Минские гимназисты разработали приложение для подростков. Напоминает Tinder
Мобильное приложение для подростков разработали учащиеся гимназии № 56. С какими проблемами помогает справиться виртуальный помощник, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» авторы проекта.

Разработать приложение для смартфона ребят сподвигли личные истории. Рома стеснялся общаться вживую: комфортно было только в онлайн-пространстве. Даша после перехода в другое учреждение образования беспокоилась, сможет ли найти общий язык с одноклассниками и учителями. Захар переживал по поводу неудавшихся романтических отношений. Молодые люди не стали закрываться в себе, а начали искать способ справиться с тем, что их волновало. Сначала нашли единомышленников и поддержку на факультативе «Мое психологическое благополучие и помощь сверстникам в кризисной ситуации». А потом самостоятельно предложили, как ровесникам справляться с типичными для их возраста проблемами.
Минчане приняли участие в Республиканском тренинге по социальному проектированию АПШИФТ*, который был реализован Институтом психологии БГПУ в сотрудничестве с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси. Подростки разработали для сверстников мобильное приложение SUNLITE («САНЛАЙТ»), развивающее навыки общения, поиска единомышленников, с полезной информацией о том, как заботиться о своем психическом здоровье, справляться с тревогой и стрессом. Кроме того, команда уверена, что активное использование их разработки позволит повысить уровень эмоционального комфорта в гимназии.
— По своей сути приложение похоже на Tinder. Разве что предоставить о себе нужно чуть больше информации, чтобы поиск новых знакомых был точнее. Дизайн приложения уже практически завершен. После запуска проект протестируем, возможно, немного доработаем — и можно предлагать учащимся гимназии, — рассказали ребята.
Во время работы над проектом у каждого была своя роль: Даша искала и обрабатывала информацию, Арина рисовала иллюстрации, Таня и Захар продумывали структуру, составляли анкеты, готовили презентацию, Рома писал код.

— В определенный период я стал испытывать дискомфорт в реальном общении. Мне, например, было непросто даже спросить у прохожего, где ближайшая остановка транспорта, тем более выстраивать отношения со сверстниками, — поделился Рома. По мнению парня, одна из причин такого восприятия — активная цифровизация общества: большинство его ровесников много времени проводят в виртуальном пространстве.
— Наше приложение позволит ребятам в доступной форме получить полезную информацию, поможет начать общаться, находить друзей по интересам и, возможно, замотивирует «развиртуализироваться», — считает Рома. — А умение коммуницировать позволяет избежать многих проблем, легче справляться с тревогами и стрессом.
Рома сейчас в 11-м классе, планирует поступать в БГУИР.
— Есть три всадника «подросткового апокалипсиса»: отношения с родителями, влюбленность и неумение общаться. Ах да, учеба, наверное, — тогда четыре, — сказал Захар, одноклассник Ромы.
Подросток обратился к школьному психологу с переживаниями по поводу неудавшихся романтических отношений. Беседа со специалистом стала началом их доверительного общения, более осознанного интереса юноши к теме психологии. Он стал посещать факультатив, активно участвовать в командной проектной работе. И, конечно, здесь у него появились новые друзья.
— Важно не романтизировать и не игнорировать тревожное или негативное состояние, не бояться искать помощь, в том числе квалифицированную. Это проявление заботы о своем ментальном здоровье, — уверена участница проекта десятиклассница Даша.
Арине недавно исполнилось 16. Девушка увлечена рисованием и считает это занятие одним из лучших способов выразить свои чувства, переживания, мечты. Именно так она прорабатывала и стресс, который был связан с тем, что одноклассники приняли ее не сразу. В школе было некомфортно и одиноко, пока не пришла на факультатив по психологическому благополучию. Запрос был конкретный — перестать винить себя в том, что не вписывается в общую массу, и научиться хвалить себя за большие и маленькие победы. По словам Арины, источником подростковых обид, тревог, страхов может стать непонимание с родителями или сверстниками, отношение учителя, неуверенность в будущем из-за сложности выбора профессии, неумение общаться, попросить о помощи.
— Проект должен помочь подросткам преодолеть барьеры, связанные с общением, а также подсказать, как правильно оценить свое состояние, напомнить о важности психологического благополучия, а инструмент для этого — всегда под рукой, в приложении для мобильного телефона, — пояснила Арина.

Таня семь лет занимается женским футболом.
— Профессиональный спорт отражается и на характере — он закаляется, и на внешности: мне было не до бантиков или макияжа. Ты начинаешь отличаться от ровесниц и, к сожалению, часто, если ты не такой как все, то либо в конфликте с остальными, либо просто оказываешься за бортом, одинок, — рассказала свою историю Таня.
Девушка стала читать книги по психологии, а потом записалась на факультатив.
— Если ты встревожен, растерян, напуган — не игнорируй это состояние. Первый шаг к самопомощи — честно признайся сам себе, что проблема есть. Второй — поделись с родителями либо психологом, — сказала гимназистка.
Где еще найти помощь подростку?
Эксперты Республиканского центра психологической помощи БГПУ вместе с ЮНИСЕФ в Беларуси запустили онлайн-платформу talk2ok.by, где подростки и молодые люди могут бесплатно и конфиденциально получить квалифицированную психологическую помощь в виде онлайн-консультаций.
Справочно
*АПШИФТ — это методология, которая учит подростков выявлять, изучать и понимать проблемы в местных сообществах, а затем создавать результативные проекты-решения в форме продуктов, цифровых услуг. А также помогает развивать навыки социальных инноваций и предпринимательского мышления, в том числе навыки общения, решения проблем, критического мышления, финансовой грамотности, бюджетирования. Такая программа реализуется в Беларуси с 2019 года. В 2024-м она была посвящена теме психологического благополучия.






















