izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

На полчаса за 1 рубль или на 75 минут за 2 рубля. Нужны ли минчанам новые варианты оплаты проезда?

Новые варианты проездных на короткие периоды времени предложили обсудить жителям столицы. Насколько они удобны, выгодны и есть ли смысл вводить такую тарификацию, разбиралась корреспондент агентства «Минск-Новости».

автобусВместо предисловия

Впервые планы введения проездных на короткие интервалы времени с неограниченным количеством пересадок на наземном транспорте были озвучены руководством «Минсктранса» в начале 2016-го: тогда просчитывалась возможность введения к концу года таких билетов на 1 час. Не случилось. Неоднократно о проездных на 30 и 60 минут говорилось в 2017 и 2018 годах, а также в конце 2019-го. Параллельно на вопросы по этой теме звучали противоречивые ответы руководства «Минсктранса», например, о том, что «действующее тарифное меню в полной мере отвечает потребностям большинства населения» или что «введение билетов на 30 и 60 минут в ближайшее время не планируется».

Тем не менее 15 мая 2020 г. в качестве пилотного проекта горожанам были предложены следующие варианты билетов на короткие временные интервалы с неограниченным количеством пересадок на наземном транспорте: на 30 минут стоимостью 1 рубль и на 75 минут по цене 2 рубля. При этом отмечалось, что возможные варианты оптимизации действующей системы оплаты проезда проработаны ГП «Столичный транспорт и связь» совместно с ГП «Минсктранс» с учетом международного опыта и предложений, поступающих от пассажиров.

Недосказанное

Сначала о том, какой информации минчанам не хватает, чтобы объективно оценить необходимость таких талонов.

Прежде всего пассажиры должны знать, что с введением в обращение новых билетов существующие разовые поездки и обычные талоны по нынешней цене 0,65 рубля (при покупке в киоске) не отменят. Это, кстати, одна из причин того, что квитки на 30 и 75 минут планируются на бумажных носителях, а не на БСК.

Комментарий специалистов «Минсктранса»:

— Количество дорожек бесконтактных смарт-карт в принципе позволяет записать на них новые тарифы. Но если пассажир захочет иметь на своем электронном проездном одновременно их и, допустим, разовые поездки, валидатор не сможет определить, какие списывать в первую очередь.

Для некоторых минчан пока не является очевидным даже такой нюанс: отсчет времени начинается с момента компостирования талона в первом транспортном средстве, а не с момента покупки квитка.

Не увидели горожане и сведений о том, что входит в предлагаемые 30 и 75 минут и как действовать на 31-й и на 76-й минуте, особенно если задержка в пути произошла из-за ДТП, поломки транспортного средства и т. д. В описании предложения не сказано, будет ли учитываться время, затраченное пассажиром на пересадку, ведь теоретически на промежуточной остановке можно простоять 10–15 минут или не уложиться в отведенное время, находясь в транспортном средстве, задержавшемся по вине перевозчика или из-за ДТП, пробки и т. д.

Билет на 30 и 75 минут. В Минске обсуждают пилотный проект по проезду в наземном транспортеБилет на 30 и 75 минут. В Минске обсуждают пилотный проект по проезду в наземном транспорте

— В столицах стран — соседей Беларуси к таким вопросам подходят по-разному: например, в Вильнюсе, если закончилось время действия краткосрочного билета, человек может спокойно ехать еще минут 10, — отмечает эксперт по транспорту инициативы «Умный город» аспирант кафедры «Экономика и логистика» БНТУ Кирилл Синютич. — В Варшаве по-другому: например, если в дороге время, зафиксированное на 20-минутном билете, заканчивается, это проблема пассажира, нужно купить новый квиток. А вот в Москве своя система. Если активирован тариф «90 минут» и на 89-й минуте вы сели в метро или автобус, то можно ехать до нужной станции или остановки. Правда, там есть нюансы, касающиеся количества поездок. По 90-минутному проездному можно лишь единожды воспользоваться метро или поездом городской железной дороги, а наземным транспортом — неограниченное количество раз.

А теперь поясню сказанное выше на примере Минска. Допустим, мне надо добраться из 2-го пер. Розы Люксембург до станции метро «Михалово». В запасе еще 10 минут краткосрочного проездного. По расписанию автобус или троллейбус должен доехать за 8 минут, но по факту — в связи с затором или по другой причине — это время составило 12 минут. Если система работает по вильнюсскому варианту, у контролеров не должно возникнуть ко мне вопросов. Кстати, выяснить причину задержки транспортного средства нетрудно: на терминале в кабине водителя отмечается время опоздания.

Комментарий специалистов «Минсктранса»:

— В отличие от вильнюсского варианта, у нас по окончании времени действия талонов на 30 и 75 минут пассажиру нужно будет прокомпостировать новый билет. В нашем законодательстве не предусмотрен период толерантности на случай, если закончился временной интервал, на который рассчитан проездной.

Ценовой вопрос

По мнению К. Синютича, 1 рубль — не очень дешево, но такую стоимость для 30-минутного билета с возможностью пересадок вполне можно обосновать:

— Этот вариант может быть выгоден пассажирам, которые, не имея безлимитного проездного, едут минимум с одной пересадкой. Больше, пожалуй, за такой промежуток времени сделать не удастся. Хотя с точки зрения привлечения пассажиров к общественному транспорту, возможно, стоило бы сделать цену такого билета меньше. Но не исключено, что и за рубль он будет пользоваться относительным спросом.

А вот по поводу билета на 75 минут за 2 рубля эксперт такого сказать не смог. Как ни старались мы найти его преимущества, не получилось. С первого взгляда видно, что предложенная цена выше или сопоставима со стоимостью проезда в маршрутках. А их трассы обычно составлены таким образом, что пассажир может доехать с комфортом без пересадок из одного конца города в другой или из одного района в другой. Вполне адекватной для подобного проездного была бы стоимость до 1,5 рубля.

Pavel Rusak 1 of 5— Подобные билеты, теоретически, могут быть выгодны лишь тем, кому нужно сделать минимум три пересадки, то есть воспользоваться четырьмя наземными транспортными средствами (без маршруток), — полагает К. Синютич. — Даже если минчанин решил добраться наземным транспортом из микрорайона в центр города, ему вряд ли придется делать три пересадки в наземном транспорте: маршрутная сеть построена таким образом, что совершать такие маневры нет необходимости. Но даже если так, надо подгадать, чтобы очередное транспортное средство было сразу вслед за ушедшим или минут через 5, иначе не успеть. Если же пересадок нужно больше или их придется делать с разрывом во времени, проще купить проездной на сутки за 3,2 рубля или обычные талоны.

Словом, смысла в билетах на 75 минут за 2 рубля мы не увидели: при необходимости добраться из одного конца города в другой или из одного жилого района в другой любой трезвомыслящий человек воспользуется метро или маршруткой.

[related_posts_mn]

Почему в билеты на 30 и 75 минут не включено метро?

Если бы в составе таких проездных была подземка, спрос на них автоматически вырос бы. В большинстве европейских столиц, где есть этот вид транспорта и действуют подобные билеты, они обязательно включают метро. Почему же у нас по-другому? В ГП «Минский метрополитен» объясняют это прежде всего тем, что новые проездные будут реализованы на бумажных носителях, которые в метро недействительны.

Думается, это не единственная причина. При желании заинтересованных сторон с учетом опыта других стран можно было бы продумать действенную схему, включающую в кратковременные билеты все виды городского транспорта. Если такие билеты на самом деле кому-то нужны.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
По итогам 9 месяцев 2024 года МАПИД ввел в эксплуатацию 16 жилых домов и готовит еще 11

Силами ОАО «МАПИД» за первые три квартала текущего года введено в эксплуатацию 16 жилых домов общей площадью около 148 тыс. кв. м. Такие данные во время оперативного совещания в Мингорисполкоме 2 декабря озвучил генеральный директор предприятия Леонид Астрейко, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

09 04 2024 strojka – ctrojploshhadki pozhoga 03 kopiya

Новостройки находятся как в Минске, так и в Минском районе, и в городе-спутнике Смолевичи. В столице новые дома появились в районе ул. Волгоградской, Шаранговича, Ангарской, Карвата, а также в жилом районе Лошица.

— В ближайшее время предусмотрен ввод в эксплуатацию 11 жилых домов общей площадью свыше 85 тысквм, — добавил Л. Астрейко. — Большая часть жилья строится с отделкой. Оно предлагается, как правило, для состоящих в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

«Время сказок» наступило в ботаническом саду Минска

Красная Шапочка и Рапунцель, барон Мюнхгаузен и Щелкунчик, ледяная Снежная королева и Кот в сапогах — знакомые и любимые персонажи оживают в ботаническом саду на выставке световых фигур «Время сказок», передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

prazdnik illyuminaczii svetovye figury stolyarov 02 kopiya

Выставка световых фигур давно стала доброй традицией столичного ботанического сада. Но если в прошлые разы это были флора и фауна, то сейчас ставку сделали на сказку. В буквальном смысле: гостей встречают герои известных книг.

prazdnik illyuminaczii svetovye figury stolyarov 23 kopiya

prazdnik illyuminaczii svetovye figury stolyarov 04 kopiya

Персонажи выставки фонарей — это световые фигуры, которые сочетают в себе детализированные художественные объекты, красочное волшебство света и музыкальное сопровождение, — отметили в ботаническом саду. — Над созданием трудились десятки мастеров, дизайнеров, скульпторов, которые «оживили» каждую композицию.

prazdnik illyuminaczii svetovye figury stolyarov 26 kopiya

prazdnik illyuminaczii svetovye figury stolyarov 06

Застыла в высокомерной позе Снежная королева, у ног которой собирает слово «Вечность» мальчик Кай. Это одна из самых масштабных композиций, при том что все они отличаются внушительными размерами. Даже воинственные лилипуты, которые опутали сетью Гулливера. Некоторые персонажи дословно воспроизводят знакомые истории. Например, Красная Шапочка, застывшая в испуге перед злым волком. Или Мюнхгаузен, оседлавший пушечное ядро. Некоторые сказки обрели достаточно вольную трактовку. Так, Кот в сапогах правит каретой-тыквой, изначально принадлежавшей Золушке, и, судя по траектории движения, мчится спасать Рапунцель, что свесила из окна волшебные золотистые косы.

prazdnik illyuminaczii svetovye figury stolyarov 20 kopiya

prazdnik illyuminaczii svetovye figury stolyarov 19 kopiya

prazdnik illyuminaczii svetovye figury stolyarov 43 kopiya

prazdnik illyuminaczii svetovye figury stolyarov 11 kopiya

Гамельнский крысолов и Щелкунчик явно играют в одной команде против Крысиного короля, а злая Колдунья из сказки про Белоснежку почему-то держит в руках мини-тыкву, хотя в оригинале было отравленное яблоко. Что ж, такая адаптация точно по душе гостям. Протоколирует процесс сам Александр Сергеевич Пушкин, секретарем у которого подрабатывает Кот ученый.

prazdnik illyuminaczii svetovye figury stolyarov 22 kopiya

prazdnik illyuminaczii svetovye figury stolyarov 37 kopiya

prazdnik illyuminaczii svetovye figury stolyarov 32 kopiya

prazdnik illyuminaczii svetovye figury stolyarov 33 kopiya

prazdnik illyuminaczii svetovye figury stolyarov 29 kopiya

Выставка световых фигур «Время сказок» открыта по 28 февраля 2025-го. Время работы — с 18:00 до 22:00. Гостей заранее предупреждают: посетить можно только через центральный вход (со стороны пл. Калинина).

prazdnik illyuminaczii svetovye figury stolyarov 42 kopiya

prazdnik illyuminaczii svetovye figury stolyarov 28 kopiya

prazdnik illyuminaczii svetovye figury stolyarov 25 kopiya

prazdnik illyuminaczii svetovye figury stolyarov 03 kopiya

Фото Алексея Столярова