Лишь пять владельцев электрокаров пользуются услугами охраняемых автостоянок. В чем причина
В столице 110 охраняемых автостоянок, и только на пяти из них хранятся электромобили. А что же остальные «электрички», которых сотни в городе? Почему их владельцы не спешат занять свободные места, разобрался корреспондент агентства «Минск-Новости».
Тариф высокий
За разъяснениями наш корреспондент отправился в государственное объединение «Гаражи, автостоянки и парковки», в ведении которого находятся все эти объекты. Генеральный директор Андрей Зырянов подтвердил информацию о том, что в настоящий момент лишь пять владельцев электрокаров пользуются их услугами. Почему так мало?
— Мы разговаривали с водителями экологичного транспорта, и те в один голос говорят: если бы на стоянках можно было не только хранить авто, но и попутно их заряжать, количество желающих заключить с нами договор оказалось бы намного больше, — объясняет руководитель. — Приобретать и устанавливать на наших объектах стационарные электрозарядные станции (ЭЗС) наподобие тех, что использует Malanka, довольно накладно. Для нас выгоднее было бы размещать зарядные устройства типа Mode 1. Они предполагают подключение машины к питающей сети переменного тока с использованием стандартизованных штепсельных розеток, а также силовых проводников и проводников защитного заземления. И мы продвинулись в этом вопросе. В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли разъяснили, что наше предприятие вправе беспрепятственно на недискриминационной и равной с государственным оператором (производственное объединение «Белоруснефть») основе выбирать места размещения ЭЗС, их тип и количество. Поэтому разработали проект, в качестве эксперимента оборудовали розетку на автостоянке № 13 на ул. Б. Берута. Но на этом все и закончилось.
По словам А. Зырянова, заряжать транспортные средства по льготным тарифам, как было задумано, не представляется возможным. Об этом сообщили в филиале «Энергосбыт» предприятия «Минскэнерго». Более того, выяснилось, что вид зарядки Mode 1 по своему конструктивному исполнению не имеет функции контрольного управления и системы персональной защиты от поражения электротоком. По информации из открытых интернет-источников, из-за низкого уровня защиты при подключении электромобиля к бытовой электросети и большой вероятности перегрева силового проводника такой тип зарядки в некоторых странах запрещен к применению.
— Но позвольте, множество владельцев электрокаров без всякой опаски заряжают личный транспорт с использованием обычных домашних розеток, установленных в частных домах, — замечает А. Зырянов. — И это не запрещено. Тем более что транспортные средства, оснащенные аккумуляторной батареей, имеют защиту от перенапряжения.
— Всем требованиям электробезопасности, как сказано в ответе на наше обращение, наиболее полно отвечают электрозарядные станции Mode 2, Mode 3 и Mode 4, — продолжает собеседник. — Однако размещать их на наших объектах нецелесообразно по экономическим соображениям. Гособъединению рекомендовано воздержаться от намерений развивать в сфере оказания услуги по зарядке электромобилей ЭЗС типа Mode 1 — до урегулирования уполномоченными государственными органами этого вопроса в законодательстве. А пока нам предлагают заправлять электротранспорт по повышенным тарифам, что крайне невыгодно клиентам. Мне такое решение непонятно, оно довольно странное, если учесть, что в стране, напротив, создают условия для владельцев электротранспорта. Важным в этом плане стал Указ Президента Беларуси «О стимулировании использования электромобилей». Документом предусмотрены меры, которые призваны стимулировать спрос на электромобили, создавать в стране соответствующую зарядную и сервисную инфраструктуру.
Будущее за «электричками»
Было интересно узнать мнение одного из немногих владельцев электромобилей, который пользуется услугами предприятия. Знакомство состоялось на той самой автостоянке № 13 на ул. Б. Берута, где установлена, но до сих пор не запущена в эксплуатацию защищенная розетка.
— Услугами стоянки пользуюсь на протяжении двух лет, — рассказывает Артем, владелец Tesla Model S. — Здесь очень удобно хранить машину, поскольку живу неподалеку. Во дворе, как правило, свободных мест не находится.
— Довольны своей машиной?
— В принципе, да. Не нужно думать о замене масла, фильтров. Меняешь резину и ездишь. Но главное — получил другой опыт вождения. Это первая моя «электричка». Раньше у меня был BMW, и сегодня я не хотел бы возвращаться к бензину. Хотя есть моменты, которые не нравятся. К примеру, зимой заряд довольно быстро расходуется. Сейчас заряжаюсь раз в полторы недели, в зимнее время — примерно раз в неделю.
— А где заряжаетесь?
— Метрах в 300 отсюда расположена ЭЗС. Ставлю туда машину на ночь, а утром забираю заряженную. На табло при этом показывает запас хода в пределах 390 км. Зимой будет меньше. Вижу, на этой стоянке присутствует розетка, но она, как понимаю, пока не работает. А было бы удобно хранить авто и попутно ставить его на зарядку. Уверен, клиентов стало бы намного больше.
— Как считаете, будущее за электромобилями?
— Если инфраструктура продолжит развиваться, то однозначно да. Для нас важно, чтобы оборудовали побольше станций, где можно было бы пополнить запас энергии в течение 20 минут. И чтобы находились они не только в городской черте, но и на загородных трассах. Пока же быстрых зарядок не хватает.
Бонус для клиентов
Уходя со стоянки, обращаю внимание на вывеску с надписью: «Имеются свободные места». Из 27 тыс. машиномест на 110 автостоянках предприятия остаются свободными 10 058.
— Автовладельцам проще оставлять машины вдоль проезжей части либо во дворах, как можно ближе к подъезду, нежели пользоваться услугами охраняемых стоянок, — отмечает А. Зырянов. — Вот и получается, что дворы переполнены транспортом. При этом автомобили часто паркуются с нарушением правил, что небезопасно для пешеходов, особенно детей.
Согласно ПДД, запрещена стоянка транспортных средств с технически допустимой общей массой свыше 3,5 т вне специально отведенных мест, обозначенных дорожным знаком «Место стоянки».
Как заметил гендиректор «Гаражи, автостоянки и парковки», наряду с хранением машин автовладельцам планируют оказывать и дополнительные услуги. В этом году в качестве эксперимента на 13 объектах разместились пункты шиномонтажа. Кроме скидки на «переобувку» колес клиенты получат также возможность бесплатного сезонного хранения шин. В будущем на стоянках планируют организовать мойки самообслуживания, веломастерские, мобильные СТО по замене масла и небольшому ремонту автомобилей, где в обязательном порядке предусмотрят скидки для владельцев авто, хранящихся на стоянках объединения. Юридическим лицам предлагают на ул. Тростенецкой проходить предрейсовый осмотр маршрутных транспортных средств медицинским работником и механиком.
— Мы понимаем, что не всегда автовладельцам удобно добираться до стоянки, которая расположена на окраине города, — подытожил А. Зырянов. — Но ведь есть и другие, и там ожидают своих клиентов. Наши стоянки работают круглосуточно. Пожалуйста, приезжайте.
Фото автора