«Народ все время живет в страхе». Афганец, переехавший в Минск 30 лет назад, — о Кабуле и «Талибане»
Тысячи мирных жителей Афганистана в страхе наблюдают за ситуацией, которая сложилась после наступления талибов на правительственные силы. Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила о происходящих в стране событиях с афганцем, родственники которого живут в Кабуле.
Обайдулла Амани Лангар — бывший заместитель международной благотворительной организации афганских беженцев «Афганская община», полковник в отставке, предприниматель. Родился и вырос на севере Афганистана. Более 30 лет живет в Минске.
Как и когда Обайдулла попал в Беларусь
После окончания школы молодой человек поступил в сельскохозяйственный институт, чтобы стать ветеринарным врачом. Работая по специальности, он стал членом народно-демократической партии. С началом в 1978 г. гражданской войны партии понадобились воины, и молодой человек ушел на фронт. По партийной линии в 1989 г. его отправили учиться в высшее военно-политическое училище в Минск. За годы его учебы произошли серьезные политические преобразования: в 1991 г. — распад СССР, а в 1992 г. — смена афганской власти. Поэтому путь в родную страну для мужчины оказался закрыт.
Пришлось обустраивать свою жизнь в Беларуси. Времена, как вспоминает О. Лангар, были сложные. Но постепенно сложилось и с работой, и с семьей. Сейчас выпускник Минского военного училища и полковник в отставке — отец четверых уже взрослых детей, женат на белоруске и ведет свой бизнес.
Кто из родственников О. Лангара находится в Кабуле, и что они рассказывают
Напомним, 15 августа представители «Талибана» вошли в Кабул и окончательно взяли под контроль власть в Афганистане. Их цель — восстановить Исламский эмират. Это название группировка уже использовала, когда контролировала большую часть территории страны в 1996–2001 гг.
Тогда на занятой талибами территории были установлены суровые правила. Например, девочкам нельзя было посещать школу, женщинам — работать вне дома и выходить на улицу в открытой одежде и без сопровождения мужчины. Боевики поддерживали и прилюдные казни: нормальным для них являлось отрезать руку за воровство или убить женщину камнем за измену.
Сейчас «Талибан» пообещал, что настолько жестких условий не будет: женщины смогут получать образование, работать и в одиночку покидать дом (но только в хиджабе). Казнь и общественную порку они планируют теперь осуществлять только по приговору суда.
Несмотря на оглашенные изменения, тысячи людей пытаются покинуть Афганистан после захвата столицы талибами, а остальные продолжают жить в страхе. В их числе — племянники, двоюродные брат и сестра О. Лангара.
— Это не тот «Талибан», что был. Говорят, они дадут возможность женщинам учиться, разрешат смотреть телевизор, слушать радио. Тем не мене, люди не верят. Ведь их целью всегда было держать исламский мир в темноте, особенно женщин, — рассказывает собеседник.
Многие сейчас ищут возможности выехать из страны. Но сделать это нелегко, потому что все границы под контролем «Талибана».
— Так просто никого не пускают. Единственный выход — это аэропорт, который охраняют афганские, турецкие и американские войска. Оттуда самолетом можно попасть в другие страны, но это довольно сложно для простых афганцев, — рассказывает О. Лангар. — В аэропорту некоторых забирает американский самолет. В него попадают только те, кто вошел в список: это несколько тысяч сотрудников с семьями, которые помогали американцам.
Движение «Талибан» зародилось в 90-х гг. прошлого века и с тех пор периодически будоражит нормальную жизнь мирного населения.
— Народ все это время живет в страхе. Когда люди уходят из дома, они всегда прощаются с родственниками, ведь могут не вернуться. Афганцы живут так больше 20 лет, находиться там страшно. Зверские убийства в ХХI веке невозможны. Уровень жизни народа тоже очень низкий: беднота, холод, часто нет света.
После 18 лет противостояния, в 2018 г., США и «Талибан» начали переговоры, а в 2020 г. было достигнуто мирное соглашение. Соединенные Штаты и их союзники пообещали вывести войска из страны за 14 месяцев, а талибы — что не станут использовать территорию Афганистана для действий, которые представляют угрозу безопасности США и союзников.
Тем не менее уже в 2021 г. «Талибан» продолжил наступление и стал быстро продвигаться по стране.
— Под угрозой оказались сотрудники госучреждений, переводчики и другие люди, которые помогали американцам, немцам, французам. Не так давно талибы остановили машину американского переводчика, вытащили и убили его, — рассказывает собеседник.
Почему афганцы недовольны правительством, а некоторые даже связывают приход талибов с лучшей жизнью
Боевики движения «Талибан» вошли в столицу без боя. Государственная армия не сопротивлялась наступлению и даже отдала боеприпасы. Покинул страну и президент Ашраф Гани.
— Знаю, что некоторые солдаты буквально плакали. Мол, почему мы не воюем с ними, ведь это террористы. Мне как афганцу и военному человеку обидно, что в 90-х гг. были сильные армия и правительство, а сейчас никто не может защитить народ. Власть сейчас — это те же преступники, — считает О. Лангар. — Народ живет в нищете, ужасном психологическом состоянии. Правительство никого, кроме себя, не может защитить. Каждые сутки террористы прямо на улицах демонстративно могут убивать десятки человек, а власти не нашли ни одного убийцу. Кто-то сказал против государства какие-то слова — через пару дней его уже нет.
Из-за недовольства нынешней властью, по словам собеседника, некоторые даже рады приходу «Талибана» в надежде на лучшую жизнь.
— Афганцы готовы ко всему, лишь бы только не было правительства. Они вспоминают, что, когда у власти был «Талибан», воровства, грабежа не было. Правительство же в 90-е гг. разрушило весь Кабул. Ни одно здание не было целым. Картина была такая, как послевоенный Минск на снимках. В то время убили много мирных жителей.
Последний раз О. Лангар был в Афганистане в 2019 г., из-за проблем со здоровьем в 2020 г. попасть на родину и повидаться с родственниками не получилось.
— Очень люблю Афганистан, считаю себя патриотом. Поэтому то, что сейчас происходит, меня очень тревожит. Последние недели я не могу спать. Даже ночью просыпаюсь и читаю о новых событиях, — делится мужчина. — Знаю, что есть силы, которые хотят воевать против «Талибана». Но они тоже не подарок для Афганистана. За спиной у них также есть военные преступления. Поэтому сложно сказать, что будет со страной дальше.
Если ситуация не стабилизируется, родственники О. Лангара также планируют эмигрировать в Беларусь.
— В Афганистане сейчас кругом безработица, жить очень сложно. Конечно, если я могу помочь своим родственникам, пускай приезжают. Белорусский народ очень доброжелательный, отзывчивый. Я сам рад, что когда-то попал сюда и живу спокойно.
Афганец, который больше 30 лет живет в Минске, переживает, что ничего не может сделать для своей родины.
— Мне всегда хочется вернуться в Афганистан. Последние 20 лет, до 2019 г., в отпуске я ехал не на море, в Турцию или Египет, а в родную страну — походить по знакомым улицам, пообщаться с друзьями, — вспоминает собеседник. — На протяжении 20 лет, когда я был представителем афганской общины, помогал соотечественникам здесь: узнавал по поводу жилья, продовольствия. Ведь многие из них не знают русский язык.
По его словам, последние 10 лет в Беларусь приезжало очень мало афганцев — это были единичные случаи.
— Сейчас, наверное, в связи с этими событиями будет приезжать больше. Для Афганистана наступил очень трудный момент, и я надеюсь, Беларусь в том числе поддержит афганцев.
Фото автора
Смотрите также: