1200 90

Минские гастроли председателя общества «Долой стыд!» 95 лет назад закончились фельетоном в «Правде»

Фельетоном в «Правде» закончились белорусские гастроли председателя общества «Долой стыд!» 95 лет назад. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

3 31

Гольцшмидт гипнотизирует курицу

В 1924 году наш город посетил невероятный человек — Владимир Робертович Гольцшмидт. Не слыхали о таком? Ну как же! Всемирно известный йог и кругосветный путешественник, поэт, киноартист. Ему даже памятник при жизни был поставлен! Правда, минские гастроли Владимира Робертовича закончились, скажем так, конфузно. Однако он не унывал. Он вообще никогда не унывал.

Брат Остапа

Ни один литературовед не скажет вам, что Владимир Гольцшмидт входит в число прообразов Остапа Бендера. Но больно похожи иногда их приключения. А Ильф и Петров пристально отслеживали уголовную хронику своего времени, где Гольцшмидт мелькал не раз.

Сегодня исследователи пытаются восстановить его биографию. Увы, она крайне запутанна. Фамилия еще при жизни писалась по-разному… Дата рождения — где-то 1886 год, плюс-минус пара лет. Происхождение? Владимир Робертович называл себя датчанином из Батуми, хотя сейчас считается — немец из Перми.

Но сам человек был яркий. Приятель Маяковского и Есенина, он упоминается во множестве мемуаров. Чем славен? Гордо говорил о себе: «Я — футурист жизни». А на самом деле не поймешь — аферист или искренний романтик, живущий в своем мире.

1 57На слом головы

Природа одарила Володю дивным атлетическим сложением, бычьей силой и очень крепкой головой. Еще перед Первой мировой он прогремел в компании футуристов. Молодые шумные поэты и художники отвешивали «пощечину общественному вкусу», читали на скандальных концертах диковинные стихи: Маяковский в желтой кофте, Бурлюк с нарисованной на щеке лошадкой… Ну и Гольцшмидт с ними. Он выходил на сцену в лиловой рубахе, волосы осыпаны золотыми блестками, тоже читал свои стихи (увы, посредственные), потом брал толстенную доску и — хрясь! — ломал о голову. Если надо — еще одну. После чего гордо удалялся за кулисы.

Позже, в Гражданскую, Гольцшмидт как-то выступал в захваченном белыми Железноводске. Поддатый деникинец крикнул, что доски подпилены. Оскорбленный Гольцшмидт предложил попробовать. Деникинец вышел на сцену, взял доску, хряснул себя по макушке и… упал без чувств. Поднялась паника, Гольцшмидт сбежал, но потом, при большевиках, этот эпизод преподносил как свой вклад в борьбу с беляками.

Атлетическую наружность он сделал «фишкой». Перед революцией даже профинансировал съемки фильма «Княжна Лариса», где бегал на экране с голым торсом. Поэтому позже именовал себя заодно и «артистом экрана России, Дании и Америки».

Я памятник себе…

Еще он вошел в историю как человек, поставивший себе памятник. 12 апреля 1918 года в Москве Гольцшмидт подъехал на извозчике к Театральной площади, лопатой разгреб на клумбе снег и умостил сколоченный из фанеры пьедестал. На него водрузил полуметровую гипсовую статую обнаженного себя. Вообще-то, скульптор Ватагин для Дарвиновского музея лепил изображение кроманьонца, а Гольцшмидт позировал, а затем выпросил один из вариантов. Большевики как раз приняли ленинский план монументальной пропаганды. Прохожие решили, что ставится памятник какому-то очередному революционеру, только голому. Столпились. Гольцшмидт стал читать свои стихи о себе любимом. Народ, сообразив, в чем дело, начал плеваться, кто-то крикнул: «Мерзость!» «Мерзость, гражданин, — парировал Гольцшмидт, — это если голым вас выставить. А мое тело — прекрасно!» Прибывшие милиционеры, уяснив, что памятник поставлен без дозвола («Искусству не нужны мандаты!» — шумел Гольцшмидт), статую скинули с пьедестала, а установщика забрали в отделение.

Но в принципе 1918-й — его золотое время. В Москве было очень популярно «Кафе поэтов», пайщиками которого состояли многие видные литераторы, в частности те же Маяковский и Есенин. И Гольцшмидт тоже. Выполнял заодно функцию вышибалы. Потом, правда, за спиной товарищей весь бизнес на себя переоформил. Поэты разругались, но помирились.

Впрочем, погорел он не на памятнике, не на «Кафе поэтов» и даже не на знакомстве с вожаками московских анархистов. Владимир Робертович провозгласил себя главой московского общества «Долой стыд!». И в июле 1918-го в голом виде вместе с двумя обнаженными девицами он вышел на столичную улицу, держа соответствующий плакат и пламенно призывая ошалевший народ отказаться от предрассудков прошлого. Опять угодил в милицию, где ему велели убираться из Москвы.

2 41

Ватагин и его «Кроманьонец»

Дыхание индусов

Так и отправился он путешествовать по стране. На афишах Гольцшмидта значилось: «Вечера Индии и гипноза». Публике предлагались «дыхание индусов», «гимн четырехугольнику» и «ключ к хранилищу мировых обогащений». Объяснял, как лечиться от всех болезней гипнозом и йогой, проповедовал солнечную жизнь. Читал стихи, воспевал свободу тела (в частности, секса), рассказывал о тайных возможностях организма. Тут и ломание досок оказывалось кстати.

Гипнотизируя куриц

Гипноз тоже был его коньком. В качестве одной из иллюстраций мы выбрали фото, где Гольцшмидт гипнотизирует курицу. Труднее сказать, получалось ли у него гипнотизировать людей. Впрочем, знойный красавец никогда не отказывался испытать свои чары на дамах. Вечные истории, связанные с Гольцшмидтом: в очередном городе очередной подруге вскружил голову, совратил, увлек, бросил…

Собственно, по той же причине он влип и у нас в Минске. Разбил семью какого-то ответственного работника, от новой пассии сбежал, заодно чего-то спер по мелочи… В общем, чистый Остап и мадам Грицацуева. Про это даже фельетон в «Правде» был.

Но у нашего героя есть еще одно сходство с Бендером: ходил по краю и все же уголовный кодекс не нарушал. Фельетон про Гольцшмидта в «Правде» не единственный. Его похождения подробно разбирал популярный тогда журнал «Суд идет!», сохранились язвительные публикации в сибирских, уральских, дальневосточных газетах. Но ведь моральный облик не криминал!

Впрочем, где-то с конца 1920-х следы Владимира Робертовича начинают теряться. Эпоха озорных авантюристов заканчивалась, Остап Бендер и тот в управдомы подался. Гольцшмидт уехал в Среднюю Азию. Умер в Ташкенте в 1954-м — пожилой, нищий, больной, одинокий.

Сегодня его называют второстепенным, но колоритным персонажем своего времени, отмечают, что в этом человеке странным образом соединялись настырная наглость и детская наивность. Впрочем, он не был злым, особых подлянок никому не делал, много где засветился, в том числе в наших краях…

Так чего ж не вспомнить?

Справочно

Демонстрации общества «Долой стыд!» отмечались до 1925 года в Москве, Ленинграде, Харькове. (В Белоруссии вроде не зафиксированы.) Голые люди, чуть прикрытые лентами-лозунгами, шли по улицам, заходили в трамваи, раздавали листовки с объяснением своих действий. Идеология общества была густо замешана на социальной демагогии и призывах к новой морали. Появление «долойстыдников» каждый раз вызывало скандал. В 1925-м против них жестко выступил Николай Бухарин, а наркомздрав Николай Семашко напечатал статью в «Известиях», где напирал на недопустимость «костюма Адама и Евы» в северном климате. После этого милиция стала жестко пресекать действия революционных нудистов.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора