Музыка, пазлы, спортзал. Как деткам-аутистам развивают речь и готовят к переводу в обычный детсад
Детки с особенностями развития, как правило, посещают специализированные учреждения образования и зачастую обособлены от внешнего мира. Столичный мини-садик «Черепашка АВА» ломает эти стереотипы. Как детей с аутизмом адаптируют и с комфортом возвращают к самому обычному дошкольному образованию, узнавали корреспонденты агентства «Минск-Новости».
Черепашка, вылезай из панциря
Мини-садик «Черепашка АВА» − это площадка адаптации для тех детей, которые испытывают трудности с общением. Здесь обучаются не только дети с расстройством аутического спектра (далее РАС), но также с задержкой речевого развития, алалией и поведенческим нарушением социальной адаптации. Соответственно, и расписание, и основа занятий различаются колоссально. Но самое, пожалуй, важное: «Черепашка АВА» не замена обычному детскому саду, а подготовка к нему. Потому что его главные цель и задача: помочь деткам интегрироваться в окружающий мир, а не загнать в «изоляцию».
− К нам приходят дети, которые в обычном саду не могут включаться в общий игровой и образовательный процесс, − уточняет руководитель Центра прикладного анализа поведения, на базе которого работает «Черепашка АВА» Ольга Филистович. – И мы их адаптируем, учим не просто общаться с окружающим миром, но получать от этого удовольствие. Это для нас просто сказать «иди поиграй с другими детками», а малышу с аутизмом не понятно, во-первых, что значит «поиграй», во-вторых, – а зачем мне это делать? И наша задача именно заинтересовать малыша, вытащить его из панциря и показать: «Смотри! Вокруг так здорово, в реальности интереснее!»
Важный нюанс: очень часто аутистический спектр формируется как вторичное нарушение у неговорящих детей. Например, ему подвержены дети с сенсорной алалией или просто с задержкой развития. Именно поэтому сперва специалисты центра проводят диагностику, определяют круг вопросов и только потом начинают работу.
− Пугает неизвестное. Как только мы понимаем принцип действия и причину расстройства – страх уходит, − объясняет на пальцах О. Филистович. – И этот принцип применим ко всем, не только к деткам с РАС.
Но именно с особенной детворой результаты наиболее яркие и конкретные. После коррекционной терапии они возвращаются в обычный сад с желанием говорить, играть с другими детками, познавать окружающий мир.
Занятия в «Черепашке АВА» начинаются в 10 утра.
− Наш садик – это не просто пребывание, пока родители на работе, это интенсивная коррекционная работа по запуску и развитию речи, − акцентирует внимание О. Филистович. – Преимущественно именно родители в АВА-садике сопровождают детей, помогая им вовлекаться в процесс. В день четыре занятия – это логоритмика, музыкальная терапия, психомоторика. А в перерывах малыши ходят в спортзал − на занятие по сенсорной интеграции.
Возвращение в сад
Первые две недели родители буквально учатся вместе с детками. Как только папа и мама усвоили базовые навыки воспитательного процесса – деток можно приводить на стационарные занятия.
Каждое из занятий длится 45 минут. Это не всегда по силам и взрослому, а дети в принципе терпением и выдержкой не отличаются.
− А сидеть на одном месте и не нужно, − объясняет О. Филистович. – АВА-терапия не предполагает статики. Каждое занятие импульсивное, разнообразное. Цель – не интеллектуальное развитие (оно-то как раз у деток бывает на очень высоком уровне), а развитие речи. Очень часто дети с РАС абстрагируются от общества потому, что не знают, что такое общение, как это работает.
Объясняем на пальцах
Весь обучающий процесс стоит на трех китах: визуал, тактильные ощущения, слух. Каждое задание проговаривают четко и внятно. Хвалят за правильное выполнение. И не просто не ругают, а даже не акцентируют внимание на ошибках. Вот, например, Даниил собирает пазл под четким руководством О. Филистович.
− Бери синюю, − Ольга дает конкретную инструкцию, в руках у нее при этом плашки трех цветов. Маленькая ручка тянется сперва к зеленой. Ольга голосом направляет, мол, нет, нужно синюю. Малыш тут же выбирает нужный цвет. На личике расцветает довольная улыбка.
Мила уже справилась с пирамидкой. И переключилась на деревянный пазл: нужно разместить фигуры по формам. Ольга смеется: скоростная сборка в действии.
Следующее занятие − музыкальная терапия. Занятие ведет музыкальный руководитель Ирина Ефременко. Она ловко играет на баяне, а Даниил и Мила охотно прихлопывают и подпевают. Баян сменяют цимбалы, тут к концерту присоединяются маленькие исполнители, а затем цимбалы сменяют тамтамы. И здесь тоже не развивают умственные способности, а учат говорить.
− С помощью музыки мы «запускаем» речь, − объясняет Ольга. − Детки с аутизмом очень восприимчивы к музыке. Если произнести фразу «В траве сидел кузнечик» − не поймут. Если эту же фразу пропеть − запоминают на лету.
То же самое и, например, с предлогами. Усвоить привычные нам «в», «под», «над» обычным способом сложно. Стоит только их пропеть – воспринимают на ура.
− Один из наших воспитанников, Мишка, не говорил совсем, но как выводил «Калинку-Малинку» − заслушаться можно, − с улыбкой вспоминает Ольга.
Подчеркнем: акцент делают не на том, чтобы дать детям прослушать мелодию или пропеть. Под музыкальное сопровождение детки выполняют разные задания. Особенно хороши, по словам специалистов, струнные инструменты: все нервные окончания находятся на кончиках пальцев, через которые и идет взаимодействие.
Все в спортзал
Перемещаемся в спортзал на занятие по сенсорной интеграции. Тимофей Германович проводит для детей эстафету, используя сенсорные принадлежности. Любимое упражнение Даниила, судя по довольному личику, – тренировка вестибулярного аппарата − качание на фитболе. Выглядит как развлечение, но это именно терапия. В игровой форме специалисты учат ребенка воспринимать мир именно через сенсорные системы: тактильную, положение тела в пространстве, вестибулярную.
В мини-саду четыре основных специалиста: по сенсорной интеграции, АВА- и музыкальной терапии, а также логопед. Есть три помощника воспитателя. С учетом того, что группы маленькие – по шесть-семь человек, такого состава более чем достаточно. Нередко функции преподавателя берут на себя родители: многие проходят курсы и стажировку в центре, чтобы потом полностью погрузиться в специфику работы.
И еще одна главная особенность «Черепашки АВА»: можно прийти на час логоритмики, потом уйти домой и снова вернуться на занятия по сенсорике через несколько часов.
− Заметили, что ребенок устал или заскучал, – идите отдыхать, − повторяет как аксиому О. Филистович. – Цель не загрузить, а заинтересовать. Только тогда будет результат и успех.
Вместо послесловия
− Мой главный совет всем мамам – не затягивайте с походом в детский сад – обычный, не коррекционный, − отмечает О. Филистович. – Дома не всегда можно заметить, когда что-то идет не так. Родители в целом и мамы особенно − необъективны. Воспитатель же – независимый наблюдатель, который быстрее заметит какие-то проблемы и особенности, на которые стоит обратить внимание.
Фото Ирины Малиновской
Смотрите также: