1200 90

Минутка для юмора. В музее Якуба Коласа откроется экспозиция «Шаржи на классиков»

Временная литературно-художественная экспозиция «Шаржи на классиков» откроется 29 апреля в Государственном литературно-мемориальном музее Якуба Коласа, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости со ссылкой на пресс-службу учреждения.

img 2772 copy

На портретах, напечатанных в учебниках и книгах, известные белорусские поэты и писатели обычно выглядят серьезными и величественными — как и подобает мастерам пера.

Однако на выставке посетители увидят шаржи в том числе на Якуба Коласа, Янку Купалу, Максима Богдановича и Кондрата Крапиву, на которых они изображены совсем иными: шутливыми, забавными и по-дружески ироничными.

В экспозиции представлены работы таких художников, как Анатолий Волков, Галина Дакальская, Иосиф Игин, Евгений Ганкин и др., а также различные материалы из фондов белорусских музеев.

Открытие временной экспозиции пройдет в 17:00 по адресу: г. Минск, ул. Академическая, 5. Подробную информацию можно узнать по телефону +375 (17) 270-17-02.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Более 200 человек погибли из-за наводнений в Испании

Ливни и наводнения, обрушившиеся на восток Испании, привели к многочисленным жертвам и пропавшим без вести. Погибли более 200 граждан, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «РИА Новости».

Эта страна на Пиренейском полуострове пытается оправиться от разгула стихии в конце октября. В числе пострадавших — провинция Валенсия, где обнаружено большинство погибших. Количество безвестно пропавших может составить 250. По мере ликвидации последствий природного катаклизма число тех, кто не выжил, увеличивается. В Испании объявлен трехдневный траур по жертвам.

Ранее мир облетели кадры того, как по затопленным улицам испанских населенных пунктов мощное течение несет автомобили, сталкивая их друг с другом и ударяя о сооружения. Теперь в этих же местах — грязь, мусор и нагроможденные друг на друга машины. Некоторые улицы с плотной застройкой по обеим сторонам буквально забиты легковушками. Кроме того, вода захлестнула некоторые участки шоссе и железных дорог, сельхозугодья.

В результате стихии оказалось обесточено множество объектов. Подачу электроэнергии восстанавливают. Если 30 октября без нее были 155 тыс. домов, то к 1 ноября — 40 тыс.

Власти охарактеризовали стихийное бедствие как беспрецедентное. По некоторым оценкам, оно самое крупное за последние 50 лет. В спасательных и поисковых работах задействовано подразделение испанских вооруженных сил, предназначенное для оказания помощи при чрезвычайных ситуациях.

«Вечернему Минску» — 57! Узнали, о чем писали в первом выпуске и как работает издание сегодня

Самому крупному столичному городскому изданию, газете «Вечерний Минск», 1 ноября исполнилось 57 лет. Корреспондент агентства «Минск-Новости» полистал первый номер «Вечерки», а также узнал, над какими проектами работают журналисты сегодня.

pervyj nomer

Раньше были времена

В 1967 году в ЦК КПСС дали добро на издание ежедневной вечерней городской газеты. И вот 1 ноября с ротационных машин типографии издательства «Звязда» (ныне Дом печати) сошли первые экземпляры «Вечерки». Ее рождение состоялось в особый для столицы год — 900-летнего юбилея города, который отметили летом.

Напоминание о круглой дате сохранилось и по сей день — парк на берегу Чижовского водохранилища. А в ноябре страна отмечала 50-ю годовщину Октябрьской революции — главный госпраздник в те времена. И, конечно, приближающиеся торжества красной нитью проходят в публикациях стартового номера «ВМ».

На первой странице под рубрикой «Октября шаги победные» — подборка кратких сообщений о новинках столичных предприятий. В 60-е годы прошлого столетия Минск уже называют сборочных цехом СССР. Читаем: Минский завод автоматических линий отправил в Куйбышев (в 1991 г. этому городу на Волге вернули исторической название — Самара. — Прим. авт.) опытный образец специального станка для токарной обработки турбобура. А на Минском заводе сборного железобетона № 2 запустили созданную рационализаторами предприятия машину для шлифовки мозаичных изделий. К годовщине Великой, как ее тогда называли, революции отличился и Минский мотовелозавод, с конвейера которого сошел новый мотоцикл М-105.

Современному читателю такие сообщения могут показаться малоинтересными и несколько наивными. Сказать по правде, и в те годы большинство горожан открывали газету с последней страницы. А первая — как парадная витрина, своеобразный рапорт наверх. Таков уж тогда был порядок.

Город и теплоход

Конечно, молодому коллективу газеты очень хотелось, чтобы первый блин не вышел комом. А значит, нужно читателя и удивить, и порадовать. Словом, привлечь. Случайно, и об этом честно признались в публикации «Семь футов под килем!», узнали корреспонденты, что ходит по морям и океанам судно с названием «Минск». Вот бы выяснить, где оно сейчас, да связаться с капитаном, подумали они. И удалось. Что здесь удивительного? А вспомните еще раз, в каком году состоялся сеанс связи. До изобретения мобильного телефона, интернета и прочих высокотехнологичных штучек оставалось еще как минимум два десятилетия.

287905

Журналисты узнали, что грузовой теплоход «Минск» — судно новое, построено в Польше в 1964 г. Крупнейший сухогруз Черноморского пароходства — водоизмещение 20 тыс. т — за три года плавания успел обойти почти весь мир. Перевозил руду, сырье, металлы, минеральные удобрения. А еще во время последнего рейса теплоход побывал у берегов Вьетнама, и члены экипажа передали, цитирую, «представителям вьетнамской молодежи вымпел белорусских комсомольцев, в знак солидарности с их героической борьбой против американской агрессии».

Это сейчас открыты многие тайные страницы истории. Знаем мы и о том, что СССР активно участвовал во вьетнамо-американском военном конфликте, и помогал сражающемуся Вьетнаму не только продовольствием и одеждой, как уверяли тогда газеты. Тот же автомат Калашникова не последнюю роль сыграл в победе вьетнамских товарищей над агрессорами. А потому предположим: совсем не для доставки комсомольского вымпела отмахал теплоход «Минск» тысячи миль по морю…

Увы, сегодня журналисты обновленной «Вечерки» уже не смогут рассказать о подробностях очередного плавания «Минска». Последний рейс сухогруз с названием белорусской столицы на борту проделал в сторону Индии в 1989 г. Есть там печально известное место Аланг, которое моряки называют берегом мертвецов. Суда приходят туда на последнюю стоянку и ждут, когда их разберут на металлолом.

Город и телевидение

Еще одно знаменательное событие в жизни не только Минска, но и всей страны, о котором рассказали журналисты «Вечерки» в первом номере, — появление цветного телевидения. Чтобы представить, насколько оно было значимым, достаточно заглянуть на последнюю страницу газеты, где опубликована программа телепередач. Двухдневное расписание на 1 и 2 ноября занимает лишь десятую часть страницы. Всего две программы — они так и обозначены: первая и вторая. Передачи начинаются только в 18:00. Большинство из них в канун 7 ноября выдержано в соответствующем идеологическом духе: «Юбилейный салют Октябрю», «Страницы киноленинианы», художественный фильм «Коммунист».

scale 1200

И вот корреспондент газеты А. Бржозовский в беседе с начальником Минского телецентра Львом Подорским спрашивает:

— Может ли кто-то из минчан сказать, что уже видел цветную передачу?

— Пока лишь немногие, — ответил начальник. В частности, работники Минского телецентра, которым посчастливилось увидеть первую, в цвете, передачу 21 октября по одному из пяти (!!) цветных телевизоров, совсем недавно полученных в Минске.

Цветной телевизор — невероятная диковинка в ту пору, и потому специалист выразил надежду, что «недалек час, когда цветные телевизоры будут установлены в городе, вероятно, в залах общественных зданий или в витринах».

Кстати, в том же интервью названа и цена новинки — от 800 до 1 250 рублей. Средняя зарплата в те годы — около 100 рублей.

Город и его герои

332078

Героями в ту пору зачастую становились люди труда. Не такая уж, к слову, плохая практика. В Минске в 1950–1960 гг. имя строителя Дениса Булахова было на слуху.

Обладатель самых высоких государственных наград, в том числе «Золотой Звезды» Героя Социалистического Труда, Булахов был среди первых строителей послевоенного Минска. Со своей бригадой он разбирал развалины разбитых бомбежкой кварталов, а потом возводил здания ГУМа и кинотеатра «Победа», жилые дома на ул. Мясникова и Фабрициуса. Рассказывая о нем, журналисты не жалели хвалебных эпитетов. Вот и в первом номере «ВМ» о выдающемся бригадире — публикация. Повод более чем достойный. Осенью того года учредили звание «Почетный гражданин города Минска». И первыми в список выдающихся людей белорусской столицы внесли Героя Советского Союза, генерал-полковника Алексея Бурдейного и строителя Д. Булахова.

За прошедшие с тех пор десятилетия почетными гражданами Минска названы легендарная подпольщица Мария Осипова, министр промышленного строительства Иван Жижель, штукатур Александр Громов, врач-офтальмолог Татьяна Бирич, народные поэты Петрусь Бровка и Максим Танк, композитор Владимир Оловников, спортсмен Александр Медведь, нобелевский лауреат Жорэс Алфёров.

Город и футбол

Леонард Адамов, Иван Савостиков, Иван Мозер, Михаил Мустыгин, Эдуард Малофеев… Эти имена в конце 60-х годов прошлого столетия знал любой минский мальчишка, хоть немного увлекавшийся футболом. Каждый матч лучшей белорусской команды на столичном стадионе «Динамо» становился событием, а трибуны почти всегда заполнялись до отказа. Минские динамовцы в чемпионате СССР 1967-го чуть-чуть не дотянули до призовой тройки, остановившись в турнирной таблице на четвертом месте. Зато один из лучших нападающих столичного футбольного клуба и игрок сборной СССР Э. Малофеев накануне выхода первого номера «Вечерки», 31 октября, вывел главную команду Советского Союза в плей-офф чемпионата Европы. Он забил единственный и самый важный гол в игре со сборной Греции.

Конечно, новая городская газета не могла обойти стороной эти события. Журналист Александр Майский встретился с главным тренером динамовцев легендарным Александром Севидовым. Вопросов к наставнику команды было так много, что тренер взмолился:

— Вернемся из последнего турне — вот тогда мы в распоряжении болельщиков.

Цепкий и опытный журналист Майский поймал Севидова на слове, и тот предложил:

Пусть болельщики присылают в адрес «Вечернего Минска» вопросы, а мы после завершения сезона всей командой придем в редакцию и разберем почту.

Так родилась идея проведения массового интервью, которое в течение многих лет было фирменным журналистским «блюдом» вечеркинцев.

photo 2024 11 01 16 23 09

Чем живет «Вечерка» сегодня

Как рассказала главный редактор «Вечернего Минска» Юлия Денищик, на страницах издания всегда можно найти актуальную информацию о жизни столицы, узнать, какие новости и проблемы звучат на прямых линиях в администрациях районов и Мингорисполкоме.

denishhik yuliya valentinovna itog 2

— В каждом номере публикуются материалы, героями которых становятся обычные горожане — люди рабочих специальностей, медики, социальные работники. Это отличительная черта нашего издания — рассказывать людям о людях, о специфике их работы и о том, как они могут помочь другим, — добавила главный редактор.

Отдельно Юлия остановилась на проектах издания:

Это спецвыпуски «Вечернего Минска». Планируется выход шести таких выпусков, приуроченных к выборам Президента. Два — уже вышли. Они были посвящены темам «Минск — город, в котором хочется жить» и «Минск промышленный». К слову, второй спецвыпуск вышел как раз в день рождения «Вечернего Минска».