Личный рецепт долголетия балерины и педагога Клары Малышевой
Искусству отдано 70 лет жизни. Обучение профессии, 22 года на сцене и почти 40 лет педагогической деятельности.
В своем уважаемом возрасте Клара Николаевна Малышева поражает ясностью ума, глубоким проникновенным взглядом прямо в душу, завидной физической формой. Поэтому первый вопрос напрашивается сам собой.
– Есть ли у вас какой-то личный рецепт долголетия?
– Я занимаюсь любимым делом, много работаю. Еще год назад вела два класса в Белорусской государственной хореографической гимназии-колледже, сейчас остался один. К сожалению, в прошлом году сломала ногу, перенесла операцию, в связи с этим пришлось уменьшить нагрузку. А вообще стараюсь не обращать внимания на неприятности и проблемы и больше улыбаюсь.
– Выходит, главный секрет – работа?
– Пока меня Всевышний бережет. Надо работать, надо двигаться.
– Считаете, что физическая активность молодит?
– Да. Она заставляет бороться с недугами, не киснуть. И важно быть в хорошем настроении. Я и другим говорю: больше улыбайтесь. И воспринимайте плохое как временное. Оно уйдет, а ему на смену обязательно придет хорошее.
– У вас большой профессиональный опыт. Видели и сами вырастили не одно поколение танцовщиков. Чем отличается нынешнее поколение балетных?
– На мой взгляд, чего не хватает и нашим учащимся, и многим артистам балета – эмоциональности, отдачи и внутренней наполненности. Смотрю спектакли и вижу – в лицах мало одухотворенности. Иногда балерина танцует «Жизель» или «Лебединое озеро» – недостаточно эмоций. При этом техника танца выросла, появились новые элементы, требования намного выше. Но помимо техники, которая, безусловно, должна быть на уровне, хочется видеть и актерскую индивидуальность. Конечно, важна и сама постановка. Но у современных балетмейстеров, к сожалению, зачастую теряется содержание. Они ищут оригинальные элементы, но забывают, о чем номер и ради чего его ставят. Содержание должно быть, чтобы зритель понял, о чем речь.
Не принимаю и переделанные классические балеты. Возьми музыку и сделай свое, оригинальное либретто, свою хореографию придумай. Зачем переделывать классическое наследие, особенно если получается слабее? Вот недавно была балетная премьера в нашем театре. Я, зная произведение, не поняла, о чем постановка. Мне нравится, когда спектакль понятный, красивый и профессиональный.
– Балет – это, по-вашему, прежде всего красота?
– Это должно трогать эмоционально. Я танцевала Эсмеральду в Челябинске, помню, в одной из важнейших сцен такой эмоциональный накал был, что в зрительном зале люди платочки доставали, слезы утирали. А сейчас на спектакле такой реакции публики не увидишь. Может, время другое стало?
– Наверное, сейчас большой выбор развлечений, мы все искушены ими.
– А мне кажется, сухими люди стали, более приземленными. Не хватает нам поэзии, романтизма, искренности, любви. Не говорили раньше постоянно о деньгах, а сегодня это на первом плане. И действительно, жизнь такая, что о природе, поэзии некогда думать. Поэтому и становимся неэмоциональными, сухими. Дни проходят в спешке. О какой любви можно говорить, когда ребенок в семье слышит от старших: «Уроки сделал? Поел?» А надо развивать душу маленького человека, чтобы он был искренний, любящий, сочувствующий. Воспитание другим должно быть. Читать бы побольше детям.
– Мир балета в какой-то мере жесток. Артистов много, а солистов мало. Кого-то это ломает.
– Ты попадаешь в театр, и надо продолжать работать над собой, а многие успокаиваются. Ждут чего-то. Никто не сделает тебя ведущей балериной, если не проявишь себя в репетиционном зале. Я говорю своим ученикам: «Полюбите профессию, отдайтесь ей полностью». Надо хотеть заниматься, знать свои недостатки и исправлять их. Если ребенок старается, то даже скромные данные можно развить. Привожу в пример Уланову, которая имела очень средние данные, но стала мировой знаменитостью. Она брала своим драматическим даром, отношением к профессии.
– В классе у вас человек 20, а талантливых сколько?
– Может быть один. А остальные средние, их надо учить, возможно, кто-то своим трудом, настырностью выйдет в лидеры. Если любить свое дело, то можно добиться многого. А бывает, что данные все присутствуют, начинаешь учить – внимания мало, воли нет, память средняя, без этих качеств очень сложно подниматься вверх. Дисциплина, внимание, воля, память – вот это главное в человеке, который занимается искусством. К сожалению, терпения и трудолюбия у детей сейчас мало. То ли мешает им что-то: компьютеры, гаджеты?
– Один из мифов балета – зависть, интриги коллег – хорошо продемонстрирован в фильме «Черный лебедь». Это миф или приходилось в действительности сталкиваться с подобным?
– Зависть в искусстве есть всегда, но в моей практике она никогда не переходила границ дозволенного. Разве что кто-то из недоброжелателей в прежние времена мог анонимку написать. Но явного вредительства не было. Там, где я работала, – в Горьком, в Минске, такого не случалось. Хотя зависть чувствовалась, неприязненные взгляды, когда выходишь на сцену, но я мысленно ставила себе заслон от недоброжелателей.
– Кого из своих последних учениц выделяете?
– У меня много выпускников, которые работают в других городах и за границей в качестве ведущих солистов балета. А в нашем театре оперы и балета не могу не назвать народную артистку Беларуси Людмилу Кудрявцеву. Яна Штангей пришла в труппу в 2014-м, но уже танцует сольные партии. В прошлом году она от Беларуси участвовала в танцевальном «Евровидении», но нас не предупредили, что нужен современный танец, поэтому показывали классику в отличие от остальных конкурсантов. Еще одна моя ученица, второкурсница Ксения Ржевская недавно заняла второе место на международном конкурсе в Италии.
– Вы много работаете с японскими учащимися…
– С 1989 по 2005 годы ежегодно ездила в Японию на мастер-классы, по всей стране в разных городах и разных студиях по нескольку дней давала уроки. И японцы приезжают в Минск на обучение. Сейчас у меня несколько учениц из Страны восходящего солнца.
Дополнительная информация
Клара Малышева училась в Горьковском, а затем Пермском хореографическом училище. Танцевала в Горьком, Челябинске. В 1965 году вместе с мужем, балетмейстером Отаром Дадишкилиани, приехала в Минск. В ее творческой копилке более 20 сольных партий в разных спектаклях. Завершив танцевальную карьеру, с 1977 года в течение 15 лет была художественным руководителем Минского хореографического училища (ныне Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж), потом преподавателем этого учебного заведения. Заслуженная артистка РСФСР, народная артистка Беларуси. Дочь и сын – Нателла и Денис Дадишкилиани также стали танцовщиками.
Клара Николаевна 31 декабря отметила юбилей. По ее собственному признанию, 2015 год для нее особенный, потому что помимо личного праздника на это время пришлись еще три юбилея. 70-летие Пермского хореографического училища, которое она заканчивала, такая же дата у Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа, где работает юбиляр, и конечно, 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Фото Алексея Колесникова