Минчанка купила проездной, но заболела. В «Минсктрансе» рассказали, можно ли продлить срок действия
По привычке покупаете долгосрочный проездной? Иногда приобретать поездки мелкими «порциями» выгоднее. Раскрываем тайну в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В прошлом году многие не успели использовать записанные на БСК поездки, и коронавирус сыграл здесь не последнюю роль. Впрочем, и раньше некоторые горожане считали, что в случае болезни или других непредвиденных обстоятельств им обязаны компенсировать расходы или продлить срок действия проездного. Но закон в этом случае говорит другое.
В редакцию пришло письмо от Зинаиды Андреевны. Как сознательная гражданка, она всегда покупает проездной. Так как работает по графику 2/2, ей удобнее записывать на БСК поездки: 100 на наземный транспорт и 60 на метро. Последний проездной, купленный 4 октября, согласно чеку был действителен до 23 декабря (80 суток). Но 27 октября женщина заболела и почти месяц пробыла на больничном. Членам семьи БСК тоже не пригодился: все они покупают проездные заранее. Поэтому, когда Зинаида Андреевна выздоровела, у нее в запасе оставалось 67 поездок на наземном транспорте. Было ясно: меньше чем за месяц при ее графике работы все использовать не удастся. Кстати, сгореть должно было около 40 поездок, но сын горожанки попал в больницу, его надо было навещать, поэтому осталось 19. Для справки: до повышения тарифа в конце декабря проездной на 20 поездок на наземный транспорт стоил 12,09 рубля.
Как поступить, чтобы потраченные деньги или оставшиеся поездки не пропали? За советом минчанка обратилась в киоск по продаже билетной продукции, потом — в «Агентство «Минсктранс» и Мингорисполком. По словам читательницы, везде ссылались на некий документ, не позволяющий продлевать истекший срок действия проездных, что ее возмутило. Зинаиду Андреевну в чем-то можно понять: она из тех законопослушных горожан, для которых проезд в транспорте без билета — позор, проявление неуважения к себе и другим. Возможно, поэтому, столкнувшись с описанной ситуацией, минчанка посчитала, что с ней обошлись несправедливо, ведь болезнь не спрашивает, кого и на какой срок уложить в постель. Тем не менее это тот случай, когда уместно древнеримское изречение «Закон суров, но это закон». Чисто по-человечески хочется, конечно, чтобы у пассажира была возможность если не вернуть деньги, то хотя бы продлить срок действия проездного. Но такого механизма нет: его не предусматривает действующее законодательство.
Комментарий специалистов «Минсктранса»
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и на основании публичного договора перевозки пассажира. В частности, упомянутые вопросы регулируются Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом, утвержденными Советом Министров Республики Беларусь от 22.11.2014 № 1088 (новая редакция, абзац 11 пункта 29), и Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров от 30.06.2008 № 972 (новая редакция, пункт 91). В соответствии с этими документами проездные обмену и возврату не подлежат.
Согласно договору (текст размещен в одном из разделов на сайте «Минсктранса». — Прим. авт.) перевозчик принимает на себя обязательство по оказанию услуг в отношении неопределенного круга лиц (пассажиров). Приобретая проездные документы, пассажир самостоятельно оценивает потребность в количестве поездок, учитывая сроки действия, виды транспорта и так далее, тем самым исходя из своих интересов он выбирает конкретный вид проездного документа и добровольно соглашается с предложенными условиями договора (срок действия, стоимость, количество поездок и другое). Заключение договора удостоверяется проездным документом, а осуществление поездок в городском пассажирском транспорте является фактом принятия пассажиром условий договора, которые указываются в информационном чеке, выдаваемом вместе с БСК. Пассажир имеет право использовать проездной документ в течение срока действия договора.
Обязанность перевозчика — обеспечить пассажирам возможность пользоваться своим правом в установленный срок. По условиям договора, обязанности перевозчика по перевозке прекращаются независимо от того, воспользовался пассажир своим правом в этот период или нет.
Мнение
Эта тема волновала минчан и до пандемии. Не случайно на сайтах «Минсктранса» и Минского метрополитена в рубрике «Часто задаваемые вопросы» давно имеются ответы на подобные вопросы. Но многие ли заглядывают на сайты предприятий, чтобы узнать подобные нюансы? Вряд ли.
Очередной раз убедилась в этом, когда с подобной проблемой столкнулась коллега, потерявшая определенное количество поездок из-за болезни. Она рассчитывала продлить срок действия проездного. Пришлось ее разочаровать…
По всей видимости, в таких условиях, какие создала нам пандемия, информация об особенностях взаимоотношений пассажира и перевозчика в части оплаты проезда должна быть не просто доступной, но даже немного навязчивой. Возможно, нужно было еще весной разместить на киосках, возле касс метро памятки о том, что не использованные в срок, даже в случае болезни, проездные не могут быть продлены, а их стоимость не компенсируется, поскольку это противоречит законодательству. Почему периодически не напоминать об этом на мониторах и с помощью бегущей строки в транспорте и на остановках? Глядишь, меньше оказалось бы тех, кто понес потери.
Справочно
С октября в столице действуют новые виды проездных на наземный транспорт, которые в нынешних условиях могут стать для кого-то особенно актуальными. Это билеты на 1, 3, 7, 25 поездок, действительные 365 дней. Правда, они не предусматривают скидок, предоставляемых, например, при покупке привычных 10, 20, 30, 40, 50, 60, 100 поездок. Зато можно быть уверенным, что не сгорят в течение года. А вообще на смарт-карту можно записать до шести вариантов проездных в любой комбинации.