1200 90

Музыка, пазлы, спортзал. Как деткам-аутистам развивают речь и готовят к переводу в обычный детсад

Детки с особенностями развития, как правило, посещают специализированные учреждения образования и зачастую обособлены от внешнего мира. Столичный мини-садик «Черепашка АВА» ломает эти стереотипы. Как детей с аутизмом адаптируют и с комфортом возвращают к самому обычному дошкольному образованию, узнавали корреспонденты агентства «Минск-Новости».

soczialka deti s osobennostyami obrazovanie malinovskaya 22 kopiya 1

Черепашка, вылезай из панциря

Мини-садик «Черепашка АВА» − это площадка адаптации для тех детей, которые испытывают трудности с общением. Здесь обучаются не только дети с расстройством аутического спектра (далее РАС), но также с задержкой речевого развития, алалией и поведенческим нарушением социальной адаптации. Соответственно, и расписание, и основа занятий различаются колоссально. Но самое, пожалуй, важное: «Черепашка АВА» не замена обычному детскому саду, а подготовка к нему. Потому что его главные цель и задача: помочь деткам интегрироваться в окружающий мир, а не загнать в «изоляцию».

soczialka deti s osobennostyami obrazovanie malinovskaya 93 kopiya 1

− К нам приходят дети, которые в обычном саду не могут включаться в общий игровой и образовательный процесс, − уточняет руководитель Центра прикладного анализа поведения, на базе которого работает «Черепашка АВА» Ольга Филистович. – И мы их адаптируем, учим не просто общаться с окружающим миром, но получать от этого удовольствие. Это для нас просто сказать «иди поиграй с другими детками», а малышу с аутизмом не понятно, во-первых, что значит «поиграй», во-вторых, – а зачем мне это делать? И наша задача именно заинтересовать малыша, вытащить его из панциря и показать: «Смотри! Вокруг так здорово, в реальности интереснее!»

soczialka deti s osobennostyami obrazovanie malinovskaya 56 kopiya

Важный нюанс: очень часто аутистический спектр формируется как вторичное нарушение у неговорящих детей. Например, ему подвержены дети с сенсорной алалией или просто с задержкой развития. Именно поэтому сперва специалисты центра проводят диагностику, определяют круг вопросов и только потом начинают работу.

Пугает неизвестное. Как только мы понимаем принцип действия и причину расстройства – страх уходит,объясняет на пальцах О. Филистович. – И этот принцип применим ко всем, не только к деткам с РАС.

Но именно с особенной детворой результаты наиболее яркие и конкретные. После коррекционной терапии они возвращаются в обычный сад с желанием говорить, играть с другими детками, познавать окружающий мир.

soczialka deti s osobennostyami obrazovanie malinovskaya 74 kopiya 1

Занятия в «Черепашке АВА» начинаются в 10 утра.

− Наш садик – это не просто пребывание, пока родители на работе, это интенсивная коррекционная работа по запуску и развитию речи, − акцентирует внимание О. Филистович. – Преимущественно именно родители в АВА-садике сопровождают детей, помогая им вовлекаться в процесс. В день четыре занятия – это логоритмика, музыкальная терапия, психомоторика. А в перерывах малыши ходят в спортзал − на занятие по сенсорной интеграции.

Возвращение в сад

Первые две недели родители буквально учатся вместе с детками. Как только папа и мама усвоили базовые навыки воспитательного процесса – деток можно приводить на стационарные занятия.

Каждое из занятий длится 45 минут. Это не всегда по силам и взрослому, а дети в принципе терпением и выдержкой не отличаются.

− А сидеть на одном месте и не нужно, − объясняет О. Филистович. – АВА-терапия не предполагает статики. Каждое занятие импульсивное, разнообразное. Цель – не интеллектуальное развитие (оно-то как раз у деток бывает на очень высоком уровне), а развитие речи. Очень часто дети с РАС абстрагируются от общества потому, что не знают, что такое общение, как это работает.

Объясняем на пальцах

Весь обучающий процесс стоит на трех китах: визуал, тактильные ощущения, слух. Каждое задание проговаривают четко и внятно. Хвалят за правильное выполнение. И не просто не ругают, а даже не акцентируют внимание на ошибках. Вот, например, Даниил собирает пазл под четким руководством О. Филистович.

− Бери синюю, − Ольга дает конкретную инструкцию, в руках у нее при этом плашки трех цветов. Маленькая ручка тянется сперва к зеленой. Ольга голосом направляет, мол, нет, нужно синюю. Малыш тут же выбирает нужный цвет. На личике расцветает довольная улыбка.

Мила уже справилась с пирамидкой. И переключилась на деревянный пазл: нужно разместить фигуры по формам. Ольга смеется: скоростная сборка в действии.

soczialka deti s osobennostyami obrazovanie malinovskaya 69 kopiya

Следующее занятие − музыкальная терапия. Занятие ведет музыкальный руководитель Ирина Ефременко. Она ловко играет на баяне, а Даниил и Мила охотно прихлопывают и подпевают. Баян сменяют цимбалы, тут к концерту присоединяются маленькие исполнители, а затем цимбалы сменяют тамтамы. И здесь тоже не развивают умственные способности, а учат говорить.

− С помощью музыки мы «запускаем» речь, − объясняет Ольга. − Детки с аутизмом очень восприимчивы к музыке. Если произнести фразу «В траве сидел кузнечик» − не поймут. Если эту же фразу пропеть − запоминают на лету.

То же самое и, например, с предлогами. Усвоить привычные нам «в», «под», «над» обычным способом сложно. Стоит только их пропеть – воспринимают на ура.

soczialka deti s osobennostyami obrazovanie malinovskaya 43 kopiya 2

Один из наших воспитанников, Мишка, не говорил совсем, но как выводил «Калинку-Малинку» − заслушаться можно, − с улыбкой вспоминает Ольга.

Подчеркнем: акцент делают не на том, чтобы дать детям прослушать мелодию или пропеть. Под музыкальное сопровождение детки выполняют разные задания.  Особенно хороши, по словам специалистов, струнные инструменты: все нервные окончания находятся на кончиках пальцев, через которые и идет взаимодействие.

Все в спортзал

Перемещаемся в спортзал на занятие по сенсорной интеграции. Тимофей Германович проводит для детей эстафету, используя сенсорные принадлежности. Любимое упражнение Даниила, судя по довольному личику, – тренировка вестибулярного аппарата − качание на фитболе. Выглядит как развлечение, но это именно терапия. В игровой форме специалисты учат ребенка воспринимать мир именно через сенсорные системы: тактильную, положение тела в пространстве, вестибулярную.

В мини-саду четыре основных специалиста: по сенсорной интеграции, АВА- и музыкальной терапии, а также логопед. Есть три помощника воспитателя. С учетом того, что группы маленькие – по шесть-семь человек, такого состава более чем достаточно. Нередко функции преподавателя берут на себя родители: многие проходят курсы и стажировку в центре, чтобы потом полностью погрузиться в специфику работы.

soczialka deti s osobennostyami obrazovanie malinovskaya 79 kopiya

И еще одна главная особенность «Черепашки АВА»: можно прийти на час логоритмики, потом уйти домой и снова вернуться на занятия по сенсорике через несколько часов.

− Заметили, что ребенок устал или заскучал, – идите отдыхать, − повторяет как аксиому О. Филистович. – Цель не загрузить, а заинтересовать. Только тогда будет результат и успех.

Вместо послесловия

− Мой главный совет всем мамам – не затягивайте с походом в детский сад – обычный, не коррекционный, − отмечает О. Филистович. – Дома не всегда можно заметить, когда что-то идет не так. Родители в целом и мамы особенно − необъективны. Воспитатель же – независимый наблюдатель, который быстрее заметит какие-то проблемы и особенности, на которые стоит обратить внимание.

Фото Ирины Малиновской

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора