1200 90

Музыка, пазлы, спортзал. Как деткам-аутистам развивают речь и готовят к переводу в обычный детсад

Детки с особенностями развития, как правило, посещают специализированные учреждения образования и зачастую обособлены от внешнего мира. Столичный мини-садик «Черепашка АВА» ломает эти стереотипы. Как детей с аутизмом адаптируют и с комфортом возвращают к самому обычному дошкольному образованию, узнавали корреспонденты агентства «Минск-Новости».

soczialka deti s osobennostyami obrazovanie malinovskaya 22 kopiya 1

Черепашка, вылезай из панциря

Мини-садик «Черепашка АВА» − это площадка адаптации для тех детей, которые испытывают трудности с общением. Здесь обучаются не только дети с расстройством аутического спектра (далее РАС), но также с задержкой речевого развития, алалией и поведенческим нарушением социальной адаптации. Соответственно, и расписание, и основа занятий различаются колоссально. Но самое, пожалуй, важное: «Черепашка АВА» не замена обычному детскому саду, а подготовка к нему. Потому что его главные цель и задача: помочь деткам интегрироваться в окружающий мир, а не загнать в «изоляцию».

soczialka deti s osobennostyami obrazovanie malinovskaya 93 kopiya 1

− К нам приходят дети, которые в обычном саду не могут включаться в общий игровой и образовательный процесс, − уточняет руководитель Центра прикладного анализа поведения, на базе которого работает «Черепашка АВА» Ольга Филистович. – И мы их адаптируем, учим не просто общаться с окружающим миром, но получать от этого удовольствие. Это для нас просто сказать «иди поиграй с другими детками», а малышу с аутизмом не понятно, во-первых, что значит «поиграй», во-вторых, – а зачем мне это делать? И наша задача именно заинтересовать малыша, вытащить его из панциря и показать: «Смотри! Вокруг так здорово, в реальности интереснее!»

soczialka deti s osobennostyami obrazovanie malinovskaya 56 kopiya

Важный нюанс: очень часто аутистический спектр формируется как вторичное нарушение у неговорящих детей. Например, ему подвержены дети с сенсорной алалией или просто с задержкой развития. Именно поэтому сперва специалисты центра проводят диагностику, определяют круг вопросов и только потом начинают работу.

Пугает неизвестное. Как только мы понимаем принцип действия и причину расстройства – страх уходит,объясняет на пальцах О. Филистович. – И этот принцип применим ко всем, не только к деткам с РАС.

Но именно с особенной детворой результаты наиболее яркие и конкретные. После коррекционной терапии они возвращаются в обычный сад с желанием говорить, играть с другими детками, познавать окружающий мир.

soczialka deti s osobennostyami obrazovanie malinovskaya 74 kopiya 1

Занятия в «Черепашке АВА» начинаются в 10 утра.

− Наш садик – это не просто пребывание, пока родители на работе, это интенсивная коррекционная работа по запуску и развитию речи, − акцентирует внимание О. Филистович. – Преимущественно именно родители в АВА-садике сопровождают детей, помогая им вовлекаться в процесс. В день четыре занятия – это логоритмика, музыкальная терапия, психомоторика. А в перерывах малыши ходят в спортзал − на занятие по сенсорной интеграции.

Возвращение в сад

Первые две недели родители буквально учатся вместе с детками. Как только папа и мама усвоили базовые навыки воспитательного процесса – деток можно приводить на стационарные занятия.

Каждое из занятий длится 45 минут. Это не всегда по силам и взрослому, а дети в принципе терпением и выдержкой не отличаются.

− А сидеть на одном месте и не нужно, − объясняет О. Филистович. – АВА-терапия не предполагает статики. Каждое занятие импульсивное, разнообразное. Цель – не интеллектуальное развитие (оно-то как раз у деток бывает на очень высоком уровне), а развитие речи. Очень часто дети с РАС абстрагируются от общества потому, что не знают, что такое общение, как это работает.

Объясняем на пальцах

Весь обучающий процесс стоит на трех китах: визуал, тактильные ощущения, слух. Каждое задание проговаривают четко и внятно. Хвалят за правильное выполнение. И не просто не ругают, а даже не акцентируют внимание на ошибках. Вот, например, Даниил собирает пазл под четким руководством О. Филистович.

− Бери синюю, − Ольга дает конкретную инструкцию, в руках у нее при этом плашки трех цветов. Маленькая ручка тянется сперва к зеленой. Ольга голосом направляет, мол, нет, нужно синюю. Малыш тут же выбирает нужный цвет. На личике расцветает довольная улыбка.

Мила уже справилась с пирамидкой. И переключилась на деревянный пазл: нужно разместить фигуры по формам. Ольга смеется: скоростная сборка в действии.

soczialka deti s osobennostyami obrazovanie malinovskaya 69 kopiya

Следующее занятие − музыкальная терапия. Занятие ведет музыкальный руководитель Ирина Ефременко. Она ловко играет на баяне, а Даниил и Мила охотно прихлопывают и подпевают. Баян сменяют цимбалы, тут к концерту присоединяются маленькие исполнители, а затем цимбалы сменяют тамтамы. И здесь тоже не развивают умственные способности, а учат говорить.

− С помощью музыки мы «запускаем» речь, − объясняет Ольга. − Детки с аутизмом очень восприимчивы к музыке. Если произнести фразу «В траве сидел кузнечик» − не поймут. Если эту же фразу пропеть − запоминают на лету.

То же самое и, например, с предлогами. Усвоить привычные нам «в», «под», «над» обычным способом сложно. Стоит только их пропеть – воспринимают на ура.

soczialka deti s osobennostyami obrazovanie malinovskaya 43 kopiya 2

Один из наших воспитанников, Мишка, не говорил совсем, но как выводил «Калинку-Малинку» − заслушаться можно, − с улыбкой вспоминает Ольга.

Подчеркнем: акцент делают не на том, чтобы дать детям прослушать мелодию или пропеть. Под музыкальное сопровождение детки выполняют разные задания.  Особенно хороши, по словам специалистов, струнные инструменты: все нервные окончания находятся на кончиках пальцев, через которые и идет взаимодействие.

Все в спортзал

Перемещаемся в спортзал на занятие по сенсорной интеграции. Тимофей Германович проводит для детей эстафету, используя сенсорные принадлежности. Любимое упражнение Даниила, судя по довольному личику, – тренировка вестибулярного аппарата − качание на фитболе. Выглядит как развлечение, но это именно терапия. В игровой форме специалисты учат ребенка воспринимать мир именно через сенсорные системы: тактильную, положение тела в пространстве, вестибулярную.

В мини-саду четыре основных специалиста: по сенсорной интеграции, АВА- и музыкальной терапии, а также логопед. Есть три помощника воспитателя. С учетом того, что группы маленькие – по шесть-семь человек, такого состава более чем достаточно. Нередко функции преподавателя берут на себя родители: многие проходят курсы и стажировку в центре, чтобы потом полностью погрузиться в специфику работы.

soczialka deti s osobennostyami obrazovanie malinovskaya 79 kopiya

И еще одна главная особенность «Черепашки АВА»: можно прийти на час логоритмики, потом уйти домой и снова вернуться на занятия по сенсорике через несколько часов.

− Заметили, что ребенок устал или заскучал, – идите отдыхать, − повторяет как аксиому О. Филистович. – Цель не загрузить, а заинтересовать. Только тогда будет результат и успех.

Вместо послесловия

− Мой главный совет всем мамам – не затягивайте с походом в детский сад – обычный, не коррекционный, − отмечает О. Филистович. – Дома не всегда можно заметить, когда что-то идет не так. Родители в целом и мамы особенно − необъективны. Воспитатель же – независимый наблюдатель, который быстрее заметит какие-то проблемы и особенности, на которые стоит обратить внимание.

Фото Ирины Малиновской

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
НЕ РАДИ СЛАВЫ. Андрей Портянко

Андрей Портянко родился 23 февраля 1906-го в деревне Дубровке на Могилёвщине в крестьянской семье. В 1939-м его призвали в РККА. Участвовал в Освободительном походе и советско-финской войне. В 1940-м переехал в Сибирь, работал в колхозе «Трудовик». Подробнее о жизни героя — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

ne radi slavyВ августе 1941-го в боях под Смоленском Андрей с ранением попал в плен. Оправившись, весной 1942 года смог убежать. Остановился у сестры в Дубровке, затем стал партизаном.

С августа 1944-го сражался в 33-й армии 3-го Белорусского фронта. Особо отличился при освобождении Литвы. В ночь на 29 января 1945 года десантный штурмовой батальон высадился на Куршской косе и занял круговую оборону. Противник решил окружить и уничтожить советский десант. Младший сержант Портянко огнем своего станкового пулемета помог отразить пять вражеских атак. Во время шестой в критический момент сражения наш земляк зашел во фланг противника и открыл шквальный огонь. Уничтожил около 100 немецких солдат и сорвал вражеское наступление. Погиб в этом бою.

19 апреля 1945 года Андрею Портянко присвоили посмертно звание Героя Советского Союза.

Его имя носят Дубровская средняя школа, а в Новосибирской области — улица в селе Венгерово и Павловская основная общеобразовательная школа.

Работник пункта выдачи заказов придумал способ разбогатеть, но потерпел фиаско

Вынесен приговор 22-летнему ранее не судимому горожанину, которого обвиняли в присвоении вверенного имущества, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в прокуратуре Московского района.

vm 26.09 darvskaya pravovoj

Фото носит иллюстративный характер

Обвиняемый трудился специалистом по работе с клиентами в пункте выдачи заказов известного маркетплейса. С июля 2023 г. по апрель 2024 г. он, используя специальное программное обеспечение, присвоил товары на внушительную сумму, среди которых — одежда, обувь, белье, коврики для переобувания и фитнеса, косметическая продукция, парфюм, бижутерия, светодиодная лампа, настольные игры, микронаушник для экзамена, намордник для собак, набор для чаепития, алмазная мозаика и даже женские прокладки. Часть похищенного злоумышленник после реализовывал на торговой площадке в интернете.

Недостача порядка 300 товаров выявилась, когда в пункте выдачи заказов провели инвентаризацию в связи с закрытием. Оказалось, молодой человек попросту не вернул их в сортировочный центр после отказа покупателей. Также некоторым неоплаченным заранее товарам он мог проставить статус «отказ» и предлагал клиентам оплатить заказ путем перечисления денег на его личные счета.

Недобросовестный работник пообещал возместить стоимость похищенного, однако вскоре перестал выходить на связь, сменив номер мобильного телефона, в связи с чем работодатель обратился с заявлением в милицию.

Злоумышленника нашли и возбудили в отношении него уголовное дело. Вину он признал частично, в содеянном раскаялся, причиненный ущерб не возместил.

— Обвиняемый в настоящее время нигде официально не трудоустроен, ранее к уголовной ответственности не привлекался, — прокомментировал старший помощник прокурора Московского района Евгений Серяков, выступавший по этому уголовному делу государственным обвинителем. — Суд признал его виновным в присвоении имущества лицом, которому оно вверено, совершенном в крупном размере, и на основании ч. 3 ст. 211 УК Республики Беларусь назначил наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа на срок 2 года 6 месяцев со штрафом в размере 100 базовых величин (4 000 руб.), с лишением права занимать должности, связанные с учетом, хранением и распоряжением материальными ценностями, на пять лет.

Кроме того, суд удовлетворил гражданский иск компании о возмещении материального вреда и взыскал с обвиняемого 13 066,38 руб.

Приговор не вступил в силу, может быть обжалован и опротестован в установленном законом порядке.