На полчаса за 1 рубль или на 75 минут за 2 рубля. Нужны ли минчанам новые варианты оплаты проезда?
Новые варианты проездных на короткие периоды времени предложили обсудить жителям столицы. Насколько они удобны, выгодны и есть ли смысл вводить такую тарификацию, разбиралась корреспондент агентства «Минск-Новости».
Вместо предисловия
Впервые планы введения проездных на короткие интервалы времени с неограниченным количеством пересадок на наземном транспорте были озвучены руководством «Минсктранса» в начале 2016-го: тогда просчитывалась возможность введения к концу года таких билетов на 1 час. Не случилось. Неоднократно о проездных на 30 и 60 минут говорилось в 2017 и 2018 годах, а также в конце 2019-го. Параллельно на вопросы по этой теме звучали противоречивые ответы руководства «Минсктранса», например, о том, что «действующее тарифное меню в полной мере отвечает потребностям большинства населения» или что «введение билетов на 30 и 60 минут в ближайшее время не планируется».
Тем не менее 15 мая 2020 г. в качестве пилотного проекта горожанам были предложены следующие варианты билетов на короткие временные интервалы с неограниченным количеством пересадок на наземном транспорте: на 30 минут стоимостью 1 рубль и на 75 минут по цене 2 рубля. При этом отмечалось, что возможные варианты оптимизации действующей системы оплаты проезда проработаны ГП «Столичный транспорт и связь» совместно с ГП «Минсктранс» с учетом международного опыта и предложений, поступающих от пассажиров.
Недосказанное
Сначала о том, какой информации минчанам не хватает, чтобы объективно оценить необходимость таких талонов.
Прежде всего пассажиры должны знать, что с введением в обращение новых билетов существующие разовые поездки и обычные талоны по нынешней цене 0,65 рубля (при покупке в киоске) не отменят. Это, кстати, одна из причин того, что квитки на 30 и 75 минут планируются на бумажных носителях, а не на БСК.
Комментарий специалистов «Минсктранса»:
— Количество дорожек бесконтактных смарт-карт в принципе позволяет записать на них новые тарифы. Но если пассажир захочет иметь на своем электронном проездном одновременно их и, допустим, разовые поездки, валидатор не сможет определить, какие списывать в первую очередь.
Для некоторых минчан пока не является очевидным даже такой нюанс: отсчет времени начинается с момента компостирования талона в первом транспортном средстве, а не с момента покупки квитка.
Не увидели горожане и сведений о том, что входит в предлагаемые 30 и 75 минут и как действовать на 31-й и на 76-й минуте, особенно если задержка в пути произошла из-за ДТП, поломки транспортного средства и т. д. В описании предложения не сказано, будет ли учитываться время, затраченное пассажиром на пересадку, ведь теоретически на промежуточной остановке можно простоять 10–15 минут или не уложиться в отведенное время, находясь в транспортном средстве, задержавшемся по вине перевозчика или из-за ДТП, пробки и т. д.
— В столицах стран — соседей Беларуси к таким вопросам подходят по-разному: например, в Вильнюсе, если закончилось время действия краткосрочного билета, человек может спокойно ехать еще минут 10, — отмечает эксперт по транспорту инициативы «Умный город» аспирант кафедры «Экономика и логистика» БНТУ Кирилл Синютич. — В Варшаве по-другому: например, если в дороге время, зафиксированное на 20-минутном билете, заканчивается, это проблема пассажира, нужно купить новый квиток. А вот в Москве своя система. Если активирован тариф «90 минут» и на 89-й минуте вы сели в метро или автобус, то можно ехать до нужной станции или остановки. Правда, там есть нюансы, касающиеся количества поездок. По 90-минутному проездному можно лишь единожды воспользоваться метро или поездом городской железной дороги, а наземным транспортом — неограниченное количество раз.
А теперь поясню сказанное выше на примере Минска. Допустим, мне надо добраться из 2-го пер. Розы Люксембург до станции метро «Михалово». В запасе еще 10 минут краткосрочного проездного. По расписанию автобус или троллейбус должен доехать за 8 минут, но по факту — в связи с затором или по другой причине — это время составило 12 минут. Если система работает по вильнюсскому варианту, у контролеров не должно возникнуть ко мне вопросов. Кстати, выяснить причину задержки транспортного средства нетрудно: на терминале в кабине водителя отмечается время опоздания.
Комментарий специалистов «Минсктранса»:
— В отличие от вильнюсского варианта, у нас по окончании времени действия талонов на 30 и 75 минут пассажиру нужно будет прокомпостировать новый билет. В нашем законодательстве не предусмотрен период толерантности на случай, если закончился временной интервал, на который рассчитан проездной.
Ценовой вопрос
По мнению К. Синютича, 1 рубль — не очень дешево, но такую стоимость для 30-минутного билета с возможностью пересадок вполне можно обосновать:
— Этот вариант может быть выгоден пассажирам, которые, не имея безлимитного проездного, едут минимум с одной пересадкой. Больше, пожалуй, за такой промежуток времени сделать не удастся. Хотя с точки зрения привлечения пассажиров к общественному транспорту, возможно, стоило бы сделать цену такого билета меньше. Но не исключено, что и за рубль он будет пользоваться относительным спросом.
А вот по поводу билета на 75 минут за 2 рубля эксперт такого сказать не смог. Как ни старались мы найти его преимущества, не получилось. С первого взгляда видно, что предложенная цена выше или сопоставима со стоимостью проезда в маршрутках. А их трассы обычно составлены таким образом, что пассажир может доехать с комфортом без пересадок из одного конца города в другой или из одного района в другой. Вполне адекватной для подобного проездного была бы стоимость до 1,5 рубля.
— Подобные билеты, теоретически, могут быть выгодны лишь тем, кому нужно сделать минимум три пересадки, то есть воспользоваться четырьмя наземными транспортными средствами (без маршруток), — полагает К. Синютич. — Даже если минчанин решил добраться наземным транспортом из микрорайона в центр города, ему вряд ли придется делать три пересадки в наземном транспорте: маршрутная сеть построена таким образом, что совершать такие маневры нет необходимости. Но даже если так, надо подгадать, чтобы очередное транспортное средство было сразу вслед за ушедшим или минут через 5, иначе не успеть. Если же пересадок нужно больше или их придется делать с разрывом во времени, проще купить проездной на сутки за 3,2 рубля или обычные талоны.
Словом, смысла в билетах на 75 минут за 2 рубля мы не увидели: при необходимости добраться из одного конца города в другой или из одного жилого района в другой любой трезвомыслящий человек воспользуется метро или маршруткой.
[related_posts_mn]Почему в билеты на 30 и 75 минут не включено метро?
Если бы в составе таких проездных была подземка, спрос на них автоматически вырос бы. В большинстве европейских столиц, где есть этот вид транспорта и действуют подобные билеты, они обязательно включают метро. Почему же у нас по-другому? В ГП «Минский метрополитен» объясняют это прежде всего тем, что новые проездные будут реализованы на бумажных носителях, которые в метро недействительны.
Думается, это не единственная причина. При желании заинтересованных сторон с учетом опыта других стран можно было бы продумать действенную схему, включающую в кратковременные билеты все виды городского транспорта. Если такие билеты на самом деле кому-то нужны.