«Надбавки хорошие, да тратить некогда. Откладываем на отпуск». Узнали, как работают медики ковид-бригады
Корреспондент агентства «Минск-Новости» решила выяснить, кто и как работает в поликлиниках с больными коронавирусом. Как раз и случай подвернулся: ковид-бригада вернулись на базу — в 14-ю центральную районную поликлинику Партизанского района.
В бригаде только молодежь
Для начала знакомимся. Марина Литвинко, миловидная девушка, медсестра. Ей 20 лет, в августе будет год, как работает в поликлинике. Антонина Якимова, не менее привлекательный молодой доктор, которой всего 27. Еще в ковид-бригаде есть помощник врача — тоже девушка приятной наружности. Правда, беседовать с нами не стала: застеснялась и убежала.
— В нашей поликлинике три такие бригады. Когда их создавали, туда отбирали самых молодых и крепких по здоровью, — вводят в курс дела девушки.
— Уговаривали?
— Случалось, но мы долго не думали: надо — значит надо. Хоть и страшно было.
— А теперь не страшно?
— Уже нет, всему обучились и к защите привыкли.
— Не поверите: мы тоже привыкли к вашему космическому виду, не то что вначале.
— Сперва нас все фотографировали — из окон домов, машин, из-за деревьев, кустов, как папарацци. Такие вот неловкие моменты.

Марина Литвинко
— Вы замечали, что вас снимают?
— Если издалека, то не всегда. А иной раз прямо у подъезда с камерой встречали. Даже бабушки на лавочках на мобильники снимали. Сидят, шушукаются, делают вид, что своими делами заняты, а только мы появимся, так и фоткают. Даже сейчас реагируют на нас по-разному. Малышня — эмоционально. Когда из машины выходим и идем к подъезду, дети либо плакать начинают, либо кричат с восторгом: «Мама, смотри, космонавты идут! А они настоящие?»
— Подбегают?
— Мамы не пускают. Сейчас интерес подостыл. Люди реагируют на ковид-бригады спокойнее, некоторые даже здороваться стали. Иногда вперед пропускают, когда в подъезд заходим, иногда вместе в лифте едем. Часто спасибо говорят, но обычно просто отходят подальше: вдруг заразные?
— Глупости! Вы же себя все время обрабатываете дезинфицирующими средствами.
— Естественно. После каждого пациента стерилизуем себя с ног до головы. Вышли из квартиры — экипировку обработали, перчатки новые надели… Так всю смену. Ездим чистыми.
— На чем?
— Машины предоставляет «Минсксанавтотранс». Каждый день разные: может быть скорая или обычная легковушка-седан (на борту написано «Для медицинского обслуживания»). Но в основном ездим на скорой.
— Работаете посменно?
— Да, сегодня первая — с 8:00 до 14:00.
— Пациентов много?
— В среднем в каждую смену по 30–40 человек. Физически немножко сложно: не везде работает лифт. Иногда приходится подниматься на 9–10-й этаж пешком в амуниции и с медицинским чемоданчиком. Нелегким.
Да и пить хочется, а нельзя. Физиология… Как в поликлинике переоделись в противочумные костюмы, надели защитные очки, респираторы, перчатки, обувь (бахилы в квартирах), так до последнего пациента и ездим, не расстегиваясь. На базу не возвращаемся: времени в обрез. Поесть, попить и по надобности сходить можно только по окончании смены. Терпеть научились. Главное — перед дорогой не есть и не пить.
В поликлинику вернулись, все грязное сняли, отдали на утилизацию (одноразовые средства индивидуальной защиты) или на санобработку, помылись, переоделись, с остальными делами разобрались. Все! На сегодня свободны. Завтра будет новый день.
— И новые пациенты. Марина, вопрос к вам: что входит в должностные обязанности медицинской сестры ковид-бригады?
— Взятие мазков из носа, зева на ПЦР-исследование, забор крови из вены для экспресс-тестирования, выполнение ЭКГ.

Антонина Якимова
— Антонина, а врача?
— Провожу осмотр пациента, слушаю его, измеряю температуру бесконтактным термометром, специальным приборчиком (пульсоксиметром. — Прим. авт.) определяю насыщение крови кислородом, корректирую лечение. Если нужно дополнительное обследование — рентген, компьютерная томография, вместе организуем. Мы также отвозим пациентов в больницу на КТ и рентген.
Что касается лечения, оно симптоматическое. Контактам 1-го уровня (их тоже наблюдают ковид-бригады) на третий, пятый день самоизоляции (считается с момента последнего общения с заболевшим коронавирусом) берем мазки на ПЦР-исследование. Если ответ положительный, лечим COVID-19. Дома можно быть только с легкой формой болезни (при ухудшении самочувствия направляют в больницу). Через определенное время (Минздрав периодически меняет сроки) делаем экспресс-тест. Дальше по ситуации.
Если ПЦР-тест у контакта 1-го уровня отрицательный, человек все равно остается на самоизоляции. Потом ему выполняют экспресс-тест. При отрицательном ответе больничный закрывают.
Тестируют нас каждые две недели
— Как контролируете свое здоровье?
— Три раза в день измеряем температуру. Также каждые две недели нас тестируют.
— Медикам, работающим с пациентами с COVID-19, положены надбавки? Вы довольны своими зарплатами?
— А это главное?
— Для кого как. Некоторым медработникам не доплатили — они обиделись.
— У нас приличные надбавки: 1 000 рублей в месяц врачу и по 500 рублей медсестре, помощнику врача и фельдшеру-лаборанту. Нам-то и тратить их сейчас негде и некогда. На отпуск будем копить.
— И куда хотите поехать?
— В этом году, если получится, только по Беларуси. И это прекрасно!
— Давайте помечтаем: границы откроют, международное авиа-, железнодорожное, автобусное сообщение возобновят…
— Я в Италию хочу, — мечтательно говорит Марина.
— А вы, Антонина?
— В Польшу, в горы в Закопане. Была там один раз. Красота неописуемая! И чтобы там ни слова про коронавирус. Я так путешествовать люблю! И петь. До ковидных времен занималась вокалом в студии.
— Марина, а у вас к чему душа лежит?
— К психологии и современным танцам. Жаль, что сейчас всласть не натанцуешься. Настроение не то.
Фото Сергея Пожоги
Смотрите также:
https://youtu.be/IjYRh80ZfDY
https://youtu.be/eAA2-k-hdtE