«Мы ничего не замалчиваем». Педагоги столицы обсудили новую учебную дисциплину в вузах
Диалоговую площадку в рамках республиканской информационно-просветительской акции «Беларусь адзіная» организовал 10 ноября комитет по образованию Мингорисполкома, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
С представителями большого педагогического коллектива столицы встретились председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке Игорь Марзалюк и председатель правления республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание» политолог Вадим Гигин. Мероприятие вызвало большой интерес – в довольно вместительном актовом зале комитета по образованию Мингорисполкома было непросто отыскать свободное место.
Встреча была посвящена конкретной теме: в этом учебном году начата реализация новой концепции социогуманитарных дисциплин. Ее краеугольный камень – новый предмет под названием «История белорусской государственности».
– Мы решили продлить посвященную Году исторической памяти республиканскую информационно-просветительскую акцию «Беларусь адзіная», но более предметно – не просто говорить об истории в целом, а конкретно о курсе истории белорусской государственности, который с этого года в рамках новой концепции социогуманитарного образования преподается в наших вузах, – отметил в начале встречи В. Гигин.
В соответствии с новой концепцией студент вне зависимости от избранной им специальности должен прослушать три обязательные социогуманитарные дисциплины – это история белорусской государственности, философия и современная политэкономия. Плюс еще три на выбор. Преподают эти дисциплины на первых двух курсах, а значит, имеет место самая непосредственная связь со знаниями, которые студент получил в школе.
Отсюда важность соотнесения нового курса не только с высшей школой – важно обеспечить преемственность дисциплин, поговорить с предметниками и специалистами из школ и средних специальных учебных заведений, разъяснить суть курса, ответить на вопросы и принять к сведению имеющиеся предложения. Этот год во многом экспериментальный, подчеркнули спикеры: идет отработка дисциплины, фиксируется реакция, вносятся коррективы.
– Для нас с Игорем Александровичем Марзалюком, как соавторов программы и учебника, очень важно не только то, как воспринимают новацию в вузе, но и преемственность со средней школой. Курс истории государственности должен соотноситься с курсами истории Беларуси, всеобщей истории и обществоведения, потому что он соединяет все это в себе, – акцентирует В. Гигин. – Когда мы говорим о Годе исторической памяти, о развитии исторической политики, речь идет не только о таких событиях, как, например, открытие памятника, но и о повседневной кропотливой, очень важной работе, которая ведется в школах, вузах, средних специальных учебных заведениях. Она, наверное, даже в чем-то важнее, чем праздники и фестивали, которые мы научились проводить и проводим. Важно знать, как наши коллеги учителя, которые соприкасаются с этим каждый день, воспринимают данный курс, нашу историческую политику и реализуют ее на местах.
В. Гигин поделился опытом общения на подобных диалоговых площадках:
– Часто спрашивают: этот курс – это что, пропаганда? Отвечаю: в каком-то смысле да, почему нет? Но это пропаганда в хорошем смысле слова – как пропаганда здорового образа жизни. В этом курсе и учебнике мы ничего не замалчиваем, не пытаемся «удревнить» нашу историю, подретушировать какие-то ее страницы – говорим и о славе, и о не славе, чтобы на основании правдивой информации учащийся мог гордиться своей страной.
Новый курс – исключительно белорусоцентричный:
– Если у нас был Франциск Скорина, конечно, мы его ставим в один ряд с выдающимися просветителями – и абсолютно по праву. Если это элемент пропаганды – пусть, но это хорошая пропаганда, – говорит В. Гигин.
В свою очередь И. Марзалюк рассказал о структуре курса и учебника, уделив внимание отдельным моментам реализации большого творческого замысла:
– Не было сістэмнага падручніка, дзе б адэкватна ды вмяняльна былі прагавораны з пазыцыі беларускай дзяржавы, з улікам беларускай суб’ектнасці ды беларусацэнтрычнасці асноўныя моманты, звязаныя з гісторыяй дзяржаўнасці нашай краіны. Чаго няма ў гэтым падручнику? Няма ў ім канцэптаў Северо—Западного края ды Крэсаў Усходніх. У ім няма і не можа быць абразлівых і зневажальных выказванняў пра тое, што беларускай нацыі не існуе, што беларуская дзяржава – гэта збег нейкіх вонкавых абставін. Калі чалавек спавядае такія погляды, яму не месца ні ў сярэдняй школе, ні ў вышэйшай навучальнай установе, бо гэта абсалютна неабазнаны, недасведчаны чалавек. Магчыма, недзе эмацыйна, жорстка, але як ёсць.
Встреча прошла в атмосфере доброжелательности и конструктивного диалога. Возможность высказаться и быть услышанным имел любой желающий.
Фото Ирины Малиновской
Смотрите также: