На экране — война. После какого инцидента «Беларусьфильм» стали называть «Партизанфильмом»
Белорусскому кино исполнилось 100 лет. После какого инцидента «Беларусьфильм» стали называть «Партизанфильмом» и какие картины принесли студии славу? Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Хватит фантазировать!
На основании постановления СНК БССР «Об урегулировании кинодела БССР» 17 декабря 1924 года было создано Управление по делам кино при Народном комиссариате просвещения БССР — «Белгоскино». Сначала снимали кинохронику. Фиксировали на пленке первомайские демонстрации и другие крупные события в республике. Для документалистов построили здание на пересечении ул. К. Маркса и Ленина, во время войны оно было уничтожено. Ввиду отсутствия технической базы в Минске павильонные сцены художественных лент запечатлевали в Москве и Ленинграде, а натуру — в БССР. В 1928-м студию художественных фильмов временно разместили в Ленинграде. До середины июня 1941 года «Белгоскино» выпускало не только патриотические картины, но и множество комедий, мелодрам, экранизаций классики.
В первое послевоенное десятилетие и в 1960–1970-е среди режиссеров было немало фронтовиков и тех, кто пережил войну в детстве, потерял близких. Она не отпускала их души. Поэтому снимали так много тематических лент. Но изначально не обошлось без конкретного прецедента. Когда студия вернулась после Победы в Минск, ведущий постановщик Владимир Корш-Саблин хотел порадовать зрителей комедией, но переусердствовал с плакатным счастьем в фильме «Новый дом» (1947). По сюжету молодые председатели соседних колхозов Иван Вешняк и Мария Чередникова соперничают, стахановскими темпами возводя в своих селах десятки кирпичных домов со всеми удобствами для селян, живущих сыто и в достатке. Минчане, продолжавшие существование впроголодь в подвалах, землянках, бараках, глазам своим не поверили на премьере. В ЦК КПБ от зрителей посыпались жалобы с обвинениями киношников во лжи. Руководство республики решило не гневить народ, переживший войну. За лакировку действительности все создатели, включая режиссера, получили выговор. Сцены с излишним глянцем и обильными застольями вырезали. Также руководству студии поступили прямые указания перестать придумывать небылицы о настоящем, лучше снимать кино о войне и партизанах. Начать посоветовали с картины о герое-подпольщике Константине Заслонове. Следующая лента Корш-Саблина была о нем. Этот случай, по мнению советского историка белорусского кино Анатолия Красинского, послужил превращению «Беларусьфильма» в «Партизанфильм».
Никто не умаляет заслуг отечественных кинематографистов, снимавших прекрасные картины для детей, ленты других жанров. Но, если уж мозаика продукции белорусской студии во многом складывалась из фронтового кино, вспомним в честь юбилея некоторые из наиболее знаковых фильмов этого жанра.
«Часы остановились в полночь» (1958)

Картина Николая Фигуровского вошла в пятерку самых кассовых лент студии за всю историю. В первый год показов ее посмотрели 35 млн зрителей. В основе сюжета — операция подпольщиков по устранению главы рейхскомиссариата оккупированной Беларуси Вильгельма Кубе в ночь с 21 на 22 сентября 1943-го.
Реакция зрителей в год премьеры оказалась неоднозначной. Всего 15 лет прошло после освобождения республики и ее столицы от гитлеровских захватчиков. Многие минчане пережили оккупацию, были очевидцами реальных событий. У выживших подпольщиков имелись претензии к фильму. Он сделал Елену Мазаник в умах миллионов несведущих единственным ключевым героем акции возмездия. А ведь в операции принимали участие десятки людей, многие из них погибли. Кого-то несправедливо забыли.
Сын автора сценария кинооператор Феликс Кучар вспоминал: «Отец из архивов знал, как все происходило в 1943 году на деле. Не все можно было выдавать на экран. Не зря все фамилии персонажей изменены. Его задачей было создать кассовый сценарий для зрителя. И он создал. Сюжет держал внимание до финала».
«Руины стреляют…» (1970)

Пяти городам СССР присвоили почетное звание «Город-герой», а Брестской крепости — «Крепость-герой» 8 мая 1965 года. Киев в списке значился, а Минск — нет. Основная причина в том, что до середины 1960-х темы минского подполья в прессе и литературе почти не касались. В ней оставалось много пробелов, неясностей. Первый секретарь ЦК КПБ Пётр Машеров распорядился провести исследование и обнародовать подвиги минских подпольщиков. Задачей было не преувеличить заслуги героев, а донести до народа правду. Первую книгу трилогии «Минский фронт» — «Руины стреляют в упор» — издали в 1965 году. Вторую — «Дороги скрестились в Минске» — в 1966-м. Автор — писатель, журналист Иван Новиков, в то время заведующий корреспондентским пунктом газеты «Правда» в БССР. Экранизацию доверили 35-летнему Виталию Четверикову. Работа над сложным шестисерийным фильмом растянулась на три года — с 1969-го по 1972-й. В первой же сцене картины — конвоирование русских пленных по Минску — мы можем увидеть не существующую ныне старую Немигу. Жителей домов к моменту съемок уже расселили. Готовились к сносу. Окна зданий в кадре зияют пустотой.
Телепремьера на главном ТВ-канале страны всколыхнула общественность. Настроений добавила и статья собкора «Известий» в БССР Николая Матуковского о минском подполье «1 100 дней». В 1974 году Минск стал городом-героем.
«Альпийская баллада» (1965)

Экранизация повести Василия Быкова стала одной из лидеров советского проката в год выхода. Рассказ о трех днях жизни бежавших из плена белоруса Ивана и итальянки Джулии взволновал зрителей. В условиях преследования, постоянно нависающей над персонажами опасности между мужчиной и женщиной возникает любовь. Узники борются за жизни друг друга. Иван в финале погибает, спасая Джулию. Картина вовсе не развлекательная. Даже с началом хрущевской оттепели к побывавшим в плену государство продолжило относиться неоднозначно. И повесть, и лента — это еще одна попытка реабилитации узников.
Когда фильм снимали, цензурные рамки в СССР сузились. Режиссера Бориса Степанова вызвали к начальству, которое потребовало убрать из готового материала сцены воспоминаний Ивана о довоенном периоде, коллективизации, репрессиях, голоде.
Джулию должна была сыграть итальянская актриса Илария Оккини. Ее утвердили на роль, но затем попытались снизить названную ею сумму гонорара, непомерную для СССР. А потом оказалось, что ее отец, писатель Барна Оккини, в свое время открыто симпатизировал фашистскому режиму Муссолини. О приглашении Иларии сразу же забыли.
Утвержденный на роль Ивана актер театра на Таганке Станислав Любшин по просьбе Степанова ходил на спектакли других московских театров. В одной из постановок театра на Малой Бронной он увидел Любовь Румянцеву, студентку ГИТИСа, игравшую резвую смешливую пионерку. Такая энергичная девушка как раз и была нужна.
В 1968 году картина стала обладателем приза за лучший фильм на Индийском международном кинофестивале.
«Я родом из детства» (1966)

В этой ленте нет боев, но она пронизана войной. События происходят в апреле 1945-го. Мальчишки Игорь и Женька из недавно освобожденного белорусского городка ждут возвращения близких с фронта. Фильм нашел отклик в сердцах миллионов, так как к середине 1960-х выросло поколение, представители которого, как и герои картины, остались без отцов, внимания матерей, работавших с утра до вечера. Мальчишки бегали по развалинам, находили патроны, гранаты, иногда становились калеками или даже погибали. Они жалели, что в силу возраста не успели проявить себя на войне.
Режиссер Виктор Туров и сценарист Геннадий Шпаликов снимали ленту о себе. Они тоже дети войны. Учились вместе во ВГИКе, тогда и задумали этот фильм.
Роль танкиста с обожженным лицом сначала должен был сыграть Николай Губенко. Но из-за занятости уступил ее коллеге по театру Владимиру Высоцкому. Туров ранее слышал его песни, но не знал о существовании военных. Не только он, но и председатель Госкино БССР Борис Павленок был впечатлен, услышав их, и на свой риск разрешил воспользоваться произведениями в картине. В нее вошли композиции «В холода, в холода», «На братских могилах…», «Звезды». В некоторых эпизодах их исполняет Марк Бернес. Вскоре в дилогии Турова «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой» вновь прозвучали песни Владимира Семёновича.
Супруга Высоцкого, мать двоих его сыновей, актриса Людмила Абрамова, присутствовала на съемках ленты «Я родом из детства». Она рассказывала: «Работа в Гродно запомнилась сценой казни предателей, полицейских. Требовалась большая массовка. Пришла половина города. Эти люди помнили подобные события, происходившие на самом деле. Какие у них были лица!»
«Иди и смотри» (1985)

Книгу Алеся Адамовича «Хатынская повесть» привез из Минска в середине 1970-х режиссеру Элему Климову в Москву его брат Герман. Постановщик понял, что нашелся материал, о котором он давно мечтал. Климов провел военное детство в Сталинграде, и оно не давало ему спать. Режиссер думал, что, высказавшись посредством ленты, притупит боль. Сценарий не приняли в Госкино СССР: в нем отсутствовали подвиги, патриотизм. Была только жуткая правда о войне, сожженных деревнях, об издевательствах. Натурализма, как в фильмах ужасов, где кровь брызжет фонтаном, в сценарии не наблюдалось. Но трагедия показана через слом психики главного героя — подростка, а это еще страшнее. Даже Адамович считал, что экранизация станет жутким зрелищем.
Спустя восемь лет, в 1984-м, в высоких кабинетах решили: подрастающее поколение стало воспринимать войну как большое романтическое приключение или миф. Только тогда картину запустили в производство, чтобы напомнить: война — это страдание и смерть. На съемках возле исполнителя главной роли Алексея Кравченко дежурил гипнолог-терапевт. Герою требовалось пережить десятки состояний — от жизнерадостного мальчишки до парня, ставшего в одночасье стариком со сломанной психикой.
— Если мы забудем свое прошлое, — делился Э. Климов, — мы обречены пережить его заново. Когда делали эту ленту, чувствовали огромную ответственность перед теми, кто сгорел в избах, амбарах. Те люди незримо нас окружали, будто стояли рядом.
«В августе 44-го» (2001)

Эту ленту знает современный зритель, хотя ей уже почти 24 года. На излете 1990-х режиссер Михаил Пташук решил сделать едва ли не первый белорусский блокбастер, взяв за основу сценария роман Владимира Богомолова «Момент истины». Постановщик создал идеальный продукт, где все — актеры, события, техника съемки в движении — слаженно и гармонично. Каждые 10 минут повествование подбрасывает новые ребусы. Ближе к кульминации начинается обратный отсчет — принцип ограничения героев во времени: сутки на поимку шпионов, иначе — трибунал. Поэтому многие зрители не могут оторваться от картины до самого финала, хотя видели ее уже не раз.
Правда, между автором книги и режиссером возникали разногласия о достоверности деталей. Например, писатель настаивал: не может военная автоколонна ночью передвигаться с фарами — попадет под обстрел с воздуха! Но в кино свои нюансы: в кадре грузовики ночью без фар — это просто черный экран!
Как бы там ни было, Богомолов знал, о чем писал, а Пташук — что снимал.




































