На первом просмотре Шолохов вышел из зала и уехал из студии. Как снимали фильм «Судьба человека»
Как снимали фильм «Судьба человека» и почему Михаил Шолохов 10 лет откладывал написание произведения, а Сергею Бондарчуку не сразу позволили его экранизировать, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
1942 год. Контуженый Андрей Соколов попадает в плен, проходит через фашистский концлагерь, бежит из него. Вернувшись в ряды Красной армии, узнает, что жена и две маленькие дочери погибли в Воронеже во время бомбежки. Его сын тоже воюет, но не доживает до Победы. Уже после войны Соколов случайно встречает мальчишку, потерявшего родителей. Два осиротевших человека — большой и маленький — становятся друг для друга родными.
Куда лезешь?
Будущий режиссер Сергей Бондарчук родился в 1920 году. С ранних лет увлекался кино и театром. Вырезал края газетных полос и рисовал на них раскадровку придуманных историй. В своем дворе в Таганроге сооружал сцену и устраивал на ней представления. С 1938-го учился в Ростовском театральном училище. В Великую Отечественную участвовал в битве за Кавказ, воевал в Сталинграде. Потом поступил во ВГИК на актерский курс Сергея Герасимова, который окончил в 28 лет, в 1948-м. Актерская карьера была головокружительной. Через два года начинающему исполнителю присвоили звание заслуженного артиста РСФСР. А еще через год он стал самым молодым за всю историю народным артистом СССР, лауреатом Сталинской премии за роль Тараса Шевченко в одноименном фильме. Очень уж понравилась эта киноработа вождю!
В 1956-м ему рукоплескали в Каннах. Картина «Отелло» Сергея Юткевича, в которой Бондарчук сыграл ревнивого мавра, получила приз за лучшую режиссуру. Казалось бы, о чем еще можно мечтать?
История литературной основы «Судьбы человека» началась с того, что весной 1946 года Михаил Шолохов на охоте случайно встретил попутчика, который на какой-то забытой богом железнодорожной станции рассказал печальную историю своей жизни — о гибели семьи, концлагере, об усыновлении сироты.
Хотя есть и другая версия, которую писатель якобы скрывал по договоренности. Согласно ей прототип главного героя — летчик-ас Григорий Дольников, уроженец деревни Сахаровки Горецкого района Могилевской области. В 1943-м он попал в плен, бежал, воевал в партизанском отряде. Сцена, где герой, сохраняя достоинство перед расстрелом, который не состоится, выпивает в концлагере три стакана водки, а врученную закуску делит поровну между соседями по бараку, как раз из биографии пилота.
Советское правительство не скрывало отношения к гражданам, попавшим в плен. Было немало тех, кого после немецких лагерей на родине отправляли в ГУЛАГ по разным причинам. Поэтому в 1946 году Шолохов понимал: произведение о нелегкой доле узника фашистских застенок просто не опубликуют.
Спустя 10 лет, когда началась хрущевская оттепель, Михаил Александрович за семь дней написал рассказ, который косвенно реабилитировал побывавших в плену. Его опубликовали в главной газете страны — «Правде» (номера за 31 декабря 1956-го и 1 января 1957 года). Бондарчук прочел его и решил изменить свою судьбу, стать режиссером, хотя профильного образования не имел, а это тогда было серьезным препятствием. Слухи в киносреде распространялись быстро. Уже 13 января 1957-го на посиделках по случаю новогодних праздников по старому стилю Бондарчук подошел к столику, за которым находился директор «Мосфильма» Иван Пырьев, поздравил с Новым годом, а тот уперся кулаками в стол, поднялся и произнес: «Куда лезешь? Тебе мало актерства?» И это притом, что Иван Александрович всегда опекал молодых режиссеров.
Бондарчук не опустил рук, набрался смелости и пять раз приходил прямо домой к Шолохову. Тот принимал его, присматривался. В итоге разрешил экранизацию. Более того, будучи вхожим в кремлевские кабинеты, добился, чтобы актеру Бондарчуку никто не препятствовал в работе над картиной в качестве режиссера.
Недолгая слава
Главную роль Андрея Соколова постановщик изначально хотел исполнить сам. Коллеги в кулуарах студии посмеивались над этим решением. Алгоритм «сам снимаю — сам играю» никогда не приветствовали в сообществе. Режиссеру нужно принимать сотни решений, наладить механизм работы огромного числа специалистов. Обязанность работать еще и в кадре может мешать слаженной организации. Тем не менее у Сергея Федоровича все получилось.
На роль жены Соколова Шолохов предложил актрису Зинаиду Кириенко. В ленте «Тихий дон» по его произведению она сыграла Наталью и очень точно попала в образ.
Режиссер долго искал мальчишку, способного воплотить на экране сироту Ваню, пока актер Владимир Борискин не привел на пробы своего 5-летнего сына Павла. Он еще не умел читать, поэтому учил роль на слух с мамой. Однако был смышленым: перед сценой, в которой должен жадно есть, решил не принимать пищу весь день, чтобы выглядеть убедительным в кадре. После школы Павел три раза безуспешно пробовал поступать во ВГИК. Сменил много профессий, в том числе работал таксистом.
Сыграть коменданта лагеря, у которого с Соколовым происходит психологический поединок, пригласили актера московского Малого театра Юрия Аверина. Он не любил кино, обожал театральную сцену, но не отказывался от эпизодов. Так вышло, что звали его преимущественно на роли нацистов.
Ушел с просмотра
Сцену прощания с женой на вокзале снимали в Тамбове. Местные жители, приглашенные в массовку, не могли раскрепоститься. Особенно смущались женщины, которых после команды «Мотор!» начинали обнимать посторонние люди в качестве экранных мужей. Бондарчук что-то шепнул Кириенко. Когда началась съемка, она пронзительно крикнула: «Не увидимся мы с тобой на этом свете!» Учитывая, что все взрослые тогда пережили войну, кто-то потерял близких, женщины заплакали, и эпизод удался.
Сцену, где пленных ведут в церковь, запечатлели в Свято-Богоявленском храме в Воронежской области.
Для знаменитого эпизода с водкой киногруппе освободили контору карьера «Северный» в Ростовской области. В этом карьере снимали работу пленных в каменоломне. Также кинематографисты побывали в Воронеже и Калининграде.
Бондарчук справился с работой постановщика и параллельно смог сыграть главную роль во многом благодаря другу, оператору-постановщику Владимиру Монахову. Он одним из первых в советском кинематографе в сцене побега из лагеря использовал съемки с вертолета.
Фильм сняли за 74 дня. Когда картину смонтировали, Бондарчук позвал в просмотровый зал Шолохова и Герасимова. Еще до финала, на последних секундах, писатель быстро вышел из зала, наступив режиссеру на ногу, и уехал из студии. Вернувшись домой, постановщик ожидал телефонного звонка. Михаил Александрович позвонил ближе к полуночи и сказал: «Извини, не хотел при всех рассопливиться».
Премьера состоялась 12 апреля 1959-го. Ленту в первый год увидели свыше 40 млн зрителей. И спустя более чем 60 лет фильм заставляет сопереживать главному герою — значит, время над ним не властно.
Еще материалы рубрики:
Почему режиссер Григорий Чухрай заменил исполнителей главных ролей. Как снимали «Балладу о солдате»
В машине, где сидел Булдаков, отказали тормоза. Как снимали фильм «Ради нескольких строчек»