Менск основан на 70–80 лет раньше официальной даты. Какие находки археологов меняют историю
Удивительные открытия сделали белорусские археологи во время раскопок городища на реке Менке в 2024 году. Какие находки подтверждают, что город основан на 70–80 лет раньше, и будет ли изменена дата в официальных документах — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Деревянная крепость
У реки Менки с апреля 2024-го продолжаются масштабные археологические исследования при поддержке правительства. В 2023 году Совет Министров поручил Институту истории НАН Беларуси подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что там существовал древнерусский город, что именно он, возможно, и есть летописный Менск. Ученые приступили к изучению городища. В 2024-м на раскопках проходили практику студенты со всех исторических факультетов белорусских вузов. Сейчас они вернулись в аудитории на лекции, но работы на Менке не остановились. Ведут раскопки как на валах, так и внутри городища. Их продолжат до наступления холодов. Сезон оказался богат на открытия. Его предварительные итоги накануне Дня города подвел заведующий отделом археологии Средних веков и Нового времени Института истории НАН Беларуси Андрей Войтехович.
— В этом году мы сделали упор на исследование деревянных укреплений оборонительного вала городища на Менке, — говорит А. Войтехович. — В его основании обнаружили классические древнерусские укрепления — городни. Расчистили остатки двойных клетей, сооруженных из дубовых бревен. Они составляли основу дерево-земляных укреплений. Средний размер одной такой клети — 14 × 8 м, в высоту они достигали 6–7 м. Стыки, срубы и внутреннюю поверхность этих конструкций обжигали. Меняне заполняли клети глиной и глеем — донными отложениями реки Менки. Все это, как и влажная почва на городище, способствовало защите древесины. Подобной степени сохранности оборонительных сооружений древнерусского периода нет в Восточной Европе.
Три клети аккуратно разобрали и отправили специалистам на консервацию в Гомель. Это небыстрый процесс, он займет около года. Затем деревянные конструкции восстановят в первоначальном виде. Планируется, что фрагменты укреплений городища станут частью будущей музейной экспозиции.
Археологам удалось установить, что задние чашки срубов с течением времени прогнили, просели и завалились внутрь. Менянам пришлось усиливать их, сооружать подсыпки из песка. Со стороны реки ученые обнаружили еще два дополнительных ряда укреплений.
— Это гаковые конструкции, — продолжает А. Войтехович. — Дубовые бревна, уложенные в четыре венца. Их удерживали бревна с крюками на концах, которые называли гаками. Для придания большей устойчивости их крепили в грунт большими деревянными гвоздями. Первый ряд этих оборонительных сооружений заполняли песком и суглинком. Он предназначался для удержания насыпи вокруг начавших заваливаться срубных клетей. Подобные конструкции нашли на территории Польши в Гнезно — в резиденции короля Мешко I. Они датируются серединой X — началом XI века.
Полученные данные радиоуглеродного анализа древесины подтверждают факт того, что укрепления вокруг городища возвели в 990-х годах. В клетях археологи обнаружили 12 деревянных лопат, украшения и наконечник стрелы. Все они датируются концом Х — началом XI столетия, что также подтверждает время возведения клетей.
Сделанные белорусскими учеными открытия позволяют говорить о том, что поселение на Менке в 990-х окружала городня, а значит, оно было настоящим древнерусским городом. На момент описываемых летописцем событий 1067 года оно — крупнейший населенный пункт в округе и, скорее всего, это и есть летописный Менск. Город на Свислочи возвели позднее битвы на Немиге как резиденцию Глеба Всеславича, сына знаменитого полоцкого князя Всеслава Брячиславича.
Центр христианства
Раскопки городища на Менке начали еще в 1950-х. Ученые проводили исследования внутри древнего поселения, его оборонительных валов и жилых посадов вокруг. Они получили множество уникальных материалов, но каждый новый сезон приносит очередные сенсации.
В 2024 году во время раскопок неподалеку от южного въезда нашли три погребения. Они находятся в могильных ямах, перекрытых культурным слоем древнерусской эпохи.
— Это позволяет утверждать, что где-то здесь, в юго-западной части городища, существовала церковь, — продолжает А. Войтехович. — Внутри города людей могли хоронить лишь в одном случае — на прицерковной земле рядом с храмом. Предварительно ученые датируют захоронения XI–XII веками, ведь в них нет инвентаря. По традиции того времени христиан в противовес язычникам хоронили так, как они пришли в этот свет: без оружия, украшений, предметов быта. Скорее всего, это были священники или связанные с церковью люди. Возможно, там погребены и представители местной элиты. Подобные захоронения около храма считались статусными. Археологи взяли образцы для радиоуглеродного анализа, так как эти погребения могли совершить и в XIV–XV столетиях.
О том, что летописный Менск был центром христианства в округе, говорит значительное количество фактов. Во-первых, многочисленные находки нательных крестиков — как скандинавского типа конца Х века, так и киевского (XI–XII). Обнаруженные в 2024 году захоронения свидетельствуют о том, что в Менске была своя церковь. Скорее всего, деревянная. Поэтому археологи планируют продолжить раскопки в юго-западной части городища в 2025-м, чтобы узнать, где она находилась. В 2024 году на Менке нашли позолоченную пуговицу от дорогого облачения священника ХII столетия в византийском стиле. Такое мог позволить себе лишь служитель высокого ранга. Находка подтвердила: Менск оставался центром распространения христианства и в XII веке, когда уже возвели Минск на Свислочи.
Огнем и с мечом
В 2024-м раскопки проводили на территории Малого городища. При прорезке вала также нашли следы деревянных клетей. Они имели такую же конструкцию, как и клети большого вала, стали заваливаться внутрь городища и были подсыпаны.
— Во время раскопок здесь обнаружили множество статусных предметов, — говорит А. Войтехович. — Это боевой топор, наконечники стрел, фрагменты амуниции воинов и конской сбруи, поясные накладки, элементы мужского костюма. Следовательно, на Малом городище размещалась дружина. Там хранили запасы продовольствия и оружия на случай войны.
Археологи отыскали и следы сильного пожара. Пламя бушевало почти на всей площади городища. Это зафиксировали как в 2024 году, так и во время более ранних исследований. Возможно, это следы отмеченного в летописи взятия Менска в 1067-м объединенным войском князей Ярославичей.
Меняя время
Открытия археологов свидетельствуют о том, что Минск значительно старше, чем считалось ранее. Значит, привычная нам дата основания (1067 год) уже неактуальна? Нужно переписывать историю столицы? На эти вопросы ответил директор Института истории НАН Беларуси Вадим Лакиза.
— Принято считать датой основания города его первое летописное упоминание, — сказал В. Лакиза. — Но это не значит, что Минску именно столько лет. Чаще всего населенные пункты старше, чем принято считать.
Обратимся к первоисточнику — «Повести временных лет». В этой летописи сказано, что в 1067-м «Поднял рать в Полоцке Всеслав, сын Брячислава, и занял Новгород. Трое же Ярославичей, Изяслав, Святослав, Всеволод, собрав воинов, пошли на Всеслава в сильный мороз. И подошли к Менску, и меняне затворились в городе. Братья же эти взяли Менск и перебили всех мужей, а жен и детей захватили в плен и пошли к Немиге, и Всеслав пошел против них. И встретились противники на Немиге месяца марта в 3-й день; и был снег велик, и пошли друг на друга». Белорусские ученые установили: Менск существовал до описанных летописцем событий, он стал городом на 70–80 лет раньше официальной даты.
Как пояснил В. Лакиза, открытия, уточняющие даты возникновения городов и деревень Беларуси, не редкость. Особенно если письменные источники дополняют археологические материалы. Тогда ученые Института истории обобщают новые данные, обсуждают их на конференциях с коллегами, а затем направляют их местной власти. Только за последние годы в отделе истории Беларуси IX–XVIII столетий и археографии установили новые даты упоминаний в архивных документах 20 населенных пунктов, среди которых Иваново, Ивье, Лиозно, Логишин, Петриков, Смолевичи, Старобин, Ушачи.
— Приведу один из свежих примеров. Считается, что Дятлово впервые упомянуто в 1498-м. Однако историки нашли более раннюю дату — 1450 год. Поступают и специальные запросы на уточнение данных от администраций. Но, если у историков нет веских оснований, письменные сообщения не коррелируют с археологическими находками, мы не соглашаемся с такими предложениями.
Думаю, многие знают: о том, что город старше, лучше всего говорят археологические материалы. Как при раскопках на Менке. Город там возник в конце Х века, в 1067-м его сожгло объединенное войско Ярославичей. Через какое-то время поселение возвели у Свислочи. Существуют десятки примеров подобных переносов населенных пунктов вместе с названием, — продолжает В. Лакиза. — Минск не исключение. Во время работ мы документально подтвердили гипотезу о том, что наш город первоначально возник на реке Менке, что он старше, чем мы привыкли считать. Потому необходимо переписать раннюю историю столицы с учетом новых открытий. Археологический комплекс на Менке — материальное доказательство более древней истории белорусской государственности! Теперь мы не просто должны — мы обязаны говорить об этом. Конечно, вопрос непростой, мы еще не раз обсудим его в научных кругах, донесем с помощью журналистов общественности. Но ведь как здорово, что в нашей молодой, суверенной и независимой Беларуси мы имеем такую глубокую, насыщенную различными событиями историю!
С необходимостью уточнения даты возникновения столицы согласен и депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Вячеслав Данилович.
— Нельзя разделять историю Минска на Менке и Минска на Свислочи, — говорит он. — Она едина! То, что наш город старше 1067-го, было известно давно. Теперь, когда найдены неопровержимые доказательства этого, есть понимание времени возникновения летописного Менска как укрепленного города, необходима широкая дискуссия. Научное сообщество должно обобщить все полученные в ходе раскопок данные и найти оптимальную и приемлемую для большинства дату основания Минска в границах 990-х годов, когда вокруг городища возвели деревянные укрепления. Тогда мы представим ее широкой общественности, обсудим и только после этого официально изменим.
Фото Анастасии Сарветы и предоставлены Институтом истории НАН Беларуси