На остановке остановите, пожалуйста! Все что вы не знали об истории маршрутных такси в Минске
В Минске маршрутные такси появились более 50-ти лет назад. Почему услуга, задуманная для комфорта горожан, постепенно стала вызывать много критики — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Спорный вопрос
В народе укоренилось убеждение: в маршрутке человек должен хоть немного страдать. Отсюда и анекдот: «После поездки в ней понимаешь, зачем в детском саду была игра «Займи стульчик». Могут «порадовать» и попутчики, которые словно забывают о присутствии других пассажиров и во весь голос начинают обсуждать по телефону семейные дрязги, мужей, соседок и даже деликатные заболевания.
Общественный транспорт постоянно расширяет свою сеть, и маршруток становится все меньше. Для шустрых микроавтобусов осталась небольшая ниша — линии между секторами столицы, не связанными между собой напрямую. Они колесят через весь город не всем понятными зигзагами. Но в этом и прелесть. Недавно знакомый оказался в 10-й больнице в Чижовке. Его супруге пришлось бы ездить к нему с четырьмя пересадками. То еще удовольствие. Однако оказалось, что от новостроек около рынка «Ждановичи», где проживает семья, до 10-й больницы курсирует маршрутное такси!
В восторге от этого транспорта и жители городов-спутников, многие из которых работают в Минске. Они ежедневно совершают рейсы утром и вечером, например из Жодино в столицу и обратно.
Вместе с тем есть и негативные стороны. В современных электробусах, автобусах и новых трамваях работают кондиционеры. В маршрутных такси их тоже включают, тем более что опция открытия окон в пассажирском отсеке в большинстве таких машин не предусмотрена производителем. Но если система охлаждения неисправна или шофер из экономии ею не пользуется, салон нагревается гораздо сильнее, чем в автобусе. В летнюю жару такое средство передвижения — сауна на колесах.

ЗИС-110
Незаконная инициатива
До Великой Отечественной в Минске не было маршрутных такси. Однако их запустили в Москве между крупными площадями, парками, вокзалами. То есть заботились не о ежедневной доставке граждан домой и на работу, а о приезжих — этакий туристический шик. 120 маршруток на базе лимузинов ЗИС-110 доставляли людей из разных точек Белокаменной на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Стоимость проезда — 3 рубля 50 копеек. Билет в трамвае тогда обходился в 50 копеек, в автобусе — в 1 рубль.
После войны в белорусской столице маршрутки по-прежнему отсутствовали. Но имели место нелегальные частные инициативы. Минчане часто отправлялись на рынки в ближайшие районные городки за сельхозпродукцией, где она стоила значительно дешевле. В базарные дни водители грузовичков-полуторок, посвистывая, похаживали по Привокзальной площади. Люди шли к ним целенаправленно. Когда набиралось человек 20, шофер с пассажирами отправлялся в ближайшую подворотню, все залезали в кузов стоящей там машины и ехали на базары. Для сравнения: в 1945 году 1 кг говядины в магазине нормированной торговли по талонам стоил 12 рублей, а в коммерческом — 150. Поездка в полуторке в один конец обходилась в 10 рублей. Соответственно, в две стороны — в 20. Туда и обратно ехали все. Значит, водитель имел 400 рублей — месячную зарплату. Возможно, делился с диспетчером, выпустившим машину с базы. В столицу народ вез даже живность — поросят, кур, кроликов. Вот такая предтеча минских пригородных маршруток.

РАФ-977ДМ
Человеческий фактор
Официальные маршрутные такси появились в нашей столице в 1974 году. Микроавтобусы округлых форм РАФ-977ДМ отправлялись от Белгосфилармонии по шести направлениям: в Чижовку, Серебрянку, Курасовщину, до улиц Жудро, Ландера, Казинца. Для жителей этих кварталов они стали спасением. Например, улица Жудро в ту пору была окраиной города. Автобусы туда ходили редко, с большими интервалами. Считалось, что для запуска интенсивного движения коммунального транспорта в районе маловато населения. И вдруг жителям предложили комфортабельные микроавтобусы. Правда, по утрам, чтобы в них попасть, приходилось отстоять очередь. К тому же очень скоро водители перестали соблюдать правила, и набивался полный салон. Многие ехали стоя, нависая над успевшими сесть. Поручни в машине отсутствовали, да и потолок был низким. Стоимость поездки — 15 копеек (цена сливочного мороженого). В автобусе и позже в метро — 5 копеек, в троллейбусе — 4, в трамвае — 3 копейки.
В определенный период в маршрутках, как и в остальном городском транспорте, установили кассы самообслуживания. Бросаешь монетку в аппарат, крутишь колесико — выскакивает билет. Но те, кто ехал в РАФе стоя, чаще всего рассчитывались с водителем напрямую. Ведь сумма монет в аппарате давала статистическую картину перевезенных пассажиров. А для шофера оставшиеся без сидячего места — «левый» заработок.
Вообще, подобные аппараты самообслуживания — индикатор социальной сознательности. Нередко в автобусах и троллейбусах подростки и некоторые взрослые игнорировали покупку билета. Ездили «зайцем». Укоризненных взглядов других пассажиров они не боялись.

РАФ-2203
В 1980-х появился микроавтобус РАФ-2203, похожий на рояль: широкий, с большими окнами. Местом отправки стала площадь перед Комаровским рынком. Добавились рейсы до улиц Одоевского, Серова, жилого района Запад. Курсировал «рояль» и от аэропорта Минск-1 до аэропорта Минск-2 и обратно.
В начале 1990-х маршрутки исчезли с улиц, однако уже в середине десятилетия город наводнили синие микроавтобусы Ford Transit, выпускавшиеся в деревне Обчак под Минском. Бегали и «Газели», кресла в которых частники компоновали так плотно, что вытянуть ноги мог только мальчик-с-пальчик. Оптимизируя затраты, маршрутчики забывали об удобствах пассажиров. Да и поведение некоторых водителей негативно повлияло на отношение к этому виду транспорта.
В последнее десятилетие деятельность перевозчиков существенно упорядочили, почти добившись соблюдения ими элементарных правил.
Фото из интернета
Еще материалы рубрики:
С чего начиналось стройотрядовское движение, и почему в начале 1950-х его хотели запретить
Огромные наценки, подростковая токсикомания. Почему сухой закон не стал спасением для СССР
Зодчий Иван Жолтовский до революции 1917-го строил для миллионеров, а после — для Сталина
Покорил небо и сцену. За какие подвиги и курьезы запомнили летчика-истребителя Николая Шутта
Удобство важнее условностей. Как кроссовки «разошлись» по всему миру