Материнство без прикрас: в Минске открылась необычная выставка
Материнство — это абсолютная любовь, густо замешанная на тревоге, боли и отчаянии. И если позитивные эмоции принято щедро лить в окружающий мир, то негативные — должно умалчивать. Иначе прилетит от всех «белых пальто» мира. Двойственность материнства наглядно демонстрирует одноименная выставка, которая открылась 10 апреля в столичном музее З. И. Азгура, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Акварель и глина, солома и масло, стекло и вода, трогательные письма от руки и строгие, четко выверенные графики кормления ребенка — экспозиция представляет смесь текстур, которые трансформируются в достаточно абстрактные образы. С одной стороны, вот она — конкретная фигура матери или четко узнаваемый профиль сладко спящего новорожденного. С другой, не все так прозрачно и понятно. Даже стакан воды в центре зала. Кажется, тот самый, что благообразный ребенок должен поднести родителю в старости. Или речь больше про оптимистов и пессимистов, с их разным взглядом на полупустые или полунаполненные емкости?
— Абстрактность была одним из критериев отбора работ, — рассказала один из кураторов выставки «Материнство», старший научный сотрудник Мемориального музея-мастерской З. И. Азгура Ульяна Иващенко. — Пригласить зрителя задуматься, поразмыслить не только над тем, что хотел сказать автор, но и как работа откликается на эмоциональном уровне. Даже если вы пока или уже не имеете отношения к родительской роли.
Второй куратор и одна из авторов экспозиции — Надежда Хмыль. Именно она подала идею показать материнство как оно есть. Показать, что мама — живой человек и имеет право на весь спектр эмоций: боль, злость, одиночество и отчаяние. Главное — не застревать в этих темных материях, находить в себе силы двигаться дальше. В этом, кстати, очень помогают теплые объятия маленьких ручонок, даже если они еще пять минут назад наставили тебе синяков.
У любой экспозиции есть свой маршрут, и «Материнство» в какой-то степени не исключение. Начиная от фигурального «зарождения» новой жизни, мы двигаемся через расщепление (у кого-то буквально на атомы, и это не фигура речи) к познанию, принятию, умилению и той самой беззаветной любви. Естественно, это дорога через тернии, но не факт, что к звездам. На маршруте авторы напоминают нам: женщина многогранна. Она не только мать и дочь, но ученый и творец, яркая дама и уютная хранительница домашнего очага, игривая и уставшая до невменяемости. Об этом полиптих из семи полотен кисти Ирины Котовой, каждое из которых связано лентами.
Связующая тема обыграна и в следующей работе под названием «Глубинная связь». И она не только про пуповину — как моральную, так и физическую — между матерью и ребенком.
— В работе заложена глубинная связь каждого из нас со своим родом, с теми, кто был за поколения до нас, — пояснила куратор. — К этому отсылает гнездо из соломы, с которым связан абрис эмбриона, вышитый красной нитью на полотне.
Одна из самых трогательных работ — «Письмо к Вере». В ней автор Ольга Ранько обращается к своей маленькой дочери. Тот случай, когда самые простые слова пробирают больше, нежели заковыристые метафоры и сравнения. Холстом для писем выступают детские рисунки: в какой-то степени авторский тандем и дебют юной Верочки.
— Выставка говорит со зрителем на разных языках, показывает многообразие образов и эмоций, но лейтмотив один — ты не одинок(а), есть те, кто тебя действительно понимает, а не механически кивает для поддержания разговора, — подчеркнула У. Иващенко.
Своеобразный финал экспозиционного маршрута — картина «Здравствуй, тревога!». Цвета яркие, сочные: оранжевый, розовый, фиолетовый. На первый взгляд, диссонируют с названием. Многие психологи высказывают мнение, что человек в депрессии чаще обращает внимание именно на розовый и фиолетовый оттенки. И чем они насыщеннее, тем серьезнее проблема.
— С одной стороны, яркие цвета — это авторский стиль Дарьи Александровой, — отмечает куратор. — С другой — «игра слов» тут действительно есть. Речь о маске «я в порядке, улыбаюсь, жизнь прекрасна», которую надевают многие мамы, боясь в том числе порицания и осуждения. А под этим цветом скрывается мрак, который на картине выписан демоническим образом той самой депрессии в нарядных одежках.
Выставка проходит по 26 апреля и включает не только экспозиционную часть, но ряд интерактивов. Среди них мастер-класс по фотосъемке детей, медитация и две кураторские экскурсии.
Фото Ирины Малиновской