izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

Мемориальную доску в честь выдающегося архитектора Юрия Григорьева открыли в Минске

Торжественное открытие мемориальной доски в честь архитектора Юрия Григорьева состоялось сегодня в Советском районе, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

IMG 6987 kopiyaС 1956 по 1986 г. Ю. Григорьев прошел путь от простого зодчего до заместителя председателя Госстроя БССР — главного архитектора Минска. Среди его работ — проекты зданий Национального аэропорта Минск, Дома литератора и инженерного корпуса Минского метрополитена на пл. Независимости, ряд зданий научно-исследовательских институтов, крытый каток в парке Горького, студгородок БНТУ на ул. Б. Хмельницкого, студенческие общежития на ул. Октябрьской и многие другие архитектурные объекты, хорошо известные минчанам. Также архитектор являлся разработчиком микрорайонов Зеленый Луг-6 и Чижовка-5.

Ю. Григорьев — почетный гражданин Минска, народный архитектор России, заслуженный архитектор Беларуси, лауреат премии Совета Министров СССР, трех Государственных премий правительства Российской Федерации, а также премии Союзного государства.

IMG 7016 kopiyaIMG 7033 kopiyaIMG 7069 kopiyaВ одном из интервью Ю. Григорьев так раскрывал суть своей профессии: «Ты и художник, и инженер, и социолог, и медик, и прогнозист. Потому что архитектор организует материальное пространство, в котором человек находится: живет, работает и отдыхает. Он взаимодействует с разными специалистами — с конструкторами, электриками, сантехниками, экономистами, которые обрабатывают его идеи. Архитектор — это идеолог, режиссер и дирижер того, что он создает. А строительство — это реализация его творческого замысла».

Что касается архитектуры белорусской столицы, то зодчий был уверен: «У Минска есть своя изюминка — обилие зеленых зон и водно-рекреационных ресурсов. Очень важно не потерять этого».

Мемориальная доска установлена на доме № 15 на ул. Кульман, в котором архитектор жил. В торжественном открытии памятного знака приняли участие родственники и коллеги Ю. Григорьева, а также представители руководства и общественности Советского района.

IMG 7104 kopiya

IMG 7092 kopiya

IMG 7196 kopiyaФото Сергея Пожоги

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Картина эпохи застоя о цинизме и жестокости молодежи. Как снимали фильм «Дорогая Елена Сергеевна»

Пьеса, по которой снимали эту картину, попала под советскую цензуру, и сценарий пролежал на полке долгих пять лет. Однако фильм «Дорогая Елена Сергеевна» в итоге сняли всего за 22 дня. Почему Эльдар Рязанов считал эту картину неудачной и зачем во время съемок бросал стулья в юных артистов — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

e55a824e734a547b125a5d7d70d460f2

О чем кино

Четверо учеников 10 «Б» класса пришли домой к учителю математики Елене Сергеевне, чтобы поздравить ее с днем рождения. Подарили цветы, презенты. Однако выясняется, что истинная цель школьников — выкрасть ключ от сейфа, где лежат их экзаменационные работы. Ребята хотели заменить их на аналогичные без ошибок.

События развиваются так, что каждый из непрошеных гостей проявляет темную сторону своей души.

Добиваясь экранизации

В конце 1970-х молодой драматург Людмила Разумовская училась на Высших театральных курсах при ГИТИСе. Внезапно она получила заказ от Министерства культуры СССР — написать пьесу о трудных подростках. Так родилось произведение «Дорогая Елена Сергеевна». Профессионализм дебютантки оценили, а вот работу не одобрили. Однако в 1981 году пьесу поставили в Таллине и ленинградском «Ленкоме». Началась цепная реакция — более 20 театров Союза перенесли ее на сцену.

Кинорежиссер Э. Рязанов давно хотел снять что-то остросоциальное. Узнал о произведении Разумовской, прочел. Приятели, которым постановщик доверял, отговаривали браться за материал: мол, не его жанр. Но решительно настроенный Эльдар Александрович позвонил Людмиле. Они условились создать сценарий. Сделали это вместе.

Осенью 1982-го Рязанов принес директору «Мосфильма» Николаю Сизову готовую литературную основу ленты. К 9 ноября он ознакомился с произведением и вызвал к себе постановщика. Здесь нужно сказать, что в прошлом Николай Трофимович возглавлял Управление внутренних дел — охраны общественного порядка исполкома Мосгорсовета. Генерал в отставке сказал: «Нас всех посадят, но мы будем снимать это кино!»

aa3dd2b9 3e9b 5ce8 81d8 60e47b39d1f5

Назавтра стало известно о смерти генсека Леонида Брежнева. Вопрос о том, какой будет внутренняя политика при сменившем его на посту главы государства Юрии Андропове, оставался неясным. С постановкой решили повременить. В театрах же пьеса продолжала идти с успехом.

Тем не менее в 1983-м на ее премьере в Уфе побывал первый секретарь местного обкома партии. Он испытал шок от увиденного. На следующее утро позвонил в ЦК КПСС. Сложно поверить, но вопрос о произведении рассматривали на заседании Политбюро. Спектакли запретили. Об экранизации не могло быть и речи. Табу сняли лишь в 1987 году. Тогда режиссер вернулся к задумке и достал сценарий с полки.

Юные звезды

Марина Неёлова безоговорочно согласилась на роль Елены Сергеевны.

Молодых людей, способных сыграть учеников, искали в театральных вузах. Но не всякого студента можно выдать за школяра. Тогда ассистенты пошли в школы с театральным уклоном. В одной из таких — при Московском молодежном театре «На Красной Пресне» — их внимание привлекли десятиклассники Наталья Щукина и Дмитрий Марьянов. Ребята уже снимались в эпизодах. Рязанов утвердил их на роли Ляли и Паши.

Долго не размышляли над тем, кто сыграет Витьку Шевченко. Пригласили 18-летнего Фёдора Дунаевского, только что получившего широкую известность после картины Карена Шахназарова «Курьер».

Имело место одно исключение. Роль заводилы Володи доверили 21-летнему танцовщику Большого театра СССР Андрею Тихомирнову. Пусть он и был высоким, однако выглядел младше своего возраста, говорил слегка робким голосом. Подобное в кино не беда. В кадре его озвучил Олег Меньшиков.

По традиции Эльдар Александрович сыграл в эпизоде собственной ленты. Он перевоплотился в соседа, которого раздражала громкая музыка.

b506f54b6e15a764521cd1fa79079db4

Тяжелый период

Квартиру Елены Сергеевны выстроили в павильоне «Мосфильма». Чтобы избежать театральной статичности, определенные сцены снимали на крыше дома, с которой видна панорама ночной Белокаменной. Вступительный эпизод с купанием героев в озере запечатлели на Удальцовских прудах столицы. Ребятам требовалось изображать изнеможение от жары. Происходило это в октябре, а сама осень выдалась холодной. Температура воды составляла не более +7 °C. Массовка, приглашенная из «Общества моржей», чувствовала себя превосходно, плескалась. А вот школьники посинели. Марьянов заявил: если ему не нальют водки, он нырять не станет. Учитывая несовершеннолетний возраст, Рязанов разрешил лишь растереть спиртным юных артистов. В итоге, чтобы исполнители не слегли с воспалением легких, крупные планы барахтанья в воде позже досняли в бассейне спорткомплекса «Олимпийский».

Любопытно, что режиссер уделял внимание всему, в том числе одежде героев. Он лично попросил студента ВГИКа из Танзании одолжить на время модные клетчатые штаны для героя Ф. Дунаевского!

На съемки потребовалось всего 22 дня. Тем не менее они стали каторгой для Эльдара Александровича. Он привык взаимодействовать с артистами другого уровня, которые относятся к нему с пиететом. А молодые люди часто подвергали осмеянию все, что говорил мастер. Хихикали при читке реплик. Причина в том, что за восемь лет с момента написания пьесы молодежный сленг очень изменился. Школьники второй половины 1980-х не говорили так, как было в сценарии. Тексты казались им искусственными. На просьбы попробовать пересказать написанное собственными словами юные исполнители реагировали тяжело, не умели с ходу импровизировать. Рязанов выходил из себя, по словам Ф. Дунаевского, бросался стульями, а на следующий день извинялся. Кричал, что не может работать с этими чудовищами. Позже, когда остыл, все проанализировал и понял: перенес на артистов свое отношение к наглым и разнузданным персонажам.

2 10

Закончилось тем, что общался с ними через парламентера — второго режиссера Евгения Цымбала.

Премьера ленты состоялась в Москве в апреле 1988-го. Зрителей увиденное шокировало. В прессе писали о неблагополучном поколении, цинизме молодежи. Картина с успехом прошла в Японии, Китае, ФРГ и других странах Европы. Эльдар Александрович же считал этот фильм неудачным. По его признанию, впервые после окончания работы над лентой ему не хотелось жить. Впрочем, если бы кино вышло в начале 1980-х, оно вызвало бы гораздо больший резонанс. Но именно в 1988-м на экранах появились остросоциальная картина «Маленькая Вера», белорусский фильм Валерия Рыбарева «Меня зовут Арлекино», что снизило остроту режиссерского высказывания Рязанова. Поскольку в ту пору был десятиклассником, помню, что говорили ровесники о фильме: «Киношники перегнули с жестокостью. Маловероятная история».

Еще материалы рубрики:

Снять запрет на показ фильма «Комиссар» Александра Аскольдова помог Роберт Де Ниро

Где снимали фильм «Начальник Чукотки», и почему картину пришлось защищать от нападок и закрытия

Почему запретили комедию «Тридцать три», и какое участие в этом приняли космонавты Гагарин и Леонов

Фильм «Мой младший брат» открыл для кино трех знаковых актеров

«Ленин в октябре». Во время съемок этого фильма кинематографистов преследовал злой рок

Сильный ветер и снег ожидаются в Беларуси 16 декабря

В понедельник, 16 декабря, на большей части территории республики синоптики обещают усиление юго-западного и западного ветра. В отдельных районах его порывы достигнут 25-26 м/с, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

Прогноз погоды в Беларуси на 14-16 декабря 2024 годаПрогноз погоды в Беларуси на 14-16 декабря 2024 года

Временами предвещаются осадки: снег и дождь. Ночью и утром местами ожидаются слабые метель и гололед, на отдельных участках дорог будет гололедица.

Ночью в стране похолодает до –3… +3 °С. Днем воздух прогреется до +2 °С… +10 °С. При этом в Бресте ожидается +8… +10 °С, в Гродно — от +7 до +9 °С, в Минске +4… +6 °С, в Витебске, Могилёве и Гомеле — от +3 до +5 °С.