Лукашенко обозначил пять основных проблем в системе высшего образования
Пять главных проблем, характерных для системы высшего образования и требующих решения, озвучил Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 февраля на встрече с членами Республиканского совета ректоров вузов, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.
Глава государства напомнил, что на совещании по актуальным вопросам деятельности БГУ 25 августа 2023 г. он обозначал ряд проблем в системе высшего образования. Президент поинтересовался, что сделано для их решения, и конкретизировал самые актуальные. Они касаются востребованности и качества национального образования, распределения и отработки после обучения, ситуации с кадрами в профессорско-преподавательском составе, идеологической и воспитательной работы со студентами.
Спрос и предложение на рынке труда
Первая обозначенная проблема — разрыв между спросом и предложением на рынке труда. Подготовку непрофильных специалистов, низкую закрепляемость на первом рабочем месте, уход из профессии А. Лукашенко назвал непозволительной роскошью для нашего государства. Он потребовал от ответственных лиц объяснить факты уклонения от отработки.
Белорусский лидер ориентировал на подготовку кадров под потребность отечественного реального сектора, отметив, что в этом вопросе пока не видно системной работы министерств экономики, образования, труда и соцзащиты, да и губернаторов. По словам Президента, правительство тоже не стало координатором процессов, происходящих в образовании.
Востребованность отечественного высшего образования
Другая проблема связана со стремлением выпускников получить высшее образование за границей. По словам А. Лукашенко, такая тенденция есть, но она не катастрофическая. Он поинтересовался у присутствующих, является ли это некой модой или объективным выбором.
— Это будущая элита государства. Нашего государства. Как вы за них боретесь? Конкретный вопрос, на который я хотел бы услышать конкретный ответ. Конечно, они могут вернуться, но с совершенно перевернутым сознанием, — сказал А. Лукашенко.
Он также попросил объяснить дефицит кадров по востребованным специальностям и озвучил информацию о том, что целевая подготовка не решает проблему.
— И для чего мы создали столько профильных классов, если менее 30 % выпускников этих классов поступает по профилю? — добавил Глава государства.
Речь шла также о качестве учебных программ: своевременно ли их обновляют, внедряются ли новейшие технологии в обучение.
— У меня есть данные: чуть ли не половина студентов сегодня недовольны качеством образования. Мы опросили и старшекурсников, и первокурсников. Вы чем там занимаетесь? Докладывают, вы не успеваете за технологиями, молодые специалисты доучиваются на производстве. А ведь мы требуем у заказчика гарантировать первое рабочее место. Кому нужны такие «специалисты»? — обозначил проблемные моменты белорусский лидер.
По его словам, с другой стороны, если специалисты не отвечают запросам заказчиков, то где участие последних в процессе обучения? Вопросы всем: ректорам, отраслевым министрам и прежде всему правительству.
Кадры в науке и преподавательские
Глава государства констатировал, что молодежь не слишком охотно идет в науку и преподавание, и это третья проблема для системы высшего образования. Кроме того, профессорско-преподавательский состав стареет, но проблема, как подчеркнул А. Лукашенко, не в возрасте. В Беларуси всегда бережно относятся к наработанному годами опыту и мудрости. И дай бог многим сил и здоровья как можно дольше делиться своими знаниями с молодежью. Беспокоит другое: хотелось бы видеть достойную смену.
Образование и политика
А. Лукашенко обратил внимание на то, что образование не может быть вне политики. Их связь в том, что молодым людям не просто помогают освоить профессию, но также формируют их мировоззрение.
— Скажу прямо: вы первые отвечаете за национальную безопасность и несете ответственность за сохранение суверенитета страны. Если среди вас до сих пор работают люди, которые не разделяют наши подходы и нашу политику, государственную идеологию, если вы трудоустраиваете вчерашних шатателей «режима», то какие выводы я должен делать о вас? Вопрос для размышления и принятия решений, — сказал белорусский лидер.
Идеологическая и воспитательная работа
Пятой проблемой для системы высшего образования А. Лукашенко назвал неудовлетворительную идеологическую и воспитательную работу с молодежью. У него по этому поводу много вопросов к вузам, Минобразования, правительству, Администрации Президента, молодежной организации.
По словам Главы государства, что требовать от студентов, если, например, профессор не может или не хочет компетентно ответить им на сложные жизненные, политические вопросы. В такой ситуации никакие концерты и флешмобы не научат детей искренне любить Родину, уважать старшее поколение, беречь историческую правду.
Фото БЕЛТА, видео из Telegram-канала «Пул Первого»
Смотрите также
Читайте также:
А. Лукашенко ориентирует на качество в образовании, в том числе в сравнении с зарубежным
«Надо их встряхнуть». Президент поручил создать рабочую группу и проверить систему образования
Лукашенко пояснил, почему едут учиться в Беларусь из-за рубежа