можешь это не заметить, — отметила одна из посетительниц Наталья.
Много откликов вызвала работа Антона Борздого — «Красный ковер». Зрителям она напомнила интерьеры 1990-х, когда ковры висели на стенах почти в каждом доме. Поверх узнаваемого узора художник нанес изображение девушки, похожее на портреты, создаваемые нейросетями.
— Это будто сцепка прошлого и цифрового настоящего. Ретро и нейро, — рассказал минчанин Михаил. — Я думаю, что для автора это способ поговорить о том, как технологии подменяют, а иногда и переписывают личную историю.
С противоположным настроением — керамические и витражные объекты Анастасии Чадий. Свет мягко преломляется через стекло и глазурь.
— Это не скульптуры, а молитвы. Тихие, незаметные, но сильные, — поделилась одна из гостей выставки.
Группа IRRA, в состав которой входят Полина Кузьмицкая, Наталия Жданович и Ирина Ромбальская, в своей инсталляции Flashback работает с идеей, что даже самые яркие воспоминания — уже не реальность, а реконструкция. Пространство, собранное из образов и звуков, затягивает в полузабытое состояние.
— Ностальгия — это монтаж. Память — просто красивая история, которую мы сами себе рассказываем, — пояснила работница Дворца искусств Мария. — Работа одновременно трогает и тревожит: ты вдруг ловишь себя на мысли, что скучаешь по тому, чего, возможно, никогда не было.
А вот картина «Болельщики» Анастасии Гуленковой — совершенно в другом настроении: котята на фоне стадиона «Динамо».
— Это же наш внутренний мир после интернет-мемов — сюрреалистичный, милый и тревожный, — заметила юная посетительница Валерия.
Пожилой мужчина рядом качает головой.
— Я бы такое дома точно не повесил. Но посмотреть интересно, — добавил он.
Знакомые и уже любимые зрителями зайцы Алеси Скоробогатой снова вернулись в «Салон». На этот раз особенно трогательной показалась работа, оформленная в деревянной раме, напоминающей окно деревенского дома. А в «Морковном клубе» заяц сидит в компании лиса и медведя — все они будто вышли из сказки, которая в детстве была только в голове.
— Я каждый раз к ней подхожу, как к старому другу. Эти зайцы — как воспоминания, которые не стареют, — подчеркнула минчанка Алла.
Глубокую концептуальную ноту задала инсталляция арт-группы К.А.К. — «Архетипы преображения», созданная под впечатлением от книги Морин Мердок. Три этапа женского пути — от погружения в тень до духовного просветления — представлены через символические объекты: колодец, лабиринт и яйцо. Зритель не просто наблюдает, а сам становится частью ритуала.
Анастасия Стешиц в своей серии представила книги, залитые эпоксидной смолой, с включениями из природных материалов. Одна из них, «Непрочитанные легенды: чаща», словно содержит в себе не рассказ, а поглощенную им душу. В тексте, сопутствующем работе, говорится: «Она не заметила, как углубилась в чащу, а когда обернулась — дороги назад уже не было. Теперь ее голосом шепчут листья».
Армию серьезных героинь представила Ольга Анашкина: десять скульптур женщин-воительниц в духе поп-арта. Каждая — с собственным характером, позой, выражением.
— Это как супергероини из мира, где женская сила не объясняется. Она просто есть, — прокомментировал житель столицы Андрей.
На контрасте с ними — скульптура «Зевс». Огромный бык, олицетворяющий миф о похищении Европы, плывет в своей статике. Его можно трогать, двигать, даже садиться. Работа оказалась особенно популярной у гостей.
— Он как будто живой. Не страшный, но мощный. Плывет — и тебе хочется плыть за ним, — рассказал посетитель Григорий.
Осенний салон в этом году не пытается объяснить, как устроен мир. Он скорее напоминает: у каждого из нас свой внутренний архив, свой личный лабиринт, своя чаща. И иногда единственный способ найти себя — это чуть-чуть потеряться.
Фото автора
Читайте также:
- Мир за пределами бытовухи: в столице проходит экспериментальная выставка современного искусства
- «Рыбный день», «Служебный роман» и орден для «Битлз». Этот день в истории: 26 октября
- «Осенний салон» открылся во Дворце искусства
- Руководитель ТЦ «Столица» — о развитии торгового центра, TikTok-парке и модных показах
- Цены заоблачные. Что и почем предлагают молодые художники на «Осеннем салоне»