1200 90

Наш белорусский Голливуд: 90 лет назад решали, где его создавать — в Минске или в Витебске

Наш белорусский Голливуд: 90 лет назад решали, где его создавать — в Минске или в Витебске. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

17 декабря мы отметим 95-летие белорусского кино. Но мало кто знает, что к этому событию имеет прямое отношение юбилей нынешнего года — 90-летие принятия решения построить в БССР собственный киногород. Причем не в столице.

Отправная датаLesnaya byl semki

Начало нашего кино — запутанный сюжет. 17 декабря 1924 года увидело свет постановление Совнаркома БССР о создании управления «Белгоскино» при Наркомате просвещения БССР. Эту дату считают профессиональным праздником кинематографистов. Однако кое-что надо учитывать.

Во-первых, какие-то кинопроекты в стране пытались осуществлять и ранее. Только неудачно, поэтому «Белгоскино» и задумывалось прежде всего как структура, которой надлежало возглавить процесс. Разместили новую организацию в несохранившемся ныне здании на углу улиц К. Маркса и Ленина, а в Москве арендовали офис для представительства. В Минске при управлении через полгода заработала лаборатория, снимавшая хронику, а в Москве и в Ленинграде искали возможности для съемок первых белорусских игровых картин. В 1926-м две такие ленты вышли. Одну — «Лесную быль» Юрия Тарича, рассказывающую о борьбе с белополяками, — обычно вспоминают в первую очередь. Другую помнят лишь профессионалы-киноведы. Это мелодрама Олега Фрелиха «Проститутка» («Убитая жизнью»).

Но нам интересна другая дата, юбилейная.

С точки зрения логистикиKastus kadry 2

Руководителя Музея истории белорусского кино Игоря Авдеева мой вопрос не удивил.

Да, действительно, 60 лет назад студию белорусских фильмов решили создать в Витебске. Почему там? Чистая логистика: Витебск ближе к Москве и Ленинграду!

Тут надо вернуться к разговору о первых шагах нашего кино. К 1929-му, после «Лесной были» и «Проститутки», вышел уже добрый десяток белорусских картин. Но поскольку собственной базы «Белгоскино» не имело, приходилось арендовать площадки у других. Поэтому натурные съемки вели в Белоруссии (и то не всегда), а павильонные — в Москве, Ленинграде, Ялте, где угодно. При этом, понятно, у всех свои задачи, и белорусским группам павильоны выделяли в третью, ночную смену, всё остальное — тоже по остаточному принципу. Одна нерешенная проблема порождала другую. Кадры! Если уж решено создавать свое кино, то следовало готовить собственную школу мастеров. А для начала пригласить профессионалов, которые будут учить этих людей. Но кто же оставит российские столицы, если неясно, где затем предстоит просто работать и жить. Даже с основоположниками ситуация оставалась неясной. Тот же Тарич творчески был связан с Белоруссией, а семья жила в Москве. У Корш-Саблина семья в Минске, а сам он месяцами в России.

В 1928 году, арендовав в Ленинграде бывший театр «Кривое зеркало», создали студию «Советская Белорусь» (писали так). При этом подразумевалось: в Ленинграде она и будет находиться. А почему нет? Тут база, кадры, возможности. Да, тематика фильмов белорусская (или связанная с Белоруссией). Но какая разница, где физически снимают павильонные сцены, где монтируют ленты?

При этом понималось: вариант временный. Раньше или позже свой Голливуд в БССР появится. Вопрос: где конкретно? Козыри ратовавших за Минск были ясны: столица, проще решать вопросы. Но и у агитировавших за Витебск своя логика. Если головная студия в Ленинграде и речь идет лишь о павильонном комплексе, то чем ближе он разместится к главным российским киноцентрам, тем удобнее с точки зрения производства фильмов. Поэтому, в частности, за Витебск выступал тогдашний руководитель «Белгоскино» Абрам Галкин, кстати, из Витебска родом.

Напомним: ведомственно киноотрасль тогда относилась к Наркомату просвещения БССР, который, соответственно, и просил правительство республики о строительстве в Витебске кинофабрики.

Временное и постоянноеKastus kadry 3

Совнарком БССР дал согласие. В Витебске подобрали площадку, расчистили, стали готовиться к строительству и… отказались от самой идеи. Это ведь годы первой пятилетки, индустриализации. Закладывали множество объектов. Деньги требовались на всё, искали, где сэкономить. Возведение белорусской киностудии первоочередной задачей не выглядело. Студия в Ленинграде решает задачи? Ну и ладно пока…

А поскольку нет ничего более постоянного, чем временное, белорусское кино задержалось в Ленинграде надолго — до 1939–1940 годов. Лишь тогда приняли окончательное решение строить будущий «Беларусьфильм», причем уже в Минске.

Фильм из быта милиционерок

foto 4 Nenavist

Картина «Чёрная кровь» в прокате называлась «Ненависть»

Впрочем, нас интересует 1929-й. Раз уж замаячила в те дни перспектива появления в БССР своего Голливуда, возник вопрос: чем он будет заниматься? И вот 90 лет назад специальная статья в той же «Савецкай Беларусi» ставила белорусскому кино следующие задачи.

Во-первых, завершить работу над картинами, которые уже в работе. Их пять: а) «Отель «Савой» — о подвиге гомельских коммунистов во время Стрекопытовского мятежа 1919 года; б) «Великан» — картина, отображающая разницу между Белоруссией дореволюционной и нынешней; в) «Хамелеон» — комедия, высмеивающая бюрократизм в деле шефства над деревней; г) «Тетя Саша» — «драма з быту мiлiцыянерак» (интересно, что имели в виду?); д) «Черная кровь» — о борьбе польских трудящихся на тамошних нефтепромыслах. В ближайшие годы предполагали создать ленты о революции 1905 года в Белоруссии, о белорусах-беженцах времен Первой мировой войны, об «Осинстрое» — главном тогдашнем промышленном объекте БССР, о белорусских евреях, едущих в Биробиджан.

При этом отмечали: перспективы у нашего кинематографа неплохие. Во-первых, открывается сценарная мастерская, где молодые белорусские писатели будут учиться создавать литературную основу будущих фильмов. Во-вторых, большой шаг вперед сделан в области звукового кино — оператор Мошкович работает в Минске над специальной установкой, позволяющей снимать и показывать фильмы со звуком.

А появится своя киностудия, вообще расцветем!

Фабрика кино

foto2 Prostitutka

Эту мелодраму тоже считают одной из первых белорусских картин

Осенью 1929 года, то есть 90 лет назад, газета «Савецкая Беларусь» (№ 239) опубликовала следующее сообщение: «Да пабудовы кiно-фабрыкi. Калегiя Наркамасветы выказалася за тое, каб кiно-фабрыка будавалася ў Вiцебску. Пастаноўлена хадайнiчаць перад Сав. Нар. Камiсараў аб пабудове кiно-фабрыкi ў Вiцебску».

«Кiно-фабрыка» — не только особенность тогдашнего написания. Речь шла действительно о фабрике кино — производственном предприятии, киногородке с павильонами, мастерскими, монтажными. Или прообразе «Беларусьфильма», проще говоря. Но «Беларусьфильм» — давний минский бренд. Почему же Витебск?

Торговцы грезами

В том же 1929 году на голливудской студии Warner Bros. окончательно перешли на выпуск цветных фильмов (звуковые были давно освоены). На другой крупнейшей студии, МGM, в 1929-м шла юридическая война: два недавних совладельца Луис Барт Майер и Николас Шенк судились за контроль над бизнесом. Победил Майер, получив приз, за который стоило драться: несмотря на период Великой депрессии, МGM стабильно приносила полновесную прибыль. В том же 1929-м владелец американской общенациональной радиовещательной корпорации NBC Дэвид Сарнов познакомился с русским эмигрантом инженером Владимиром Зворыкиным — данный факт считается важнейшим эпизодом в истории появления телевидения.

Всё это нас интересует с одной точки зрения — у братьев Уорнеров, Майера, Сарнова белорусские корни. Майер родом из Минска, Сарнов — из Узлян (Минская губерния), отец Уорнеров — сапожник из Браслава. Родители вывезли их из нищей «черты оседлости» бывшей Российской империи. Эти люди росли и состоялись в США. Прочь иллюзии — никакой ностальгии по родине они не испытывали, в историю вошли как персонажи, мягко говоря, неоднозначные. Но энергии, деловой хватки, интуиции у них не отнимешь. Интересно, если бы жизнь повернулась иначе и будущие американские кино- и телемагнаты жили в 1929-м здесь, пригодились бы эти таланты у нас?

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора