Национальный код. В Большом театре продемонстрировали выставку «Скарбы з вясковых куфраў»
Выставку одного дня «Скарбы з вясковых куфраў» организовал Большой театр Беларуси совместно с Музеем древнебелорусской культуры для зрителей, пришедших на оперу «Дикая охота короля Стаха» 29 января. Чем уникальна и интересная экспозиция, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».
Традиции проводить Вечера белорусской культуры перед национальными операми, украшающими репертуар Большого театра, не один год. Ранее уже демонстрировали копии слуцких поясов, белорусские рушники, проводили мастер-класс по повязыванию поясов, и это вызывало большой интерес среди зрителей.
В этот раз в центре экспозиции расположился расписной и яркий куфар (сундук), который и привлек всеобщее внимание. В 1954-м он был сделан мастером из деревни Огово Брестской области. Хранился в музейных фондах и ни разу не выставлялся.
Заведующий отделом древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси Борис Лазуко уточнил, что название выставки условное, оно символизирует историческую память о культурных и семейных традициях. Здесь представлены предметы, которые вызовут интерес у зрителей.
Б. Лазуко рассказал о тех из них, которые уже не встретишь, и тех, которые существуют, но выглядят по-другому.
— Ценность этих предметов в памяти, которая хранится в них. Они теперь в музее и не встречаются в быту, — пояснил Б. Лазуко.
Вот, например, рынка. Так называли сковороду. Рынка делалась из глины и имела три ножки, благодаря которым ее можно было поставить на угли в печь. Два горшочка, соединенных в один предмет, — спарыш — использовали, чтобы принести еду (первое и второе блюдо) в поле. Обычно мама отправляла с ними детей к отцу.
Представлены были в экспозиции и музыкальные инструменты окарина и белорусская дуда, звучание которых можно услышать до сих пор.
О рушниках рассказала научный сотрудник отдела древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси Полина Богдан.
Так, рушником-набожником украшали иконы в красном углу, они отличались нарядным исполнением, ярким и утонченным. Эта традиция сохранилась в деревнях. Интересно, что набожники отличались убранством и в зависимости от регионов, где создавались.
— Здесь представлены в основном рушники с юга и востока нашей страны, насыщенных текстилем частей Беларуси, — отметила П. Богдан.
А в быту использовался рушник-утиральник, чтобы вытирать руки и лицо. Рушником-надежником накрывали дежу — бондарную емкость, в которой подходило тесто или хранили рощину (закваску).
В экспозиции можно было увидеть и предметы, которые найдены и привезены из отселенных деревень Гомельщины. Например, лавка, различные вещи, которые использовали в быту женщины. А для мужчин существовала дахоўка. Раньше кровлю делали из соломы и камыша, а этот предмет помогал плотно подбивать соломинку к соломинке.
— Искусствоведы ездили по деревням и селам, искали предметы, которые казались обыденными, но составляют национальный код. У нас находятся 12 различных коллекций. Мы ими гордимся и всегда рады напомнить белорусам об их корнях, — подчеркнула главный хранитель коллекций отдела древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси Ольга Кирьянова.
Вечер завершила национальная опера Владимира Солтана «Дикая охота короля Стаха», созданная по мотивам повести Владимира Короткевича.
Режиссер-постановщик Анна Моторная постаралась создать спектакль, каждый показ которого становится знаковым событием, собирающим в зале не только поклонников оперного жанра, но и ценителей национальной культуры.
Фото Сергея Лукашова
Читайте также:
- Любопытные барельефы и потерянный молот. Где в Минске можно встретить символы эпохи СССР
- Праздник белорусского золота: в Минске проходит фестиваль «Свята льну»
- Звездное дефиле по красной дорожке. Чем удивил вечер белорусской культуры в Большом театре
Смотрите также:

