Минчанин внес предоплату за подбор машины из Европы и едва не лишился денег. Рассказываем, в чем дело
Две истории на автомобильную тему. Один минчанин, внеся предоплату за подбор машины из Европы, едва не лишился денег. Другой, став курсантом автошколы, осваивал азы вождения самостоятельно. Оба обратились за правовой помощью. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Авто из Европы
— Житель столицы решил приобрести малоподержанный автомобиль из Европы, — рассказывает юрисконсульт Регионального общества защиты потребителей Мария Толстик. — Нашел посредника, специализирующегося в этой области, стороны заключили договор. В документе заказчик конкретизировал свои требования к покупке: авто должно быть определенной марки, иметь соответствующий пробег и укладываться в лимит имеющихся средств. Ценовым потолком стали 10 тысяч евро. Исполнитель не возражал, но также конкретизировал стоимость своих услуг — 2 тысячи рублей. При этом первую тысячу заказчик выплачивает сразу в качестве предоплаты, а вторую — по факту сделанного им выбора.
— Пока ничего необычного. Заказчик поступает грамотно: исполнитель материально заинтересован и приложит все усилия, чтобы получить вторую половину денег.
— Нашему будущему подзащитному все так и казалось. Но в договоре имелось существенное упущение. В нем отсутствовали сроки по подбору авто. Когда дело дойдет до суда, ответчик будет апеллировать именно к этому обстоятельству. Впрочем, первый соответствующий заявленным критериям автомобиль был представлен заказчику довольно быстро. Машина, возможно, была хорошей, однако клиент попросил подыскать другие варианты. Неразумно покупать первое попавшееся авто — нужен выбор, чтобы сравнивать. Возникла заминка. За 3,5 месяца клиенту предложили всего несколько вариантов, причем ни один заявленным критериям не удовлетворял. Минчанин понял, что так автомобиль он не купит никогда, потребовал вернуть предоплату.
— Но не тут-то было?
— Расставаться с полученной тысячей рублей исполнитель не желал. Аванс, по его мнению, возврату не подлежит. Он все-таки трудится, ищет варианты. А если заказчика что-то в них не устраивает, то он готов продолжать поиски, изучать предложения онлайн-аукционов, торговых площадок и так далее. Договор-то бессрочный.
— Судьба аванса, конечно, интересна…
— Если бы в договоре он оговаривался как невозвратный задаток, со всей суммой можно было бы попрощаться. Однако речь шла о предоплате за оказание услуг, а это разные вещи.
Как бы то ни было, мы помогли минчанину составить претензию на односторонний отказ от исполнения обязательств по договору. Замечу: в ситуации, с которой столкнулся наш подзащитный, имелись нюансы. В общем случае все фактические понесенные исполнителем расходы должны быть ему возмещены, а оставшиеся денежные средства возвращены заказчику. Но в нашем деле есть юридическая тонкость: что следует считать расходами исполнителя? Доступ к онлайн-аукционам по продаже авто? Он свободный. Пользование интернетом, стоимость трафика? Словом, никаких документов, подтверждающих расходы, исполнитель предоставить не смог бы. Поэтому при обращении в суд мы просили взыскать с ответчика всю предоплату. Кроме того, выплатить неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований, а также просили присудить компенсацию морального вреда. В итоге суд согласился с нашим исковым заявлением, ответчик подал апелляцию, но она была оставлена без удовлетворения.
Курсы самоподготовки
— Второй конфликт до суда не дошел, — продолжает рассказ М. Толстик. — Житель Минска записался в автошколу на курсы переподготовки с категории вождения С на категорию СЕ. Учебный курс включал 89 академических часов, из которых 25 отводились на практику. Был составлен подробный график занятий, учеба должна уложиться в двухмесячный срок, после чего следовали экзамены и приятный момент получения водительского удостоверения. За свои услуги автошкола брала с курсанта 650 рублей. На старте все было хорошо. Разочарование пришло позже, когда за два месяца обучения практических занятий состоялось всего восемь. Что касается теоретической части, то ей в автошколе и вовсе уделили менее одного академического часа. В результате такого вялотекущего процесса водительские права из всей группы курсантов получили лишь несколько человек, в том числе наш минчанин.
— Прилежный ученик?
— По его словам, помогла самоподготовка, на которую были потрачены силы и время. Став обладателем водительского удостоверения, минчанин здраво рассудил, что автошкола к его успехам отношения не имеет, поэтому и деньги ей уплачены напрасно. Он обратился к руководству с просьбой провести перерасчет, вернув сумму за те учебные часы, которые не состоялись. Кроме того, встал вопрос о моральной компенсации, так как права потребителя на качественное оказание услуг были нарушены. Руководство автошколы в ответ предложило свой вариант. Оно было готово вернуть деньги и даже организовать новые курсы. Однако при этом нынешнее удостоверение об окончании школы аннулируется, следовательно, водительские права выпускнику не получить.
— Так он уже их обладатель!
— Все это выглядело бы смешно, если бы не оставалось грустным. Ведь деньги за несостоявшиеся учебные часы находились в распоряжении автошколы. Мы направили в ее адрес письменную претензию, где четко изложили: успешная сдача экзаменов в ГАИ — заслуга исключительно нашего подзащитного, но никак не инструкторов, уделивших курсанту всего 8 часов практических занятий вместо 25. Искушать судьбу руководство автошколы не стало. Прилежному курсанту-самоучке вернули 564 рубля за несостоявшиеся учебные часы, а также выплатили 300 рублей в качестве моральной компенсации.